В бездну с Макаревичем
По словам Павла Анисимова, успешно выстроить карьеру в бизнесе ему помогло умение принимать нестандартные решения и идти на разумный риск. И в обыденной жизни генеральный директор «Самаранефтегаза» тоже довольно рисковый человек. Согласитесь, не каждый решится провести свой отпуск на далеком необитаемом острове, периодически погружаясь на 30-40 метров в океанические глубины. Пусть даже и в компании Андрея Макаревича и Алены Свиридовой.
Захотелось добавить адреналина в кровь
- Как вы решились на такое необычное путешествие? Вам наскучили стандартные предложения турфирм?
- Действительно, цивилизованный отдых мне как-то поднадоел. А потому, несмотря на то, что моя семья была против этой по-ездки, я все-таки в нее отправился. Вообще, мы предпочитаем отдыхать семьей на воде, а не под водой. Но на этот раз мне просто захотелось чего-то необычного, чтобы адреналин в крови заиграл.
- А почему вас боялись отпускать?
- Здесь две причины - мой возраст и расстояние, на которое я должен был уехать. Во время этого путешествия я из зимы попал в лето и в совершенно другой - с разницей в 10 часов - временной пояс. Сами понимаете - акклиматизироваться было не так уж и просто.
- По всей видимости, вы предпочитаете активный отдых?
- Да, а жена любит пассивный. Я же просто терпеть его не могу. Для меня час-два неподвижности на пляже - уже большой подвиг. Если я еду отдыхать за границу, то обязательно беру машину напрокат. За неделю отпуска проезжаю на ней не меньше 1000 километров. Люблю быть за рулем сам и вообще предпочитаю независимый отдых, который не вписан в строгие рамки какой-либо программы.
- Это была ваша первая экзотическая поездка?
- Да. До этого я был во многих странах, но все они слишком похожи друг на друга.
- Какая туристическая фирма организовала эту поездку?
- Мне поступило довольно неожиданное предложение от московской компании «Юнион турс», которая занимается преимущественно организацией именно таких не-ординарных туров. Для каждого клиента там разрабатывается индивидуальная программа. Туры получаются, конечно, недешевые, но за удовольствие, как известно, надо платить. Услугами «Юнион турс» регулярно пользуются Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Алена Свиридова и многие другие известные личности, предпочитающие экзотический отдых. А меня с еще одним самарцем - Алексеем Жбанниковым, пригласили в поездку через местный филиал этой фирмы, которая, кстати, специализируется главным образом на организации отдыха именно для любителей дайвинга. Предложение поехать на необитаемый остров оказалось как нельзя кстати. Наверное, только там сегодня действительно можно отвлечься от всех проблем, не думать о работе, не слышать изрядно надоевших телефонных звонков.
По следам команды Кусто
- И как долго вы добирались до этого необитаемого острова?
- По времени не скажу точно, а маршрут был такой: первый перелет - до Москвы, потом - до Амстердама, затем - до Майами. Оттуда - до столицы Коста-Рики Сан-Хосе. И уже потом 40 часов на яхте до острова. Он находится в 600 км от большого берега, в Тихом океане, называется Кокос. Из необитаемых он самый большой в мире. На второй день пути из Коста-Рики нас всех страшно укачало, несмотря на штиль. Ощущения, конечно, были не из приятных - тошнота, головная боль. Для того, чтобы хоть как-то прийти в себя, пришлось принимать всякие пилюли.
Кстати, мы были первой русской делегацией, которая посетила этот остров. И попали мы на него, что называется, по следам Кусто, побывавшего там в 1987 году.
- Судя по всему, вы не могли дождаться, когда наконец попадете на этот остров...
- Когда плыли к нему, в какой-то момент показалось, что он уже совсем близко. Мы даже стали кричать: «Ура, земля!», но радовались мы рано - плыть пришлось еще очень долго.
- Сколько человек участвовало в этой экспедиции?
- Нас, русских, было 11 человек. Среди них - Андрей Макаревич с женой, Алена Свиридова. Самарцев оказалось двое. Буквально перед самым отъездом я познакомился с Алексеем Жбанниковым, который потом заведовал у нас всей аппаратурой. Все очень быстро перезнакомились, и вскоре стало казаться, что мы знаем друг друга сто лет. Иностранцев было 10 человек - два испанца, остальные американцы.
Собравшихся на острове объединяло одно - все мы оказались фанатами дайвинга. Потому что, в принципе, если ты к этому занятию равнодушен, то делать тебе в этом путешествии просто нечего. Дайвинг - технически дело очень сложное, поэтому каждый из нас имел при себе огромные сумки со снаряжением. Кстати, из-за этого самого снаряжения нам пришлось задержаться в Коста-Рике - ждали прибытия груза Макаревича.
Акулы встречаются не только в бизнесе
- Как проходил ваш день?
- Днем мы занимались дайвингом, а вечерами собирались на яхте, которая стояла на якоре около острова.
- И часто вы погружались?
- Три раза днем и один - ночью. Причем каждый раз - в новом месте. Больше всего мне нравилось погружаться утром - в 8 часов. Следующее погружение проходило в 11 утра, затем в 3 часа дня. Нагрузки при этом приходилось испытывать просто колоссальные. Погружались мы в основном невдалеке от острова на глубину более 30 метров. Максимальная глубина погружения - 41 метр. И это уже действительно предел возможностей. Кстати, еще при оформлении документов, до начала поездки, мы давали подписку фирме о том, что она не несет ответственности за все то, что может с нами произойти под водой.
- Опасения фирмы имели под собой основания? С вами под водой случались какие-то неприятности?
- Слава Богу, нет. Правда, я во время одного из погружений повредил барабанную перепонку. Пришлось пропустить несколько занятий и лечить ухо. Но в дайвинге такие небольшие травмы - совершенно нормальное и неизбежное явление.
- В мастерстве погружения сильно «прибавили»?
- В этом путешествии я прошел настоящую профессиональную школу: регулярные погружения, большие глубины, сильные течения. Кстати, они возникали совершенно неожиданно, удержаться было просто невозможно - держишься за камни, а тебя буквально от них отрывает. И ощущения при этом испытываешь, мягко говоря, не из приятных. Ведь в этой ситуации течение может утащить тебя на глубину, а там разрыв легких и...
К счастью, у нас никого не унесло. Мы только теряли грузы. Случались и другие мелкие неприятности - к примеру, иногда за ласты живность всякая пыталась ухватиться. Очень много было морских ежей, всякой рыбы. Пришлось визуально познакомиться с несколькими видами акул: рифовыми, белоперыми, серебристыми, китовыми. Первая реакция, когда их видишь, - конечно, шок. Ведь ты с ней лицом к лицу без клетки и безо всяких средств защиты. Есть только нож. Да и тот предназначен не для борьбы с этим плавучим хищником, а только для того, чтобы распутаться, если где-нибудь под водой нечаянно застрянешь.
- Ну и как вы с этими акулами выстраивали свои отношения?
- Главное правило под водой - никого не трогать. Тогда и тебя никто не тронет. К тому же, по большому счету, мы акулам были без надобности - в окрестных водах для их прокорма хватало рыбы. Но все равно, когда во время погружения cмотришь вверх из глубины и видишь буквально над головой несколько десятков акул, то становится как-то не по себе. У акулы-молота вид довольно устрашающий - вся спина в шрамах, поскольку они часто между собой дерутся. При одном из погружений нам удалось увидеть несколько серебристых акул. Мы залегли на дно, держась за вершину скалы, и стали ждать, когда они подплывут поближе. Оглянулись и увидели у себя за спиной еще двух таких же громадин. В этот момент мы испытали не самые приятные ощущения.
На всякий случай при погружении каждый из нас брал с собой свисток, но серьезных проблем с акулами, к счастью, не возникло.
- А по острову удалось прогуляться?
- Вглубь мы выходили один раз и сразу попали в непролазные джунгли. Ходить по ним, а тем более забираться на гору, было очень тяжело. Там изумительная природа и множество водопадов. Первозданность этого острова во многом сохраняется благодаря тому, что он охраняется законом: охота и рыбалка на нем строго запрещены.
- Собираяь в эту поездку, вы, наверное, основательно запаслись видео- и фотоаппаратурой?
- Да. Но, к сожалению, у нас в первый день подводный фотоаппарат затек - нагрузку не выдержал, пришлось взять напрокат у экипажа. Подводных фотографий мы сделали очень много, а на острове практически не снимали. Кроме того, сняли приличный фильм о путешествии, сейчас монтируем еще один. Вполне возможно, что его потом покажут по телевидению - Макаревич обещал похлопотать. Фильмы получились очень красочные. Однажды мы смогли даже заснять, как акула поймала себе на обед мурену и осьминога.
Когда мои домашние и сослуживцы посмотрели пленку и увидели, как мы там плаваем среди акул, все хором сказали, что вряд ли на такое бы решились. А я и испугаться даже не успевал, потому что спешил все рассмотреть и запомнить. Правда, когда надевал на себя снаряжение перед погружением, сердце, конечно же, колотилось учащенно. Но уже на глубине чувства приходили в норму.
«Кокосовые» вечера на босу ногу
- А чем вы занимались вечерами на яхте?
- Наш быт на судне был продуман до мелочей. У нас в распоряжении были видеотека и небольшая библиотека на английском языке. Работал бар, но выпивали мы мало, так как во время занятий дайвингом злоупотреблять спиртным не стоит. Алена Свиридова и Андрей Макаревич вечерами пели под гитару. Вначале спели все русские песни, которые только могли вспомнить, потом перешли на английские. Русские песни были из репертуара «Машины времени» или же народные. А когда перешли на английские, то я удивился, что наши - Алена Свиридова и Андрей Макаревич - знают столько джазовых композиций.
Кстати, все американцы оказались людьми в возрасте. Вели они себя очень осторожно, держались вместе. Мы же плавали так, что иногда оглядываешься, а вокруг тебя уже никого не видно.
- То есть вы совсем не были похожи на советских туристов застойных времен, которые во всех загранпоездках держались исключительно группами...
- Нет, о нас такого никто бы сказать не смог. Первое время американцы к нам довольно настороженно относились. И только во второй половине путешествия мы с ними по-настоящему сблизились. Вместе пели песни, обменялись визитками, даже помогали друг другу чинить фотоаппараты.
- Что было на вас под водой, вроде бы понятно, а какой была вечерняя форма одежды?
- Ходили босиком и в шортах. На одежду особого внимания не обращали. Кто-то брился, а кто-то обходился и без этого. Полная раскрепощенность. Единственное, в чем приходилось себя сдерживать, - в желании порыбачить. По вечерам, когда на корабле горят огни, рыба вокруг просто кишит, а ловить ее нельзя - запрещено законом.
Обязательным элементом одежды был головной убор. И еще мы старались лишний раз на палубу не выходить, потому что если бы мы обгорели, то костюм надевать было бы очень затруднительно.
- Как я поняла, вы с Андреем Макаревичем и Аленой Свиридовой познакомились в путешествии? Какое они оставили о себе впечатление?
- Андрей Макаревич, да это и по передачам видно, человек очень простой. Но я думал, что он более общительный. На самом деле он больше молчит или же читает. А готовить действительно любит.
Алена Свиридова, наоборот, очень общительная. Можно сказать, что она была душой компании. А еще она очень рисковая. Ей постоянно Макаревич замечания делал из-за того, что она слишком быстро поднималась и на глубину ниже других заплывала.
«Смак» - он и в Коста-Рике смак
- Раз уж вас занесло так далеко от дома, вы, наверняка, не упустили случая поближе познакомиться со столь экзотической страной, как Коста-Рика...
- Мы специально выделили на это один день до отъезда на остров. Плавали по реке в джунгли. Осмотрели банановые заросли в обществе плававших вокруг лодки крокодилов.
- А чем занимались после возвращения с острова?
- Как только мы прибыли в Коста-Рику, часть нашей русской группы наняла лодку и поехала рыбачить. Вечером в гостиницу привезли 5-6 хороших марлин, еще какую-то рыбу. Макаревич по дороге купил разных соусов, попросился на кухню в местном ресторане. Прямо с дороги надел фартук и устроил нам настоящий «смак». Ужин был просто шикарный - жареная на углях рыба со всевозможными приправами.
В Коста-Рике мы пробыли два с половиной дня - нужно было адаптироваться после перенесенных нагрузок. Все это время мы, привыкшие уже болтаться на якоре в океане и отвыкшие от суши, ходили, как заправские моряки, - вразвалку.
Дайвинг - в массы
- А после возвращения в Россию у вас не возникло желания еще раз собраться всем вместе?
- Летом я русскую часть группы пригласил к себе в гости в Самару. Все с удовольствием приняли предложение, ведь у нас на Волге каждое лето проводится подводная охота в районе Васильевских островов. А еще вместе с фирмой «Юнион турс» мы хотим помочь местным дайвинг-клубам.
- Чем именно?
- Деньгами. То, чем эти клубы сейчас располагают, - очень примитивно. А хочется более высокого уровня обслуживания, хочется, чтобы любители дайвинга и к нам на Волгу приезжали. Хотя всерьез здесь этим делом, конечно, не позанимаешься. Но зато можно просто охотиться под водой. У меня есть друзья, например тот же Алексей Жбанников, которые увлекаются подводной охотой на Волге. Особенно с сентября по ноябрь, когда вода становится по-настоящему чистой. Кстати, рыбы в Волге очень много, в отличие, например, от Средиземного и Черного морей.
- Вы сами дайвингом давно занимаетесь?
- Не очень. Хотя нырять и плавать под водой я любил всегда. Я Рак по гороскопу, вода - моя стихия. Меня, например, друзья не раз уговаривали заняться лыжным спортом, но ничего из этого не получилось. Вода как-то роднее.
Экстремал с детства
- А по характеру вы рисковый человек?
- Наверное, да. В молодости я занимался парашютным спортом, потом дельтапланеризмом. Это уже когда у меня была жена и двое детей. Жена за меня очень переживала. Сейчас, когда бываю за границей, никогда не упускаю возможности пощекотать себе нервы аттракционами с элементами риска.
- Какой-то запомнился особенно?
- Да. Будучи в командировке во Франции, мы с нашим главным геологом Александром Шашелем решили прокатиться на только что открывшемся аттракционе в Диснейленде. Назывался он «Пушка». Ко всем аттракционам стоят огромные очереди, а там очень маленькая. Позже мы поняли почему... «Американские горки», несмотря на внешнее сходство, рядом с этой «Пушкой» просто отдыхают. Здесь процесс перемещения твоего тела происходит в кромешной темноте. Непонятно, куда и в каком направлении ты летишь, а навстречу еще «планеты» какие-то попадаются, и моментами кажется, что ты их сейчас просто снесешь головой. И все это на фоне «традиционных» для «горок» виражей и переворотов.
- В детстве вы тоже увлекались чем-нибудь экстремальным?
- Да. Мы с друзьями часто брали лодку, делали самодельные паруса, ждали сильного ветра и куда-нибудь уплывали, а потом полдня тащили ее по берегу обратно. А еще я любил нырять за раками на Соку.
- Вы, насколько мне известно, кроме дайвинга, еще очень любите охоту.
- Это немного не так. Когда я был начальником нефтедобывающего управления «Сергиевскнефть», меня всячески пытались к этому делу приобщить. Как это так: начальник и не охотится. Но после того, как мне пришлось убить лося, я зарекся никого и никогда не убивать - понял, что это занятие не по мне. Особенно меня удивляет, как люди могут убивать таких красивых животных, как косули.
Вот стрелять я действительно люблю, но по мишеням. Мы даже с семьей иногда специально берем карабин, патроны и выезжаем в безлюдное место пострелять.
- Любовь к риску, необычным ощущениям как-то отражается на вашем бизнесе? Вы сторонник традиционных способов решения проблем или предпочитаете что-то новое, необычное?
- Бизнеса без риска не бывает. Плыть по течению, никогда не рисковать - не в моем характере. У руководителя любого ранга периоды взлетов чередуются с периодами падений, а потому неизбежно возникают ситуации, в которых без риска не обойтись.
Просто сидеть и подписывать документы, перестраховываться по 15 раз я не могу. Правда, сегодня рисковать приходится реже, так как в компании уже выработалась четкая и слаженная система работы.
- Наверное, эта способность принимать решения и помогла вам добиться успеха в бизнесе?
- Пожалуй, да. Кто не рискует - тот не пьет шампанского.
- Эльвира Савкина
- 14.04.2000
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
все что я говорил тебе там на горе я говорил серьёзно.