На "Хонде" по кличке "зайка"
Игорь Соколов - попросту Синус, на своем мотоцикле Honda V45 Super Magna сейчас завершает трансконтинентальный одиночный мотопробег Владивосток-Гибралтар-Владивосток под названием "Дружба без границ". Кстати, Синус расшифровывается как "Соколов-Игорь-Николаевич-УСатый".
Вездеход из "шабашек"
- Как вам пришло в голову совершить такое грандиозное путешествие?
- Эта идея появилась очень давно - еще когда я учился в школе. В это время ведь всех буквально разрывает на части. Хочется уехать на край света и плюнуть на этих доставал-родителей, хочется постоянно узнавать что-то новое. Кажется, вот ты уедешь куда-то - и там будет лучше. На самом же деле все знают - хорошо там, где нас нет.
Сначала я решил поехать автостопом. Причем мечтал сделать это сразу после окончания школы. Но получилось, что другие дела оказались важнее - куда-то поступил, где-то учился.
В первый раз я сел на мотоцикл, когда мне было 10 лет. Так что я уже 33 года на нем гоняю. Первый мотоцикл я собрал из всяких разных "шабашек", которые нашел на свалке. Он ездил даже по воде - я поставил понтоны и лопасти сзади. Для зимы он переоборудовался под "снегоход": впереди лыжа, а сзади - шипованное колесо. Это был микромотоцикл, примерно 1,5 метра в длину, бак прямо под сиденьем.
Потом его возили по многим выставкам. Ведь у нас как - раз в школе есть такой "умелец", значит школа - молодец. Так он в итоге ко мне и не вернулся. Сейчас у меня Honda V45 Super Magna - самый лучший мотоцикл в мире.
Как побратались Альбек с Владивостоком
- Сложно было готовиться к путешествию?
- Мне в сборах помогали все мои друзья. Каждый в меру своих возможностей - подкидывали идеи, экипировали, на заводе сварили железный ящик (в него я складываю свои пожитки), давали советы и деньги.
Когда разрабатываешь проект, нужно, чтобы он имел какую-то силу. Поэтому без поддержки СМИ и администрации далеко не уедешь. Нужно было что-то придумать. Вот я и нагородил, что мой пробег называется "Дружба без границ" - проходит он в год 55-летия Победы и 140-летия Владивостока. Много чего я там написал. Главное было - заинтересовать нужных людей. И вот я решил, что пора уже какой-нибудь город в Германии сделать городом-побратимом своего родного Владивостока. Ведь у нас уже есть такие в Китае, Америке, Корее, Японии. А в Европе пока ни одного.
Мэр Владивостока довольно прохладно отнесся к этому предложению, но согласие свое дал и где надо подписи поставил. На этом его помощь закончилась, но, как говорится, не хочешь - не надо. Я пошел в международный отдел мэрии, там и договорился. Работа, конечно, была проведена дикая, сейчас даже вспоминать страшно. Но люди меня слушать все-таки не отказывались, поэтому было написано специальное письмо-приветствие мэру города Альбек Йохиму Мору. Но даже его я должен был самостоятельно отсканировать и отправить в Германию. Друзья мне все перевели, да еще и напечатали.
- Как же прошло братание?
- Когда я приехал, в Альбеке отмечали трехсотлетие города. Совпало все совершенно случайно. Средства массовой информации Германии объявили, что из Владивостока приехал мотопутешественник, причем приехал именно на трехсотлетие, и привез поздравления от мэра своего города...
Встречали меня просто замечательно. В городе был карнавал, мэр надел смокинг и цилиндр. Я стоял на сцене в центре города и зачитывал приветствие нашего мэра, а потом подарил мэру Альбека каменный герб Владивостока, который вез с собой - тяжеленный... Публика была в восторге. После этого меня стали узнавать на улице, здороваться.
45 кг впечатлений
- У вас диктофон, ноутбук и даже старый добрый блокнот. Зачем вам так много всего?
- Когда ты что-то записываешь, то фиксируешь не просто текст, а определенное состояние, настроение. У меня действительно классные записи. Например, потрясающе записался орган Кельнского собора, да и все остальное тоже. Когда пытаешься что-то вспомнить, всегда упускаешь много деталей. Человеческий мозг работает как сито - если тебе это не нужно, оно и не запоминается. А если ты что-то записываешь, то все подряд: и шум машины, и птичку на краю дороги. Вот тогда настроение сохраняется на все сто. Поэтому я больше люблю диктофоны, чем письменные записи.
- Чем-нибудь, кроме мотоцикла, увлекаетесь?
- Очень люблю фотографировать. Уже даже можно мерить на вес - с этого путешествия будет около 45 кг фотографий.
Снимать я тоже стараюсь именно настроение. Причем настолько увлекаюсь, что забываю обо всем. Например, как-то при фотосъемке я потерял свою виза-карточку. Через пять минут спохватился, но было уже поздно. А ведь на ней было $800 - на еду и бензин...
Не люблю делать обычные фотографии. Я люблю затаиться с фотоаппаратом и ждать, чтобы поймать совершенно удивительные моменты.
Экстремал круче Лоуренса
- У вас есть любимый город?
- Раньше у меня их было два. Первый - Питер, я даже считаю себя питерцем. Второй - Владивосток. Теперь прибавилась Самара. Когда я приехал туда в первый раз, я просто ошалел. Волжане очень похожи на питерцев - такие же доброжелательные, как, впрочем, и владивостокцы. А вот москвичи совсем другие.
Люблю города с богатой историей, как у Самары. А есть города, которые свою историю утопили в море, - тот же Тольятти. Но мне на самом деле любые города нравятся. По Тольятти, например, я бродил ночью. Мне жутко понравились маленькие дворики в микрорайонах - днем они так не смотрятся. Да еще дождь пошел. Влажный воздух, желтый свет фонарей и желтые кленовые листья - просто фантастика. Да, я понимаю, вот качели, вот турнички, вот дерево стоит. Но все это вместе дает совершенно нереальную картину. Я просто обалдел - ходил и фотографировал.
Самара - из тех городов, которые входят в сердце раз и навсегда. Когда под вечер пасмурного дня над Волгой вдруг выскочило красное закатное солнце, я чуть не закипел от восторга. В последний вечер перед отъездом мне посчастливилось познакомиться с Борисом Гребенщиковым. Немного погоняв с Борисом по ночной Самаре, мы пофотографировались, а потом он оставил очень добрые пожелания в моем блокноте. Там к тому времени уже писали Виктор Сухоруков, артист из кинофильма "Брат", и Вадим Самойленко из "Агаты Кристи". Борис сказал, что до сих пор его катал на Харлее по Америке только его друг, музыкант Лоуренс, но такого экстремала, как я, он еще не встречал.
- У вас прическа в байкерском стиле?
- Моя стрижка - это отдельная история. В Самаре мне сказали, что нужно будет идти на телевидение. А я немного оброс. Так вот я взял машинку и решил подправить. Приложил к голове - она взвыла, выстригла клок и сдохла. Я как дурак смотрю в зеркало: через три часа идти на пресс-конференцию, а на голове дырка. Стал подравнивать ножницами. Получилось плохо - затылок-то я не видел, поэтому сзади получилась "Австралия". Но ведь это сзади... Я надел кепку и пошел. Когда же я ее снял, народ просто выпал в осадок. Так и пришлось побриться. Через час в мою репу можно было смотреться как в зеркало.
- Проблем в дороге не было? Мотоцикл-то дорогой...
- Кто обидит байкера - тот умрет. Нет, не обижали. Ведь к мотоциклистам относятся не так, как к каким-нибудь барыгам или даже автомобилистам. Человек на мотоцикле - это мотопутешественник. Поэтому каждый человек, видя бедного байкера на мотоцикле, просто автоматически хочет ему помочь - дать ведро сметаны, например. Где бы я ни остановился, везде подходили люди и спрашивали, есть ли у меня проблемы. Так было и в России, и в Европе.
No comment
- Проблем на границах не было?
- Проходить границу на мотоцикле - одно удовольствие, потому что ты не стоишь в очередях. Вот только наша граница работает как обычно - через другое место.
Например, финскую границу я пересек за пять минут, а нашу люди проходят часов по девять.
Про добрых людей
- Как вы общались за границей? Ведь сколько стран - столько языков...
- Я даже английский знаю не очень-то хорошо. Но объясниться смогу с кем угодно, потому что если два человека хотят понять друг друга, они поймут на любом языке.
Я, кстати, разрушил в Европе стереотип "русского грязного грубого парня в ушанке". Мне сейчас все ребята, с которыми я общался, пишут письма по E-mail. Президент итальянского байкерского клуба "Дикие кабаны" написал: "Синус, тот день, когда ты к нам приехал, был поворотным в моей жизни".
Еще - чем больше пива, тем лучше понимание. Это закон на сто процентов. Но вот с "финиками" поначалу было трудно. Они английский и так не знают, а когда напьются - совсем забывают. Такое впечатление, что началась война с Финляндией, ты попал в плен и тебя допрашивают. Пьяный финн - это страшная вещь. У них раньше был сухой закон, а сейчас все разрешили. Вот они и отвязываются по полной программе. Меня они повели в ресторан "Трактор". Там в интерьере использовали шесть тракторов, кучу сеялок и газонокосилок - плюс играли кантри. Мы там армреслингом занимались. Я сделал "фиников" без особого напряга.
- Какие-то случайности в дороге были?
- Еду я по Франции, а по краю дороги - виноградные лозы с огромными спелыми кистями. Уже поздно, никого нет. Только я остановился, тут же тормозит какой-то мотоциклист: "У тебя проблемы?" Потом машина: "Чем могу помочь?"...
Дождался, когда все машины проехали, забежал на поле. Одну съел кисточку, вторую. А мотоцикл-то на виду стоит. У них же по краю поля, как оказалось, ведется теленаблюдение. Не прошло и десяти минут, как прибежали крестьяне - "с планами поговорить со мной о будущем урожае"... Они меня чуть не расстреляли. Пришлось объяснять, что я русский путешественник, очень проголодался, а виноград такой вкусный. Потом мы разговорились, хотя было трудно общаться с французами, которые не знают английского. Кончилось же все тем, что они мне еще в дорогу пакет винограда дали.
А в Германии мы с моим другом Арне решили заночевать в кустах, потому что в кемпинге дорого. Заехали в лес, выпили кофе и легли спать. Утром нас разбудили криками: "Хенде хох!". Оказывается, мы заночевали в зоне боевых действий - там шли учения. Вызвали обер-лейтенанта, но выяснилось, что он тоже байкер. Так что нам все сошло с рук.
- Расскажи о цели твоего путешествия.
- На самом деле Гибралтар - это просто скала в море. Испанские пограничники меня пропустили, но предупредили, что англичане не пустят. А те стоят в шлемах, белых рубашках - настоящие бритты с чувством собственного достоинства.
Короче, просидел я там два с половиной часа. А потом один англичанин мне сказал: "Я буду ровно десять минуть смотреть в другую сторону, а ты делай что хочешь". Я заехал в Гибралтар, пообщался там, нафотографировался. Сапоги вымыл в Атлантическом океане. Высыпал горсть земли из Владивостока и набрал тамошней. Это был один из пунктов моего плана - соединить Тихий и Атлантический океаны.
- Итоги путешествия?
- Я провел в дороге четыре месяца - прошел 29 000 км, увидел 13 стран. Расстояние от самой западной точки Европы - мыса Рок - до Парижа я проехал за двое суток. А это 2496 км. И еще. Я очень люблю цветы. Так вот на мысе Рока я выкопал цветок и передал его через друзей во Владивосток. Надеюсь, что он приживется.
Я везде побывал и сделал все, что хотел. Могу точно сказать, что мой проект "Дружба без границ" удался.
- Ирина Корягина
- 27.10.2000
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru