Четыре стрессора на работе


Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Мы, люди, разумеется, выносливее. Живем дольше, работаем больше. Но и нас можно так загнать, что жизнь перестанет приносить радость.

Мы уверены в себе, умеем зарабатывать и тратить, стремимся к карьерному росту и не замечаем, как выбиваемся из сил. Психологи констатируют, что для большинства даже любимая работа является источником негативных переживаний, ведущих к эмоциональному и физическому истощению. Почти половина работающих женщин постоянно подвергаются сильным стрессам. Трудовая деятельность неизменно вызывает волнения. Причин тут несколько, но основная – тот не слишком приятный факт, что происходящее не всегда зависит от нас и наших желаний. Мир живет по своим, а не по нашим законам. Однако давайте подумаем о себе! Что же происходит при нервном напряжении? Вырабатываются гормоны стресса, повышается давление, учащается пульс. Если такое состояние становится хроническим, мы рискуем получить целый букет недугов, включая головную боль и проблемы с сердцем. Но мы хотим быть богатыми и здоровыми, а не бедными и больными. Надо подготовить особую тактику. Трудовые будни портят 4 основных фактора, вызывающих стресс:
• страх безработицы;
• перегруженность;
• жесткий график работы;
• социальная и прочая незащищенность.


Фактор 1. Страх безработицы


Август 1998 года сейчас уже забыт, а ведь он был. Кризис наступает без предупреждения. К тому же каждый новый день может принести другие проблемы, пусть и не столь глобальные. Остановка производства или слияние предприятий – вполне реальная перспектива, а в результате – неоплачиваемый бессрочный отпуск, временное увольнение или потеря рабочего места. Смена руководства тоже ничего хорошего не предвещает: новая метла чисто метет – проверено временем. Стопроцентной гарантии стабильности сегодня нет нигде. Закрыться может самая надежная фирма, любое учреждение, в том числе государственное. Риск быть уволенной есть всегда. Так что эти опасения небезосновательны.
Последствия для души и тела. У страха не только глаза велики – у него есть и другие недостатки. Тревога снижает самооценку, вредит чувству собственного достоинства, вызывает ощущение неизбежного провала. Результатом становятся психосоматические проблемы: приступы паники, тяжесть в груди, неприятности с желудком и т. д.


Что делать?
• Удостоверьтесь, что вашему непосредственному руководству известно о том, что вы являетесь незаменимой сотрудницей. Тогда при сокращении штатов оно (руководство) будет отстаивать вашу кандидатуру и защищать вас от нападок. Многие из нас ошибочно надеются на то, что их в любом случае заметят и оценят, но так не бывает! Работа – это белый танец: не ждите приглашения, подходите первой. Докладывайте о своих проектах. Выдвигайте предложения. Если невозможна личная встреча с начальством, регулярно посылайте отчеты – письменно или по e-mail.
• Ведите поиск новых вакансий, не дожидаясь, когда гром грянет. Пусть это станет вашим маленьким хобби. Всегда держите наготове свежее резюме. Читайте объявления о найме в газетах и Интернете, пейте кофе с людьми, которые в силах помочь вам устроиться на другое место. Работать и думать, что вас никогда не уволят, потому что «не уволят, и все», – позиция неверная. Лучше перестраховаться! На всякий случай надо иметь «запас». Даже если до неприятных перемен далеко, как до Луны, личный банк перспективных вакансий будет вас как-то успокаивать.
• Откажитесь от самокритики. Не ищите в себе недостатков. Позиция «ничего другого мне не найти» только уменьшает ваши шансы как на нынешней службе, так и на возможной будущей. Вы – совершенство, а значит, и работа у вас могла бы быть лучше. Обращайте внимание окружающих на свои достоинства. Это хороший способ утверждения себя в обществе.


Фактор 2. Перегруженность


Слишком много дел и мало времени! Сокращение штатов ведет к тому, что объем работы распределяется среди меньшего числа сотрудников – начальству это выгодно. Мобильные телефоны, ноутбуки и e-mail подарили нам возможность трудиться почти круглосуточно. Для изрядной части людей самый надежный способ удерживать свои позиции – это приезжать в офис пораньше, уезжать попозже и брать работу на дом.
Последствия для души и тела. Постоянная перегруженность приводит к усталости, головной боли и бессоннице (особенно если в течение дня вы для бодрости пьете много кофе или колы). Рабочее время вытесняет и без того редкие мгновения досуга, и вы теряете возможность позаботиться о своем теле, делая физические упражнения или принимая вкусную и полезную пищу в спокойной и комфортной обстановке, а не перекусывая на ходу и наедаясь перед сном. У вас не хватает энергии для эмоциональных контактов, друзья забывают, как звучит ваш голос. Сын называет вас тетей, муж – по фамилии, и подруги – о ужас! – перестают сплетничать с вами. О духовном совершенствовании, кино, театрах, выставках и вечеринках нечего и говорить – все это забыто. «Работать, работать и работать! Больше и лучше!» – вы словно выключаетесь из жизни, превращаясь в киборга.


Что делать?
• Когда босс дает вам срочное поручение, а у вас нет времени, скажите: «Вот задача, которую я выполняю как раз сейчас. Должна ли я ее отложить и приступить к новому заданию или сначала закончить начатое? Что для вас важнее?». К сожалению, женщин до сих пор с детства учат быть покладистыми. «Не задавай лишних вопросов, делай, что говорят», – записано у нас на подкорке. Однако мы не хотим безропотно брать на себя все больше и работать до полного изнеможения.
• Запишите, что вам предстоит сделать за неделю. Определите приоритеты и подсчитайте в минутах, сколько времени вам нужно для выполнения всего этого. На телефонные разговоры, чтение электронной почты, болтовню выделите минимум. Все надо учитывать, порядок, как на столе, так и в голове, только кажется пустяком. У гениев – не хаос, а все строго рассчитано.
• Обсудите с коллегами, как повысить производительность и что для этого нужно. Им тоже выгодно, чтобы у вас все получалось, – ведь тогда им не придется делать что-то за вас.


Фактор 3. Жесткий график работы


Оперативки, летучки, планерки и вечная запарка... Завтра в 7.45 быть как штык на рабочем месте, потом быстренько – годовой отчет и т. д. Знакомо, правда? От сих до сих – и сверх того. Да еще и не опаздывать. Есть организации, в которых вводят систему штрафов за минутные опоздания. Больше всего такие учреждения похожи на тюрьмы. Но даже если все не так страшно, мы все равно не можем влиять на свое расписание и подвергаемся серьезному стрессу.
Последствия для души и тела. Необходимость «отсиживать» присутственные часы, продавать не продукт, а рабочее время, невозможность самостоятельно распределять нагрузку – это не добавляет оптимизма, заставляя чувствовать свою беспомощность. Матерям, которые должны уделять достаточно внимания детям, наиболее тяжело – и морально, и физически.


Что делать?
• Позаботьтесь о хороших отношениях в коллективе, особенно с вашим непосредственным начальником. Очень важно быть уверенной, что в экстренном случае вас обязательно отпустят и это никак не повлияет на стабильность вашего положения.
• Соберите группу единомышленников, обсудите проблемы и все вместе предложите шефу пути их решения. Объясните внятно и доходчиво, что ваш гибкий график нужен прежде всего ему: сотрудницы будут реже брать больничные листы и повысится продуктивность. И он обязательно постарается вас понять, ведь это его выгода!
• Будьте «звездой». Если вы незаменимая сотрудница (так и есть, надо лишь всех в этом убедить), руководство с легкостью пойдет вам навстречу. Но не злоупотребляйте – все хорошо в меру. Помните лишь, что ценными кадрами не разбрасываются. Хороший начальник знает, что самую умную и самую красивую (то есть вас, конечно) надо беречь!


Фактор 4. Социальная и прочая незащищенность


Новости хуже надоедливой рекламы – они совершенно непредсказуемы. По телевизору и радио нам рассказывают о всяких ужасах: захвате заложников, бомбах в метро и маньяках. А на работе могут иметь место другие, хотя и не такие масштабные, но тем не менее очень неприятные явления: сексуальные домогательства (и ведь чем противнее ваш шеф или сослуживец, тем настойчивее пристает!), нервные клиенты, сплетники или некомпетентные руководители. Все это заставляет нас ощутить собственное бессилие и уязвимость.
Последствия для тела и души. Хронический страх и беспокойство порождают раздражительность и депрессию, а в некоторых случаях – даже нервные расстройства.


Что делать?
• Оцените свои страхи, степень их обоснованности. Постарайтесь отделить разумные от несостоятельных. Если вы работаете в отделе обслуживания, то встреча лицом к лицу с разъяренным клиентом – опасность куда более реальная, чем, например, внезапный визит террористов. После того как вы решите, какие из неприятностей, грозящих вам, наиболее актуальны, продумайте стратегию ваших действий. Для человека самое неприятное – неизвестность. Когда вы поймете, как надлежит поступать в том или ином случае, чувство тревоги уменьшится.
• Общайтесь. Ни в коем случае не замыкайтесь. Тот, кто одинок, сильнее боится и хуже защищен. Имея друзей на работе, вы можете рассчитывать на поддержку. Например, вместе обсудите, как отделаться от типа из бухгалтерии, имеющего к вам однозначные претензии, или как быть с боссом, который разговаривает лишь на повышенных тонах.
• Действуйте. Если вас обижают, задевают, подавляют, то заявляйте об этом немедленно и во всеуслышание. Пусть все знают, какие типы есть в вашем коллективе. Не стесняйтесь – это не ваша личная проблема, это проблема того, кто вам мешает! Ему должно стать стыдно. С помощью коллег вы найдете оптимальный способ контролировать ситуацию.


Итак, надеемся, что теперь по утрам вы будете выходить из дома с боевым настроем. Попробуйте получать удовольствие от работы, ведь все-таки она должна быть праздником. Праздником, за который вам платят. Праздником, который всегда с вами, но все-таки иногда, прерывается. На обычную жизнь.

поделиться
Ольга Негина, Илья Петров
21.04.2006

    Спасибо, очень своевременная и полезная информация!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru