Всегда есть свет в тебе самом
За те годы, что мы не видели ее на экране, Елена Цыплакова, конечно же, изменилась - повзрослела, как и ее героини, как все мы. Хотя нет, лицо, глаза остались те же - очень живые, по цвету напоминающие черную смородину после дождя. И родинка над губой все та же, и улыбка - такая узнаваемая, Женькина, как звали одну из ее героинь - первых зрительских симпатий. Вообще, в актрисе Цыплаковой было столько от каждой из нас - чуть колючих, гордых, к чему-то стремящихся барышень восьмидесятых. И в то же время нечто вечно женственное, что не подвластно времени и запоминается. Так уж устроено наше зрительское восприятие, что мы переносим киношных героинь в нашу жизнь такими, какими полюбили на экране. А они тоже меняются. И просто живут, как все мы, простые смертные люди.
И все-таки наш разговор с Леной мы начали с ее первой режиссерской заявки - «Камышового рая» - сильного, жесткого, чисто мужского кино. Почему именно этот тяжелый материал выбрала она?
- Как режиссер я берусь только за тот материал, который лично меня волнует. У меня есть актерская профессия, которая дает мне возможность зарабатывать и жить. Что касается режиссуры, то я стараюсь делать только то, что мне по-настоящему интересно. Когда я получила заявку как режиссер и мне дали почитать «Камышовый рай», меня настолько взволновала эта история, что поняла сразу - буду ее делать. Это тот материал, который мне близок по своей духовной, внутренней органике.
- Ты сказала духовной, а сюжет фильма и все, что там происходит, очень жесткая реальность - современные рабы-бомжи на затерянных плантациях. И не где-нибудь, а на нашей милой родине. Или духовность обязательно проходит через боль, через отрицание жестокости?
- Я пыталась возмутить чувство собственного достоинства в людях. Для того, чтобы оно проснулось в каждом и помогало выживать, не теряя себя, в любых условиях. Даже в самой жесткой, унижающей ситуации за человеком остается право, как поступить. Выбор, который дан ему Богом при рождении. Вообще мы своим выбором, своими поступками творим свою жизнь.
- Тебе нравится твое нынешнее ощущение жизни?
- Очень. Я в восемнадцать лет поняла, что самая интересная жизнь начнется после 36-ти.
- Почему именно после 36-ти?
- На мой взгляд, это время духовного созревания, без которого невозможно полноценное существование.
- Духовность не имеет пола. И все-таки, мне кажется, мужское и женское начало в ней все равно присутствует.
- Наверное, многие вещи женщины, в силу своей природы, чувствуют острее и потому больнее.
- На эту тему не хотела бы снять фильм?
- У меня была вторая картина «На тебя упало», там были одни женщины, точнее, маленькие девочки из детского дома, взрослую роль играла Женя Добровольская.
Уже после интервью узнала, что этот фильм режиссера Цыплаковой был представлен на многих международных кинофестивалях и не остался незамеченным. Мало того, одна из маленьких исполнительниц получила приз в номинации «Сильная женщина». Не знаю, но, как мне подсказывает мое чутье, она наверняка была чем-то похожа по характеру на юную Лену. Вспомните фильм, где она сыграла взявшую на себя смелость родить и отвечать за собственного ребенка девочку-десятиклассницу, или фильм «Не болит голова у дятла». Лена училась в седьмом классе, и уже тогда ее выбрала Динара Асанова, а уж она никогда не ошибалась в талантах, разглядела в девочке то самое, что называется «дар божий». Вспомните хотя бы Кэт в «Трех мушкетерах» или приму советского биг-бэнда «Мы из джаза».
- Женщина творческая всегда должна себя чем-то подпитывать, чтобы не потерять форму?
- Надо просто жить и любить саму жизнь. Смеяться, радоваться, печалиться.
- И пытаться быть счастливой. Ты счастлива?
- Я считаю, понятие счастья вообще относится больше к характеру, чем к конкретным ситуациям. Человек, умеющий радоваться, - уже счастливый.
- Ты умеешь?
- Да.
- Лена, у тебя такие озорные, с огоньком глаза, какие бывают у заводил по жизни, кто любит шумные компании, веселье, но говорят, что по жизни ты как раз человек строгий и верующий. Как давно вера пришла к тебе?
- Она всегда жила во мне. Но, скажем так, не очень глубоко. Потом я, видимо, повзрослела.
- Это было связано с каким-то конкретным случаем в жизни?
- Да, к сожалению, мы часто приходим к осознанию каких-то истин после того, как с нами что-то случается. Такова, наверное, природа человеческая: пока жареный петух не клюнет...
- В твоей жизни был период, когда ты отошла от кино, вышла замуж, поселилась в деревне, занялась огородничеством и, если верить публикациям тех лет, обрела желанный покой.
- Все было не совсем так. Замужем я действительно была и огород возделывала, потому что появилось свободное время, три моих проекта были зарублены - надо было чем-то занять себя в простое.
- Слышала, что с мужем ты разошлась, что на тебя как режиссера сейчас есть спрос. А может, творческой женщине семья противопоказана, ей нужно быть свободной, чтобы творить?
- Ну, как сказать. Все это очень спорно и индивидуально. Понятие свободы - это то, что внутри тебя. Если оно есть, никто отнять или лишить этого не сможет.
- И все-таки, согласись, в браке трудно оставаться до конца свободной.
- Я и не смогла. Поскольку человек очень ответственный, мне хотелось успеть везде, совместить мое и общее, семейное, но в какой-то момент я поняла, что профессия уплывает от меня все дальше. Это как будто бежишь за поездом изо всех сил, а он от тебя удаляется еще быстрее. Этот сон мне снился очень часто.
- Ты хоть раз догнала этот поезд?
- Я все-таки цеплялась за последний вагон и уже на пределе сил вскакивала в него. В конце концов я поняла, что у меня не получается одинакового хорошо и без потерь совмещать две ноши, которые иные могут нести всю жизнь. У меня не получилось.
- И ты выбрала профессию или пока на распутье?
- Да, я вернулась к себе. Просто знаю, что без кино не смогу жить, это мое.
- Имеется в виду только режиссура?
- Совсем нет. Сейчас, например, уже вышли на экраны две картины, в которых я снялась как актриса: «Полицейские воры» и «Кому я должен, всем прощаю».
- Как актриса себе на экране нравишься?
- Я очень тяжело себя воспринимаю на экране. Хотя я люблю эту профессию, но все-таки мне больше нравится сам процесс.
- А что еще в жизни нравится - по-хорошему, глубоко?
- Сама жизнь.
- Ты оптимистка?
- Да. Потому что уверена, все мы сами творим свою судьбу. И надо уметь радоваться тому, что дается каждый день. Я прочитала как-то дневник затворника. Так вот он пишет, что нельзя пролистывать прожитый день как книги лист. Он, этот день, дается тебе не случайно, а во имя будущего.
- Но если искать смысл в каждом прожитом миге, не покажется ли нам наша жизнь слишком строгой и унылой?
- Нет, ни в коем случае, тем более что уныние - уже само по себе грех. Но когда ты придерживаешься каких-то основ, нерушимых для тебя, то многое легче преодолевается и больше приносит удовольствия. Всегда есть какой-то свет в тебе самом.
- Как женщина ты любишь кураж?
- Люблю, я человек веселый.
- А что еще по жизни хочется, нашего женского - например, встретить своего единственного, самого желанного?
- Встречу - хорошо, не встречу - что ж, значит, не суждено.
- Наталья Сахарнова
- 07.12.1998
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru