Дуэль – занятие для мужчин


Тысячи мужчин являлись на отдаленную лесную поляну с оружием наготове, чтобы восстановить справедливость. Веками они подчинялись постулату: потерять жизнь на дуэли не так страшно, как жить с клеймом оскорбленного.


Поводы, которые считались оскорблением достоинства, сегодня кажутся нам смехотворными, и это показывает, насколько изменилось мышление. А ведь с тех пор, как этот способ выяснения отношений канул в Лету, еще не прошло и века. Необдуманного слова, криво брошенного взгляда, малейшей нелюбезности было достаточно, чтобы убить противника или самому сложить голову.
Всегда и везде поединки преследовались, а участники подвергались строгому наказанию. Например, французский кардинал Ришелье не проявлял никакого милосердия к дуэлянтам, их отстраняли от государственной службы, конфисковывали имущество, ссылали. А 23 января 1627 года Людовик XIII даже распорядился казнить трех участников дуэлей..
Десятью годами раньше германский кайзер издал указ, в котором говорилось, что строжайшим образом надлежит карать дуэлянтов. Позже в число наказуемых входили уже и их помощники – секунданты, арбитры и врачи.
Но дух времени был сильнее всех законов, и мельчайший конфликт кавалеры и джентльмены вынуждены были регулировать посредством поединка. Это было не только правом, но и долгом, особенно для офицеров. Положение, в котором они оказывались, мягко говоря, было нелегким. Тому, кто бросил перчатку или принял вызов, грозило дисциплинарное наказание, во многих случаях ему даже приходилось затем расстаться с военным мундиром. Но карьера могла считаться законченной, и если кто-то отказался от дуэли – не защитивший свою честь считался трусом.
Таким образом, вступать в противоречие с существующим законом вынуждены были даже те мужчины, которым дуэль была противна. Им ничего не оставалось, как все же встретиться с противником в тайном месте и провести поединок в соответствии со строго определенными правилами, соблюдение которых было неукоснительным.
Первое – выяснение вопроса, находятся ли противники на одной и той же ступени общественной лестницы (иначе вопрос мог быть передан в суд). Второе – два уполномоченных секунданта, в обязанности которых входило уточнение степени обиды – в зависимости от ее тяжести определялся вид оружия, расстояние, с которого положено стрелять, время и место поединка. Третье – составление письменного протокола после дуэли, особенно в случае, когда один из дуэлянтов был убит, так как оставшийся в живых должен был отвечать за убийство перед судом.
Обычно во время дуэли на пистолетах офицеры и джентльмены становились друг перед другом на расстоянии 15 шагов, или 12 метров. Если обида была не особенно тяжкой, риск мог быть уменьшен, а расстояние увеличивалось до 50 шагов. После каждого выстрела соперники приближались друг к другу на десять шагов. Но часто дуэлянты только поворачивались спиной, чтобы после каждой команды, вновь представ лицом к противнику, стрелять в течение минуты.
Главная цель поединка – показать, что на нем встретились достойные мужчины, а не вспыльчивые честолюбцы. Противники являлись с приличествующей ситуации благородной торжественностью – одетые в черные костюмы, с цилиндрами на голове. Во время поединка верхняя одежда снималась и дуэлянты оставались только в сверкающих белизной рубашках.
Даже если иному в этот момент сердце подкатывало к горлу и он ощущал себя подавленным, необходимо было излучать спокойствие и невозмутимость. Это всего лишь часть предписаний, опубликованных в вышедшей в 1836 году книге "Искусство дуэлей".
Корни этого обычая следует искать в таких романтических странах, как Испания и Франция. Чаще всего там разгоряченные словесные поединки быстро перерастали в элегантную дуэль скрещенных клинков. Настоящий кавалер всегда имел при себе саблю или шпагу. Это было просто в порядке вещей. Всегда можно было защитить себя от нанесения оскорбления чести, и это происходило буквально каждый день. Автор любимого и поныне романа Александр Дюма, например, также участвовал не единожды в подобных поединках.
В Германию дуэль пришла только после Тридцатилетней войны. Она опустошила не только целые районы, но и изменила образ мысли людей – порог запрета на совершение убийства был тогда очень занижен.
Разумные правила дуэли никогда не допускали заранее предопределенный исход поединка. Но и самый изысканный кодекс поведения не мог предотвратить возможности хорошему фехтовальщику сыграть "шутку", провоцируя человека, не столь отменно владеющего шпагой, – он оказывался вовлечен в бой, не имея ни малейшего шанса на победу.
Однако скорее это был безобидный звон клинков. Потому что правила при дуэлях такого рода предписывали следующее: даже легчайшая царапина должна была положить конец поединку, нескольких капель крови было вполне достаточно для достижения цели – мужество и храбрость доказаны, обида искуплена.
И только когда оружием стал пистолет, дуэль превратилась в игру со смертью. Преимущество было одно – физические качества противника уже не имели прежнего значения. Но был и недостаток: чтобы дать обоим равный шанс покинуть место боя победителем независимо от умения стрелять, применялись только гладкоствольные пистолеты – зависимость от точности прицела была уменьшена.
Многие мужчины, которые хотели всегда одерживать верх, все же неутомимо упражнялись в стрельбе. Они использовали чучело, на котором закреплялся запал, соединенный с длинным фитилем, воспламеняясь от пробного выстрела, он напоминал ответ оружия противника. Так стрелок упражнялся и в хладнокровии. Многие "тактики" владели изощренными трюками, помогавшими обходить гарантию равных шансов. Например, нередко вызывающий на дуэль, если оскорбление было велико и давало право на использование своего оружия, прибегал к помощи пистолета, чей ствол был нарезан только в начале (внешне он не отличался от гладкоствольного, а прицел мог быть более точным). Трудно назвать такое поведение "рыцарским", но, очевидно, в подобных случаях руководствовались утверждением – "цель оправдывает средства".
Но было ли вообще что-то достойное уважения в этом гротескном мужском ритуале, вовлекавшим даже людей, испытывавших к нему отвращение? Какими были внутренние побудительные мотивы? Может быть, ощущение, что поединок делает личное правосудие выше общественных норм, доставляло особый род удовольствия? Ведь подобная игра с огнем была свойственна только тем, кто посещал дорогие салоны и офицерские собрания, а значит, слух о дуэли крайне редко достигал ушей более широкой общественности. И почти никогда в утреннем сумраке на отдаленной лесной опушке не появлялись полицейские, жаждущие уличить соперников и их спутников.
И, наверное, остается только радоваться, что после окончания первой мировой войны мужчины поняли, что поединок – не лучшее средство смыть оскорбление, восстановить поруганную честь. Хотя, пожалуй, и сегодня найдутся многие, которые нет-нет да и взгрустнут о том, что дуэль умерла.

поделиться
П.М.магацин
Гамбург
09.03.2010

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru