Русская икона


Среди всех шедевров русской культуры икона больше всех была истребляема и гонима. Как ни странно, но самый первый шаг в забвение произошел благодаря передовым и смелым преобразованиям великого Петра I. Именно тогда в домах стала появляться светская живопись, отодвигая на второй план духовную ценность иконы.
По преданиям, первую икону сотворил сам Иисус Христос. История первая гласит:
"В одном богатом городе жил безнадежно больной богач Авгарь. Услышав о чудесной силе Христа, он послал к нему слугу с приглашением позировать художнику. Авгарь был уверен, что имея в доме изображение Христа, он исцелится. Позировать Христос не захотел, а потом, взяв кусок полотна, приложил его к своему лицу, где отпечатался лик".
Вторая легенда рассказывает, как одна добрая женщина, видя измученного Христа, несущего свой крест на Голгофу, отёрла его лицо своим платком. А придя домой, увидела на платке отпечаток святого лика Спасителя.
Так по сей день существует икона – Спас нерукотворный.
Вообще, изображение на маленькой доске святого образа свойственно только Руси. Маленькие церквушки были сложены из бревен, а постоянные набеги, междоусобные войны создавали угрозу пожаров. И повешенную на стену икону, как самое дорогое, можно было быстро спасти из пламени.
Изначально образцами были греческие фрески. Оттуда же и пришли на русскую землю первые иконописцы. Одним из них был Феофан Грек.
Как правило, иконы писались монахами, которые перед ее созданием 10 дней постились. Писалась икона на липовой или сосновой доске. Ее укрепляли поперечными шпонками, чтоб не коробилась и не гнулась. Предварительно на нее наклеивали паволоку (холстину), которая держала грунтовку, так называемый "левкас" (смесь рыбного клея с мелом). Всё хорошо просушивалось и шлифовалось хвощом. Для особой торжественности стелили тончайшее сусальное золото или серебро. Высвечивая из под красочного слоя, этот блеск завораживал и пленял человека!
И вот доска готова к росписи.
Богомазы, а именно так называли иконописцев, использовали для росписи природные краски и держали в секрете хитрости мастерства. Глядя на образа, нетрудно определить, где и в каком веке они были написаны. Так особой любовью пользовались иконы Новгородской, Владимирской школы.
Кисти делали из натуральных волос, иногда кисть состояла лишь из трёх волосинок, и тогда говорили: «Пишет волосом!». Особо ценились кисти из волоса уха свиньи.
Русские иконы несли в себе веру в добро. В них, как в зеркале, отразилась душа русского народа: добрая, светлая и немного грустная.
Краску делали из яиц. Использовали желток, и называлась она «темпера». Красная киноварь, теплая охра, небесная лазурь – все давало особую красоту русской иконы.
Среди мастеров иконописи необходимо вспомнить Андрея Рублева. Уже десятилетним мальчишкой он работал в артели по росписи иконостаса в Москве. Монахом он стал в 40 лет. Что заставило уже зрелого человека уйти в монастырь, никто не знает. Именно ему принадлежит знаменитая икона «Троица», написанная специально для Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский. Иконой благословляли на все добрые дела, провожали на ратный подвиг. Иконы кисти Рублева уже тогда имели огромную цену. Позже был случай, когда за одну его икону расплатились целой деревушкой. В годы татарского ига таких мастеров неохотно отпускали на войну.
К сожалению, иконы чернели. Это связано с тем, что поверх красочного слоя икону покрывали олифой. Олифу делали из подсолнечного масла, вываривая его 18 часов. Но через 80 лет олифа чернела, и икону переписывали. Лишь в начале ХХ века нашли способ снимать слой черноты, возвращая иконе вторую жизнь.
Страшное истребление русской иконы произошло в годы революционных перемен. Иконы жгли, ими забивали окна амбаров, а храмы и монастыри превращали в склады. Сохраняя иконы для потомства, ученые собирали их по селеньям, и иногда лишь тонкое чутье реставратора подсказывало, что эта черная доска хранит в себе красоту древнерусской живописи.
Волна собирательства нахлынула в 60-х годах ХХ столетья. Люди ринулись на поиски икон и скупали у стариков, иногда за пачку дрожжей и чая, истинные шедевры, которые, к сожалению, потом продавались за границу. И сейчас многие коллекционеры запада имеют такие раритеты, которые должны находиться только в нашей стране.
Несмотря на потрясения времен, икона по сей день живет в наших домах.
От бабушек и прабабушек к нам из сараев и чуланов приходят доски. Моя бабка принесла домой втайне от людей две иконы после разрушения храма. Эти доски висят в моем доме и с каждым годом приобретают все большую духовную силу.
На Руси почитаются более ста святых. Приобретя много лет назад икону святого Антипия, я долго не могла найти в книгах об этом святом хоть какую информацию и, лишь читая о царской семье Романовых, узнала, что именно Антипию молились при зубной боли.
Позже художники расширили живописные рамки иконы. Появились композиции библейских сюжетов, многоплановость, вплелись нити исторических событий. Пластика становилась изящнее и точнее.
Иконы можно читать. Каждая деталь имеет смысл и несет информацию. Идите в церковь, оглядите лики святых, прочтите иконы, и станет на душе светлее.
Во времена правления Ивана III его жена, гречанка Софья Палеолог, пригласила на Московскую землю мастеров каменных дел. Иван III, почти величая себя царем, захотел построить храмы, не уступающие Византийским и Киевским соборам. И вознеслись белокаменные стены церквей и колоколен!
Храмы Кремля – это символ России. Они украшены фресками, которые по сей день удивляют нас мощью духа и виртуозностью исполнения. Это было время торжества над Ордой, время объединения Руси, расцвета двора, поэтому иконам и фрескам уже придавали оттенки величавости и парадности.
Здесь одним из знаменитых мастеров был Дионисий с сыновьями. Иван III любил его и доверял самые большие заказы. Платил щедро. Так, за роспись фресок одного храма художник получил огромную по тем временам сумму – 100 рублей. Он не был монахом, и поговаривали, что не был аскетом. Имя Дионисия с сыновьями стоит в ряду великих древнеруссских иконописцев.
Справедливо вернув веру в Христа, мы стеснительно ставим на полочку маленькие иконки и, исподволь поглядывая на них, просим бога: «Помоги».
Когда-то веру на Руси прививали силой. Тянуло русичей к прежней вере. И многие из нас, наверное, по крови остались язычниками. Ведь не обходится наша речь без очеловечивания природы. Зовем мы ветер то ехидным, то ласковым, воду в реке сердитой или уставшей, а ветку на дереве грустной и доверчивой! Пришла к нам вера в Христа, но, видать, не боимся мы его сильно. Знаем, взял на себя грехи наши да и потом нас простит. Прощать ОН умеет! А вот природа не прощает... Потому, наверно, человек слаб и беспомощен перед ней. Вот и жмемся мы друг к другу, когда молния в окно мечется, да умолкаем смиренно, когда вьюга стучится в окно. И опять просим бога: «Помоги!»
Сравнивая греческие иконы с русскими, невольно замечаешь, что лик на русской иконе добрее и понятнее. Потому и доверяет человек Богу самое сокровенные мысли.
Строятся на русской земле и новые храмы, восстанавливаются и полуразрушенные церквушки. Несут туда пожертвования, и бедная старушка, и преуспевающий бизнесмен. Одни храмы блистают золотом и великолепием, в других на серую штукатурку вешают, из дома принесенные старые образа. Но во всех случаях люди идут в церковь помолиться за близких или просто прикоснуться к высокой духовности.
Братья и сестры, приносите в свой дом иконы! Проходя через годы, они несут нам особое тепло предков! Делают человека частицей природы и помогают очиститься от холодка, что припорошил наши души в беге шумной жизни двадцать первого века! поделиться
Елена Булавина
25.08.2006

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru