Миф о начальниках (часть 1)


Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей
(часть 28).


Начало здесь


Спроси своего соседа по кабинету, встречал ли он начальника, который был бы достоин одобрения или уважения. Сдается мне, что будет получен весьма и весьма двоякий ответ. Во-первых, твой коллега не будет обсуждать текущего начальника по вполне понятным причинам. Во вторых, он скажет, что приличных начальников ему не попадалось. В третьих, он задумается и произнесет: «Нет, вру, был один классный начальник… Но…»
Думаю, почти то же самое способен сказать о своем начальнике (начальниках) любой карьерист.
Поэтому быть начальником сложно.
Быть начальником – это то же самое, что быть женатым на самом себе. Или быть ребенком самого себя.
Только став начальником, ты по-настоящему поймешь тех, кого всегда осуждал. Или недооценивал. Или оценивал, но с оговорками.
Так какие же они бывают, начальники?
Давайте проклассифицируем их по половому и «временному» критериям. По первому критерию, начальники будут делиться уже понятно на кого: на начальников и начальниц. Под «временным» критериям я понимаю время, в которое сформировался и закалился личностный тип того или иного руководителя. Деление это условно, «водораздел» составляет примерно лет десять и приходится на «перестроечный» период – 85-95 годы двадцатого века. Таким образом, у нас будут руководители «старой» и «новой формации».



Вид первый
Руководители Мужчины Старой Формации (сокращенно РМуСФо)


Как правило, это представительные, фактурные мужчины «старше сорока». Иногда очень сильно старше. В сущности, возрастного предела не существует. Встречаются воистину «священные старцы», далеко за восемьдесят.
Как правило, те, кому «за пятьдесят пять», это уже не просто руководители, а собственники фирм, компаний, холдингов. Или занимают высшие посты в крупных госструктурах.
Вести себя c этим видом начальников нужно осторожно, проявляя огромное уважение к их богатому прошлому, но, впадая во временный склероз, когда дело касается возраста шефа. Сами по себе РМуСФо чаще всего люди спокойные, если их не «подначивает» кто-то из более молодых руководителей в окружении. Как правило, РМуСФо уже никому ничего не доказывают – сам факт их долгого существования в бизнесе говорит сам за себя.
Бывают нескольких подвидов.


РМуСФо «Министр»
Пришел в большой бизнес из какого-либо министерства-ведомства. Заслуживает большого уважения хотя бы потому, что сумел перестроиться и приспособиться к работе в новых условиях, для себя непривычных. Однако, некоторые старые привычки все же сохранил.
К одной из очаровательных привычек Министра относится «маринование» посетителей любого ранга в обширных приемных. Это относится к любым посетителям, у которых сразу же создается впечатление, что они попали прием не меньше чем в небесную канцелярию, ну, или, в крайнем случае, к какому-нибудь министру. Отсюда и название.
Впечатление усугубляется тем, что приемные обставлены тяжелой, дорогой, но номенклатурной мебелью. Кожаные кресла, дубовые столы, бархатные портьеры, красные ковровые дорожки и картины на стенах, изображающие все: от «Шишкина леса», до «Последнего дня Помпеи».
Министр очень любит чаевничать. Кофе пьет редко, не приучен. Зато чай пьет из граненых стаканов, вставленных в ажурные серебряные подстаканники.
Из бизнес-подарков Министр более всего предпочитает настольные часы и шахматы, разумеется, дорогие, и, желательно, с дарственной филигранью.
Отношение подчиненных – подобострастное
Отношение равных по рангу – подчеркнуто уважительное.


РМуСФо «Штирлиц»
Штирлиц получил свое название, а точнее, «позывной» потому, что когда-то имел отношение к властным структурам определенного вида, как то МВД, КГБ, ФСБ, ФСК и все в таком духе.
Штирлиц очень любит узнавать все и обо всех. Как правило, в организациях, которые возглавляет Штирлиц, процветает наушничество и родственные связи. Штирлиц осторожен в словах и поступках, может быть подчеркнуто дружелюбен и часто ведет себя с сотрудниками панибратски. Но как только доверчивый менеджер расслабится, Штирлиц попытается получить от него интересные ему сведения, которые, к сожалению, редко относятся к деловой сфере.
В офисах, где работает Штирлиц, процветает защита информации во всех ее ипостасях. Уничтожаются документы, навешиваются кодовые замки, запароливаются все компьютеры, и полный доступ ко всей деятельности компании имеет только сам Штирлиц. Иногда это чрезвычайно затрудняет работу организации.
Часто к Штирлицу приходят тайные посетители, с виду похожие на настоящих «секретных агентов». Штирлиц запирается с ними в кабинете на несколько часов, и даже верная секретарша не может быть допущена пред светлые очи Штирлица в это время.
Лучший подарок Штирлицу – это коньяк или трубка, если Штирлиц курит и любит выпить. Разумеется, все дорогое и качественное. Но даже если Штирлиц не пьет, то пьет кто-нибудь из «секретных агентов», и содержимое бара Штирлица в таких случаях – предмет его личной гордости.
Отношение подчиненных – юмористическое, но с опасением.
Отношение равных по рангу – усталое опасение.


РМуСФо «Профессор»
Профессор – это не обязательно ученый в прошлом. Это может быть чиновник, пришедший из какого-нибудь министерства. Обычно Профессора отличает обилие регалий, грантов и прочего в таком духе. Профессор – заядлый участник конференций и семинаров, поэтому появляется в офисе редко.
Внешне чаще всего – благообразного вида мужчина, нередко с аккуратной седой бородкой. Любит выпить, чаще всего «беленькой». Много говорит «за жизнь». Совещания с Профессором – это сплошная лекция, в которой подчиненных пытаются научить уму-разуму. Но, в силу того, что Профессор сам постоянно на лекциях в каком-нибудь Мичиганском университете, коллеги «страдают» от него не часто.
В кабинете Профессора полным-полно различных фолиантов с запылившимися от времени корешками. Кабинет бывает  целиком выдержан в стиле библиотеки и внушает уважение партнерам.
Лучший подарок – коллекционное издание «чего-нибудь этакого». Причем, это может быть все, что угодно, от Большой Советской энциклопедии, до авторского томика «Вини-Пуха». Главное, чтобы книгу можно было бы красиво поставить на полку. Вышеупомянутый коньяк тоже подойдет, но в отличие от Штирлица, тут важно учесть личные предпочтения, потому что Профессор никого коньяком угощать не будет – выпьет сам.
Иногда Профессора являются заядлыми коллекционерами. Однако настоятельно не рекомендую дарить что-нибудь из коллекционируемых предметов, если это не какая-нибудь элементарщина типа китайских чайников и сборных моделей американских автомобилей. Потому что в сложном  и экзотическом предмете коллекционирования ты все равно не разберешься, а Профессор может оскорбиться из-за твоей черствости к своему увлечению.
Отношение подчиненных – забыли, как выглядит.
Отношение равных по рангу – как к хорошему собеседнику и престижному в окружении человеку.


РМуСФо «Диссидент»
Диссидент, в отличие от предыдущих подвидов, существо нежное, ранимое. Его мятущаяся, бунтарская натура постоянно требует реализации в новых проектах и идеях. Причем, реализуя новый проект, Диссидент постоянно пытается превзойти равных себе по рангу бизнесменов.
Диссиденту нравится окружать себя «молодыми дарованиями». «Дарования» часто сменяют друг друга, но к некоторым «особям» Диссидент по-человечески привязывается и опекает. Иногда «дарования» бессовестно пользуются этой слабостью шефа.
Делит коллектив на «своих» и «чужих», на тех, кто «понимает с полуслова» и «не понимает вообще». Часто составляет свое мнение о людях по мнению окружения.
Диссидент пренебрежительно относится к личным вещам. При выборе одежды ориентируется на стоимость и «раскрученность» марки. Та же ситуация с автомобилями – часто покупает один и тот же, только каждый год новый. Ну, или, в крайнем случае, модель второго поколения. Та же история с телефонами и прочими техническими штучками.
Диссидент – натура увлекающаяся. В любом увлечении стремится дойти до сути и превзойти всех окружающих. Кладет на алтарь увлечения все – и время, и деньги, которые бывают так нужны в его же собственном бизнесе…
Очень боится критики. Она (критика), надолго выбивает Диссидента из колеи. Из-за этого не всегда способен вести конструктивный спор.
В сущности, из всех РМуСФо Диссидент наиболее гибкий и компромиссный руководитель. Чаще всего с ним приятно и хорошо работать. Серьезные неприятности может доставить не Диссидент, а его окружение, иногда распоясавшееся и зарвавшееся донельзя, под крылом у всесильного шефа.
С подарком Диссиденту угадать фактически невозможно. Ищите не обязательно дорогую, но редкую вещь, можно попробовать присмотреть предмет интерьера или письменный прибор – главное, чтобы он чем-то выделялся и был в своем роде уникальным. Качественный hand-made будет как нельзя кстати.
Отношение подчиненных – окружение использует, остальные надеются на внезапное прозрение шефа.
Отношение равных по рангу – как к заслуживающему доверия партнеру.


Вид второй
Руководители Женщины Старой Формации (сокращенно РЖеСФо)


Таких женщин на высших постах осталось мало. Однако они есть. Старше пятидесяти лет не встречаются. Собственников компаний среди них практически нет, так как, достигая определенного возраста, склонны передавать бразды правления в руки детей и внуков.
Работать с РЖеСФо сложно. Прежде всего, необходимо строго ограничивать количество информации о себе, выпускаемой в пространство, потому что в определенном возрасте положительные (например, общительность)  и отрицательные (например, подозрительность) качества РЖеСФо усиливаются, и наши дамы способны при условии поступления некоторой условно-нейтральной новости раздувать ее до неузнаваемых размеров.
Подвидов меньше, чем в мужском варианте, из-за относительно малого количества особей:


РЖеСФо «Мать Тереза»
Мать Тереза, или просто Мать - имя нарицательное. Мать – это понятие, которое объединяет для простого русского человека слишком многое – это и Родина-Мать, и Мать наша. Поэтому, к этому типу руководителя отношение в коллективе, как к последней инстанции в деловой жизни.
Как истинная Мать, Тереза выстраивает отношения в коллективе по принципу «большой и дружной семьи».
В Семье (с большой буквы) пропагандируются семейные ценности. Члена семьи нельзя уволить. Зато его можно отчитать. Члену семьи надо доверять и воспринимать его уход в другую семью, как предательство. Особенно страшным является предательство любимого сына или мужа. На детях и других членах семьи можно «отыгрываться» в случае плохого настроения – это плохо, но допустимо.
Рано или поздно один из «сынов» Терезы возглавляет ее предприятие. К «дщерям» отношение гораздо более прохладное, часто Тереза бывает истиной женоненавистницей.
С подарками Матери Терезе все просто – дарите элитные столовые приборы и предметы. Дорогие предметы интерьера тоже подойдут. Имеется склонность этого подвида РЖеСФо к мещанским фенечкам и завитушкам. Как правило, ее дом и кабинет наполнены затейливыми вазочками, непонятного назначения стеклянными шарами, крохотными фарфоровыми чайничками и разномастными скульптурками из различных материалов. Тереза, как ребенок, радуется каждой новой финтифлюшке.
Отношение подчиненных – зависит от того, насколько подчиненный в данный момент хорош или плох, как «родственник».
Отношение равных по рангу – удивленно-выжидательное.


РЖеСФо «Пеппи-Синий Чулок»
Пеппи – это предмет головной боли всех, от курьеров до главных бухгалтеров. Пеппи отличается неукротимым нравом и склочным характером. Чаще всего это довольно вульгарная дама, которой до полного сходства с престарелой разбойницей не хватает только «беломорины» в зубах.
Почти все Пеппи пребывают в полной неустроенности личной жизни. Муж, дети и внуки, если и имеются, то давным-давно записаны в ранг надоевшего придатка, который требует денег и постоянно мешает работать.
Поскольку Пеппи не имеет личной жизни, она вполне логично, на собственном опыте, полагает, что она (личная жизнь) никому не нужна. Симпатичную сотрудницу, которая спешит на свидание, Пеппи засадит делать годовой отчет именно в этот вечер. Мамам с детьми ни за что не получить отпуск летом. Самое страшное преступление в офисе – это служебный роман. По количеству увольнений он далеко позади оставляет такие непростительные грехи, как некомпетентность и профессиональная несостоятельность сотрудников.
В офисе, которым руководит Пеппи, постоянно царит нервозная атмосфера. Очень часто подчиненные Пеппи объединяются против нее самой, саботируя работу и организуя показательные массовые увольнения.
Подарки Пеппи дарить бесполезно, так как она считает, что все это – подкуп и провокация. Да и тратиться на нее, если честно, не хочется.
Отношения подчиненных – ненависть, презрение, жалость.
Отношение равных по рангу – никакого.


РЖеСФо «Учительница начальных классов»
Главная характеристика учительницы – это ее отношение к сотрудникам, как к неразумным детям, уровень профессиональной подготовки которых достоин уровня начальных классов. Учительница, как правило, более всего погрязает в деталях своей работы. Долгосрочное планирование и стратегическое развитие – не для нее, поэтому вы не найдете Учительниц - собственниц и генеральных директоров предприятий. Зато Главных бухгалтеров, кадровиков, завскладом такого типа бывает очень и очень много.
Учительница не умеет делегировать полномочия. Учительница никому не доверяет. Учительница найдет ошибку там, где бы ее не заметил даже самый упертый проверяющий, а если ошибок нет, то она сама их придумает.
Учительницы бывают разного возраста и уровня подготовки. Больше всего учительниц среди женщин, старше сорока, но иногда и в тридцать можно выбрать именно такой стереотип поведения в качестве шаблона. Чаще всего, Учительница является худшим вариантом профессионального сноба (см. «Миф о профессиональном снобизме»)
Лучший подарок для Учительницы – это билеты на премьеру какого-нибудь спектакля, в оперу или на балет. Любые дорогостоящие подарки так же приветствуются. В отличие от Пеппи, Учительница очень падка на лесть и мелкие взятки.
Отношение подчиненных – терпят, но постоянно обсуждают.
Отношение равных по рангу – как к занудно жужжащей навозной мухе.


Продолжение

поделиться
Ирина Угрюмова
07.10.2005

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru