Разгуляй-гуляй, Масленица!


Отзвенел январь морозами, отсвистел февраль вьюгами. Солнышко все смелей искрит снег, теснит сумерки ближе к ночи, В воздухе все явственнее чувствуется весна. Конец зиме, начались народные гуляния. Тещи деловито озабочены: зятья с дочками на блины придут. За 7 дней до Великого поста началась Масленица.
Масленица – последний зимний праздник, проводы зимы. Русские люди всегда относились к Масленице с теплотой и любовью. В старину называли ее честной и широкой, блиноедой, блюдолизой, объедалой, ерзовкой, мокрохвосткой. На Масленицу можно было погулять хорошо, зелена вина попить, плечо в кулачном бою потешить, пирогов да блинов всласть покушать. В церковных книгах Масленица называется сырною неделею – в это время даже в среду и пятницу можно есть сыр и яйца. По христианскому календарю именно на сырной неделе изгнали Адама и Еву из Рая. Факт вроде бы прискорбный, но, с другой стороны, последствия его были самые что ни на есть серьезные. Не было бы греха Адама и Евы – и рода не было бы человеческого. Иностранцев, посещавших православную Русь в XVII веке, удивляло, что в канун Великого поста вместо христианской благопристойности, философского осмысления эдемского конфликта, русские люди, богатые и бедные, предаются разгулу разврату, обжорству, запоям и дракам.
Масленичные торжества делились на три части. С понедельника начиналась встреча Масленицы. В четверг праздник достигал апогея, это был самый разгульный день. Провожали Масленицу в воскресенье, которое называли прощеным.

«Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели»


На масленичные торжества положено печь блины, пряжинцы (пирожки на масле) и оладьи. Но блины – главное кушанье. В старом русском языке Масленицу называли еще сокращенно "Масляна". Может быть именно потому, что блин положено было обильно маслить. На Руси сохранилось немало поговорок, прибауток, примет, связанных с Масленицей.
Масленица – объедуха, деньгам приберуха. Хоть с себя все заложить, а масляну проводить. Без блина не масляна. Морозное воскресенье перед сырной неделей – к урожаю грибов. Не житье, а Масленица. В народных масленичных прибаутках из домашних животных особенно отмечен кот. Без кого и мышам Масленица или не все коту Масленица.
Масленица – древний праздник, который хорошо вписался в христианские традиции. Но языческие обряды в праздновании Масленицы очень сильны. Во-первых, круглый блин символизирует дневное светило. Блинным пиршеством в конце зимы отмечали наступление весны и приход Ярилы-солнца. Во-вторых, в канун весны и завершения царства зимы положено было вспомнить предков. Поэтому первый блин, испеченный на масленичной неделе, клали на слуховое окошко избы, посвящая его душам усопших родителей. Блин – это вообще древняя поминальная пища.
Традиция посещать тещу на Масленицу связана с тем, что перед Масленицей заканчивался период свадеб. Потенциальные женихи и невесты должны были поскорее определиться в своем выборе. Затяжная холостая жизнь парней и долгое незамужество девушек не поощрялось. Например, старую деву на Масленицу могли заставить на себе таскать дверь, снятую с петель. А вот поход молодых в дом жены на блины к теще на Масленицу означал, что в семье новобрачных все в порядке. Ну а то, что теща и зять – очень важная диагональ для семейных отношений – всем известно. По традиции в этот день родители одаривали молодых мылом.
На Масленицу вообще принято ходить в гости и принимать гостей, до упаду упиваться медом, водкою, наедаться до обжорства, участвовать в игрищах до убийства. Откуда этот культ чревоугодия и дикого пития в нашей национальной культуре? Все очень просто. Народные традиции русских, несмотря на христианство, во многом остались языческими: обильная еда и питье заменяли молитвы в честь предков. По поверьям, на богатой трапезе вместе с родственниками незримо присутствовали пращуры. Считалось, что чем больше ест славянин и пьет, тем сильнее он угождает праотцам.


Эх, гуляй, народ...


Славилась Масленица игрищами. Кулачный бой у русских велся строго по правилам: лежачего запрещено было бить, осуждались удары ногами. Кулачный бой на Масленицу рассматривался все же не как настоящее сражение, а как потеха. Истоки молодецких забав и воинских состязаний, приуроченные к дню поминовения предков, восходят к традициям дохристианского периода, когда при похоронах знатного человека или воина устраивались ристалища в честь его памяти.
Какая Масленица без карнавального шествия с ряжеными! Участники праздника надевали на себя маски животных, в том числе и козлиные. Это в христианстве облик козла связан с нечистой силой. По славянским же поверьям козел – животное, приносящее богатство. Парни рядились девушками, и наоборот. Строгие блюстители христианской морали видели в этом проявление разврата. Однако у традиции рядиться, закрываться маской очень древние корни. Различные карнавальные костюмы животных по идее когда-то означали единение с тотемами – животными основателями родов, а переодевание в одежду противоположного пола – старый магический обряд.
Непременным атрибутом Масленицы были катанья на санях, запряженных лошадьми, катанья с гор на санках и лыжах. На лыжах и санях каталась на Масленицу даже сама императрица Елизавета Петровна. В Петербурге масленичные катанья устраивались на Исаакиевской площади. Здесь сооружались балаганы, ледяные горки, карусели, за пределами площади организовывались катанья на конных экипажах.
В Москве ранние свидетельства празднования Масленицы относятся к 1473 году – к царствованию Ивана III. Гуляли на Москве-реке, здесь были всякие увеселения и конные сражения. В XVIII веке масленичные катанья в столице проходили не только на Москве-реке, но и на Неглинной, там где ныне разбит Александровский сад.
Великий реформатор русской культуры Петр I лично открывал масленичные гулянья, качался с офицерами на качелях. Невиданный по торжеству масленичный маскарад Петр I устроил в 1722 году в четверг сырной недели в честь подписания Нейштадского мира. Было разыграно представление, волокли посуху корабли князя Олега перед Царь-градом. Более чем на сотню саней были водружены большие и малые корабли. Князь-цезарь Родомовский восседал в большой лодке, в которую были запряжены медведи. Сам же Петр в мундире капитана вместе с генералитетом был на 88 пушечном корабле – копии настоящего боевого судна, спущенного на воду в 1721 году. Императрица следовала за кораблем императора в гондоле, одетая на манер богатой крестьянки, а свита ее вырядилась в арабские костюмы, Поезд замыкало множество саней с ряжеными. Участники карнавала носили маски волков, журавлей, драконов, представляли в лицах басни Эзопа.


Прощай, Масленица, прощай, красная!


Но вот наступают проводы Масляны. Теперь в санях возят уже само «олицетворение» праздника. Сани Масленицы огромны. В них впрягали 12 лошадей. Масленицу изображал ряженый мужик. Он сидел на колесе, держа в руке штоф с водкой и калачи. В Пензенской губернии сохранился обычай укреплять на санях высокий шест, на который крепили колесо. На колесо забирался затейник и забавлял народ шутками. Порой повозку Масленицы тащили не лошади, а сами ряженые.
Колесо Масленицы и калачи символизировали Солнце. Это очень древний атрибут. Любопытно, что древнейшее колесо с втулкой, с помощью которой его крепили к шесту, найдено в археологической майкопской культуре бронзового века в Адыгее. Оно датируется концом 4 тысячелетия до нашей эры.
В Пензенской и Симбирской губерниях долго сохранялись молодецкие потехи, названные взятием снежного городка. Они проводились в субботу. На реке строили снежную крепость с башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Участники игры делятся на две группы: конницу и пехоту. Конница должна взять городок, а пехота – защитить. По знаку конница начинает атаку. Обороняющиеся стараются палками и метлами испугать лошадей, не допустить их к городу. Однако наиболее удачливые достигают ворот и въезжают в городок. Считалось, что таким образом крепость взята. Победителя купали в проруби. Игра заканчивалась угощением вином всех ратоборцев.
В конце торжеств в воскресенье полагалось сжигать соломенного мужика, которого так и называли – "Масленица". И снова мы сталкиваемся с пережитком очень старого ритуала. У древних славян на 1 марта выносили из селения соломенное чучело как образ смерти. Его сжигали в память об усопших или бросали в реку. Так же и древние римляне сбрасывали в реку соломенного болвана.
Последнее воскресенье Масленицы называется прощеным. В этот день русские люди целовались, мирились, прощали обиды, нанесенные в минувшем году. Даже незнакомцы приветствовали друг друга поцелуями и говорили: «Прости меня, пожалуйста». – «Бог простит!»
В прощеное воскресенье принято было посещать могилы предков. В это время запрещалось разводить огонь и зажигать свечи. После окончания Масленицы русские люди шли в баню.
«Масленица – обманщица. Обманула, провела. Нагуляться не дала...»

поделиться
Сергей Кореневский
03.03.2006

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru