Миф о профессиональном снобизме


Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей
(часть 25).

Начало здесь


Изучая взаимоотношения на работе, я периодически сталкиваюсь с разными, ранее нигде не описанными явлениями, которым придумываю разные занятные имена – для того, чтобы они поглубже врезались в память. Как правило, проблематика подобных явлений очень остра и не может оставить специалиста по персоналу равнодушным.
Особенно «режут глаз» одинаковые проявления в разных компаниях, у разных профессиональных сообществ и абсолютно разных людей. Если я вижу такое явление, то я стараюсь его по возможности проклассифицировать и описать как можно подробнее.
Так и с сегодняшним явлением.
Термин «профессиональный снобизм» я применяю вовсе не в тех случаях, когда речь идет о высоком профессиональном уровне специалиста. Данный термин для меня характеризует большую часть профессионального сообщества, к которому принадлежит человек.
Я считаю, что профессиональный снобизм в чистом виде возникает в тех профессиональных сообществах, в которых так или иначе сосредоточенны особые знания, которыми представители других сообществ не обладают. В силу каких-то загадочных обстоятельств даже самые незначительные представители этих профессий и областей деятельности попадают в особую касту «посвященных», по сравнению с которыми все остальные профессии якобы малы и незначительны.
Профессиональный снобизм порождает огромное количество рабочих конфликтов. Сотрудники одних подразделений могут являться постоянным стрессом для других, причем начальство в данном случае редко обладает возможностью активного влияния на конфликт, так как само, чаще всего, не является специалистом в области, в которой сильны снобы.
Иногда начальники пытаются обращаться за консультациями к сторонним специалистам, но, как правило, такие прецеденты всегда выходят боком для компании. Либо обнаруживается что-то нехорошее и развивается скандал, либо снобы общим скопом пытаются дискредитировать консультанта. Чем больше снобов втянуто в конфликт, тем больше шансов на то, что профессиональная дискредитация увенчается успехом. На моей практике были случаи «анонимок» вышестоящему начальству, попытки раскапывания всяческой информации о самом консультанте и пригласившем его руководителе, и прочие неприятные вещи.
Снобизм – вещь страшная, так как чаще всего большинство из сотрудников, которые являются его ярыми адептами, не являются специалистами в своем деле. Они попросту прикрывают таким поведением свою профессиональную несостоятельность. Однако, даже поверхностные знания и общение с «себе подобными» обеспечивают им особое чувство сопричастности.
Мне иногда приходилось присутствовать при общении таких людей. Разговоры, которые, зачастую, начинаются, как профессиональные, заканчиваются обсуждением «некомпетентных» коллег, описанием ситуаций, когда удалось доказать начальство свою «правоту». Зачастую это пустое бахвальство, но это происходит достаточно часто.
У профессий, которые чаще всего подвержены профессиональному снобизму, есть ряд общих черт. Наиболее часто вышеуказанное явление встречается у профессий, объединяющих людей, которые в силу своих личностных особенностей и особенностей деятельности мало работают с людьми, а много с машинами, механизмами, компьютерами. Ниже привожу некоторые из них. Разумеется, это не исчерпывающий список.
1. IT-специалисты, даже те, кто общается с пользователями.
2. Водители и автомеханики.
3. Специалисты по починке различной техники.
В некой «серой» зоне висят те профессии, которые работают с цифрами и расчетами, а также с документами, к примеру:
1. Бухгалтера.
2. Финансисты.
3. Делопроизводители в государственных организациях.
Наиболее низкий уровень профессионального снобизма наблюдается у людей, деятельность которых связана с общением с людьми.
1. Специалисты по персоналу.
2. Психологи.
3. Юристы (те, которые много консультируют).
4. Секретари.
5. Менеджеры по продажам.
6. Врачи и.т.п.
Разумеется, все эти списки – это не стопроцентная гарантия того, что какой-нибудь кадровик или юрист не проявят вдруг недюжинную манию величия, а все IT-специалисты – обязательно неприятные типы. Это скорее тенденция, чем обязательное условие.
Приведу несколько примеров.


Для пользователя я неплохо разбираюсь в компьютерах. Я могу без проблем поставить Windows, хорошо разбираюсь в большинстве приложений, хорошо работаю почти со всеми периферийными устройствами, сама администрирую и раскручиваю свой сайт. Услугами системных администраторов пользуюсь редко.
Итак, собственно пример.
Работаю в компании, которая очень строго относится к своей информационной безопасности. Internet и дисковод отсутствует, как класс, CD есть, но устанавливать какие-либо программы самостоятельно строжайше запрещено – безопасность бдит. На каждом компьютере стоит remout administrator, с помощью которого начальство периодически отслеживает несанкционированную деятельность.
В какой- то момент, мне становится истерически нужен Photoshop. Могу поставить его и сама, даже диск есть, но не имею права это сделать. Вызываю системного администратора (далее СА). СА приходит на третий день после вызова. В глазах – вселенское презрение ко мне и всем, кто его вызывает, в частности. Происходит очаровательный разговор:
Я: – Мне нужно программку поставить, вот у меня и диск есть.
СА: – А чего сами не поставите?
Я: – Ну, вы же знаете правила!
СА: – Эти правила придуманы потому, что все постоянно все портят. И вообще, за такие деньги вы могли бы набирать людей с профессиональным (!) знанием компьютера.
Я (медленно зверея…): – Это очень рациональное предложение. Потому что если я таких людей наберу, я смогу сократить всех системных администраторов и сэкономить деньги.
Дальнейшее общение происходит в гробовой тишине.
Другой пример.
На одной из автостанций по ремонту вполне демократичных ВАЗов одну мою подругу упорно обсчитывали на 700-800 рублей (судя по прайс-листу). Сумма для нее, получавшей тогда около трёхсот долларов, была довольно чувствительной. Сменить автосервис не представлялось возможным, так как в ее подмосковном поселке он был единственным.
Однажды ее терпение лопнуло, и она возмутилась. После этого ее обругали, обозвали «тупой бабой, которая ничего не понимает в машинах».
С тех пор этой машиной занимается бойфренд подружки, который «понимает в машинах», и после первой же попытки обсчета, хорошо, а главное, понятно «прошелся про ушам» автомехаников, применяя оборотистые фольклорные выражения. Проблем с автосервисом больше не возникало.


Не знаю, почему это происходит. Незнание одних, как правило, дает хлеб и масло другим. Но, кроме хлеба и масла, обеспечивает невиданным самомнением. В профессиональной среде это самомнение культивируется, поднимается до заоблачных высот и остается там до тех пор, пока к заоблачным высотам не поднимется уровень знаний. Ибо настоящие профи редко подвержены профессиональному снобизму.
У меня есть своя теория, почему руководители «снобских» профессий и сообществ редко бывают снобами. Происходит это потому, что там, на вершине, особенно важно умение эффективно общаться и управлять. Для того, чтобы достигнуть высот Билла Гейтса, недостаточно быть компьютерным гением. Больше того, на определенном этапе развития «сноб» от профессии вынужден будет выбирать, что ему делать дальше – либо он гений, которым будет кто-то управлять, потому что кроме как гениально делать свою работу (чинить машины, писать программы, сводить баланс), он ничего не умеет.
Для того, чтобы быть высшим руководителем в своей профессиональной среде, уметь надо многое. Прежде всего, грамотно организовывать работу других людей. Ибо главная задача руководителя – не в программировании и починке, а именно в организации. Если ты изберешь этот путь, ты неизбежно утратишь часть профессиональных знаний. Взамен ты получишь авторитет среди «неспециалистов» и ненависть бывших коллег (почти всегда).
Огромное количество моих коллег-кадровиков жаловалось на то, что их начальники IT-подразделений как бы «закукливались» в своем отделе, уходили в самостоятельное программирование, и совершенно не руководили рабочим процессом. Кроме того, у очень многих из них возникают проблемы с поиском внешних провайдеров услуг, так как только по-настоящему сильный менеджер способен руководить проектом внедрения чужой программы. Если же руководитель менеджером не является, то он будет инстинктивно избегать этого, либо попытается дискредитировать партнера в глазах начальства.
Поднимите руки те компьютерщики, кто любит Билла Гейтса?
Теперь те, кто хотел бы отказаться на его месте? Только честно, потому что вас все равно никто не видит.
То-то!


Если ты попал в общество «снобов», или столкнулся с ними на работе, главное – не поддаваться на провокации. В конце-концов, системному администратору платят за то, чтобы он поддерживал в рабочем состоянии сеть и консультировал пользователей, а автомеханику – за то, чтобы он чинил машины, бухгалтеру – за то, чтобы он сводил баланс, а кадровику – за подбор персонала. Компьютеры и автомобили существовали в этом мире не всегда, посему, нисколько не сомневаюсь, что, занимая должность бухгалтера, ты с успехом сведешь баланс и без специальной программы, заполнишь личную карточку «от руки», а на метро вполне вовремя доберешься на работу. Поэтому будь спокоен и не переживай, когда тебя упрекают в незнании чего-то, к твоей профессии не относящегося.
Ведь, если все будут обладать профессиональными знаниями компьютера, кому тогда станут нужны системные администраторы?


Продолжение

поделиться
Ирина Угрюмова
16.09.2005

    а больше всего такой снобизм раздражает в преподающих людях. Слава Богу в школе и институте не столкнулась, а вот в клубах, кружках и т.п., увы, попадались преподы, уверенные, что если ты хуже их водишь машину или ездишь на лошади и т.п., то ты полное ЧМО. Однажды прямым текстом сказала, что если я и плохой водитель, то поэтому и плачу деньги за обучение, а если улучшить вождение захочет Шумахер, то наверное выберет другого инструктора. Инструктор, который глядя на мои потуги чуть ли не в открытую фыркал обиделся.
    Хотя таких бедняг тоже можно понять — зарплаты не ахти, работа педагога не самая легкая, а с одной стороны более-менее успешные по жизни ученики (а бомж машину водить не пойдет), с другой — собратья по профессии, которые добились гораздо большего, чем ты.

    Меня на работе это снобисты достают. Лучше б они ничего не знали.Умники…

    Такое бывает, только если человек не реализовался нигде, вот он и прикрывает снобизмом незнание матчасти 🙂 Реализовавшиеся в своей (а чаще и в других) области профессионалы ведут себя адекватнее.
    Также распространено в некоторых не слишком народных видах спорта, когда к пришедшему человеку выдаются претензии, мол у него форма не модного цвета и потёртая 🙂

    Да-а-а, профессиональный снобизм — вещь страшная 🙂
    Однако, стоит заметить, что если уж нанимаешься на работу, где требуется «уверенное знание пакета Microsoft Office», то все-таки от тебя ожидается, что ты этим вопросом владеешь на требуемом уровне. Даже самый адекватный специалист техподдержки закипит после сотого обращения секретаря с вопросом «как мне сделать, чтобы здесь шрифт был жирным?».
    Если кандидат в автомеханики не знает, как пользоваться гаечным ключом, водитель — как крутить «баранку», а врач — как ставить диагноз, то место такого «спеца» — в учебном заведении на занятиях.
    Я сам — системный администратор, и тоже не без греха, что и говорить. Но тривиальная безграмотность сотрудника cпособна достать кого угодно. Хотя, конечно, ни один специалист не имеет права уничижать клиента или коллегу только потому, что обладает какими-то особыми знаниями.

    TriFfiD: вы утрируете. Вряд ли у вас в компании наберется 100 человек, не знающих, как сделать шрифт жирным

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru