Любовь длиною в жизнь
Мишель-Фердинанда-Полина Гарсиа родилась в Париже 18 июля 1821 года. Отец Полины - знаменитый в то время тенор, мать - актриса.
Сестры Мария и Полина с раннего детства учились музыке и пению, но абсолютно по-разному относились к занятиям. Отец говорил, что Марию можно заставить работать лишь железной палкой, Полину же за трудолюбие в семье называли "муравьем". В 3 года она уже читала ноты, чуть позже научилась прекрасно рисовать. Ей легко давались иностранные языки, и она свободно говорила на испанском, итальянском, французском и английском. Потом она овладела еще русским и немецким, занималась латынью и греческим. К сожалению, жизнь Марии, которая стала одной из лучших певиц Европы, рано оборвалась: в 28 лет она разбилась, упав с лошади.
Поначалу Полина собиралась стать пианисткой, и в этом ее поощрял сам Ференц Лист, но вдруг "прорезался" голос, и она решила пойти по стопам сестры, которую со временем превзошла.
Первый успех Полина познала в 17 лет, выступая в Германии. Затем был Париж - и снова успех. Поэт Теофиль Готье, описывая внешность новой звезды, отмечал "стройность, гибкую шею, изящно посаженную голову, красивые сверкающие глаза", "теплый и страстный" цвет лица, "не лишенный очарования немного великоватый рот". У молодой певицы быстро появились поклонники, а Альфред де Мюссе предложил ей руку и сердце. Не чувствуя к нему особой симпатии, Полина отказала. В этом отказе сыграла свою роль и Жорж Санд, которая весьма сдружилась с певицей. Она и обратила ее внимание на Луи Виардо, элегантного высокого брюнета с правильными чертами лица, бывшего журналиста, только что назначенного директором Итальянского театра в Париже. Он хотя и был старше Полины почти на 21 год, от ловеласа Мюссе отличался надежностью. И 16 апреля 1840 года в Париже состоялась свадьба, а спустя два месяца Полина Виардо писала Жорж Санд из Рима: "Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер... Прекрасные качества для мужа, но достаточно ли этого?" Много лет спустя певица признавалась своему другу Рицу, что ее сердце "немного устало от изъявлений любви, разделить которую она не может".
Муж был полной противоположностью темпераментной Полине. Едва ли этот брак можно было назвать счастливым. Луи любил жену и относился с уважением к ее личности, не докучая ревностью. Но даже расположенная к нему Жорж Санд находила его "унылым, как ночной колпак", и записала в дневнике, что Полина любила мужа "без гроз и без страсти".
Вскоре на него начались гонения за приверженность республиканцам, от этого пострадала и Полина, с которой не был продлен контракт. Впоследствии ей постоянно приходилось пробиваться на сцену через интриги и зависть. Публика восхищалась ее голосом и талантом, она пела в Лондоне, Берлине, Вене, Мадриде, Праге и других городах Европы, но только не в Париже. Хотя в ее элегантной парижской квартире на улице Фавар по-прежнему собирался цвет европейской интеллигенции - Бальзак, Ламартин, Жорж Санд, Гейне, Делакруа, Мицкевич...
В 1841 году у супругов Виардо родилась дочь Луиза-Полина, через 11 лет - Клоди, еще через 2 года - Марианна, в 1857 году - сын Луи.
Когда в Петербурге возникла идея создать постоянный итальянский театр, был подписан контракт с Полиной Виардо, хотя в северной столице ее почти не знали. Однако уже первое ее выступление в роли Розины в "Севильском цирюльнике" потрясло русских меломанов. Рукоплесканиям и вызовам не было конца. Среди восторженной публики находился и 25-летний Иван Тургенев.
Авдотья Панаева вспоминала: "Такого крикливого влюбленного, как Тургенев, я думаю, трудно было найти... Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, с которой он познакомился... Я помню, раз вечером Тургенев явился к нам в каком-то экстазе: "Господа, я так счастлив сегодня!.." Счастье заключалось в том, что у Тургенева болела голова, а Виардо потерла его виски одеколоном..." "В душе Тургенева, - писал Анатолий Кони, - восторг дошел до самой ее глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого "однолюба".
Ну а что означала встреча с Тургеневым для Виардо? Вспоминая в конце жизни о первом дне знакомства с ним, она говорила с милой улыбкой: "Мне его представили со словами: это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт". Действительно, поначалу будущий русский классик для нее почти ничего не значил. И гораздо большее понимание он находил у ее мужа: оба заядлые охотники, сочинители, они перевели на французский язык и издали в Париже повести Гоголя.
В Петербурге певица выступала три сезона подряд, с неизменным триумфом, затем Виардо вернулись в Париж, и Тургенев часто подолгу гостил у них. Его мать настаивала, чтобы он порвал с "проклятой цыганкой", не высылала ему денег, но все равно годы с 1847 по 1850 Иван Сергеевич называл "счастливым трехлетием". Он постоянно общался с любимой женщиной, дружил с ее мужем, ловил рыбу, играл на бильярде, изучал испанский язык, на котором все говорили в доме, и писал по-русски рассказы. Именно тогда были созданы "Записки охотника" и "Завтрак у предводителя".
В 1850 году Тургеневу удалось после тяжелых сцен "отобрать у матери" свою дочь Полину (Пелагею), которая была "грехом его молодости", и отправить ее в Париж. Полинетта воспитывалась вместе с Луизой, дочерью Виардо. После смерти матери 32-летний писатель получил огромное состояние, стал богат.
Осенью 1852-го Полина побывала в Петербурге и Москве, и везде публика принимала ее с восторгом.
Встретилась она и с Тургеневым, который специально приехал в Москву из Мценского уезда. "Вы знаете то чувство, которое я посвятил вам и которое окончится только с моей жизнью" - писал он ей после этой встречи.
В 1861 году Виардо достигает зенита артистической славы. Кроме того, у нее был дом, семья, дети, надежный друг в лице Тургенева... Его же время от времени посещают мысли об устройстве личной жизни. Однако все попытки найти подругу жизни, были неудачны. Второй Виардо не существовало.
Многие из окружения Тургенева за глаза смеялись над его продолжительной привязанностью к Виардо. Но он не смог, да и не хотел порывать с ней, хотя пыл его начал ослабевать.
Летом 1862 года семейство Виардо и Тургенев жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости - Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль "За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев - пьесу про колдуна.
С годами Виардо все больше уходила от театральной деятельности и сосредоточивалась на педагогической. У нее было множество учеников.
Василий Поленов с удовольствием вспоминал декабрьские вечера 1874 года в доме Виардо в Париже, где Тургенев "вел себя как хозяин, затевал постоянно живые картины... сам играл разные роли..." Впрочем, многие из гостей считали его положение весьма двусмысленным.
Поскольку Луи Виардо тяжело болел и уже не выходил из дома, то в оперу, на концерты и на выставки Полина с дочерьми выезжала в сопровождении Ивана Сергеевича. В русских кругах Парижа все это расценивалось как "рабство". Судачили о "неравной любви", имея в виду обожание со стороны писателя и холод Виардо. Шли годы, время не щадило никого. Умерла давняя подруга Виардо - Жорж Санд. Дряхлел на глазах Луи Виардо. У Тургенева участились приступы подагры, потом появилась грудная жаба и страшный диагноз - рак позвоночника. В середине апреля 1883 года писателя перевезли в Буживаль. Тургенева сносили с лестницы, а на втором этаже к двери подкатили на кресле умирающего Виардо. Они пожали руки и, сказав печальное adieu, расстались навеки: через две недели Луи не стало. После его смерти все заботы Полины и ее дочерей были устремлены на Тургенева. Воспользовавшись минутой, когда боли его несколько утихли, ему сообщили о смерти Луи Виардо. "Как я хотел бы соединиться с моим другом", - выдохнул он.
Измученный, пропитанный опиумом и морфием, Тургенев быстро слабел. Последнее, что он успел, - это продиктовать Полине два последних рассказа - "Пожар на море" и "Коршун", получивший впоследствии название "Конец".
22 августа 1883 года Тургенев умер. 62-летняя артистка, не имея возможности взять проводить тело в Петербург, отправила представительницами своей семьи обеих дочерей. Кончина давнего друга, так преданно ее любившего, очень подействовала на Полину. В эти печальные дни, по воспоминаниям современницы, на Виардо "без жалости нельзя было смотреть. Оправившись от постигшего ее удара, она беспрестанно сводила разговоры на Тургенева; имя же покойного мужа упоминала лишь в самых необходимых случаях... "
Смерть Тургенева снова разожгла в публике интерес к отношениям писателя с Виардо, им усиленно перемывали косточки в салонах и в газетных. Однажды она не выдержала и сказала жившему во Франции художнику Алексею Боголюбову: "Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в пошлых отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, если они не причиняют вреда обществу, не подвержены ничьему суду, ибо чувства и действия мои и его были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы, да и для многих лиц, считавших себя умными и честными. Более сорока лет я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет..."
После смерти Тургенева до конца своих дней Полина Виардо писала лишь на почтовой бумаге с траурной каймой и запечатывала ее в траурные конверты. В круглой гостиной-кабинете на почетном месте был вывешен его портрет. От тоски спасала работа: она усиленно занялась педагогикой, а среди учеников были дарования со всех концов света. 13 июня 1886 года Чайковский написал родным в письме из Парижа: "Вчера завтракал у старушки Виардо. Это такая чудная и интересная женщина, что я совершенно очарован ею. Несмотря на свои семьдесят лет, она держит себя на положении сорокалетней женщины, подвижна, весела, любезна, обходительна..." Виардо продолжала рисовать, сочинять оперы, интересовалась "Русскими сезонами" Сергея Дягилева. В 85 она была довольно статной, совсем седой старушкой со следами былой красоты глаз, очень изящной.
Полина Виардо скончалась тихо и без страданий в ночь с 17 на 18 мая 1910 года, немного не дожив до 89 лет. В журнале Musica было отмечено, что умерла "необыкновенная артистка и певица, чудесная женщина, такая сердечная, добрая, умная, такая благородная, с такой лучезарной душой..."
Юрий Безелянский
- 18.05.2001
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru