Таинство родов
Слова «род» и «рождение» в русском языке очень древние и священные. В них память о всемогущем боге Роде, вершителе жизни людей. Поэтому «родить» могут только женщины и одушевляемая человеком природа. Так наши предки говорили «месяц народился» или «рожь, уродилась». Животные не рожают, они мечут свое потомство, котятся, щенятся, жеребятся, поросятся, телятся и ягнятся. Все просто, ведь они не люди. Сила и магия бога Рода на них не распространяется. Даже вынашивание плода называется по-разному: женщина беременна, потому что она несет в себе «бремя», тяжесть, заботу. Иногда ее просто называли «тяжелой». Кошку же, ожидающую потомство, называют «сукотной».
Роды близятся
Рождение ребенка в былые времена считалось великим таинством. Свидетели не допускались или их круг был очень узок. Не будем забывать, роды, и в древности, и ныне – самый ответственный момент в судьбе женщины, когда ее жизнь подвергается суровому испытанию. Это сейчас врачи-профессионалы делают все возможное, чтобы придти ей на помощь, вплоть до кесарева сечения. Раньше о таком вмешательстве и думать было нельзя. Уповали только на силы организма и помощь богов. Все несчастья приписывали наветам злых духов, враждебных колдунов. Особенно боялись нечисти.
Женская смертность во время родов была высока. Для ребенка выжить в первые недели после родов тоже было своего рода подвигом. Если случалась беда, ее объясняли вмешательством демонов, которых женщина могла накликать стонами и криками. Еще страшились дурного глаза. И вот, чтобы защитить роженицу и ребенка, придумали массу обрядов.
Прежде всего приближение родов и сами роды женщина тщательно скрывала, так как бытовало мнение, что родовые муки будут тем сильней, чем больше людей узнает об этом событии. Женщины на сносях избегали встреч с незамужними девушками и старыми девами. Сторонились злых людей, которые могли сглазить. В это время старались пригласить в дом доброжелательного человека, за которым прочно держалась репутация добряка, «легкой руки» и вообще удачливого везунчика.
Магия родов
Обычно для родов выбирали нежилое помещение: баню, хлев. Дома, по вере наших пращуров, рожать было нельзя. Бывали случаи, схватки начинались, когда женщина работала в поле. Детей, рожденных во время полевых работ прямо среди колосьев пшеницы или ячменя, так и называли – «житнички». Если все же роды происходили под крышей и к ним заранее готовились, под подушку роженицы, чтобы защитить ее от нечисти, клали нож, особые травы или сплетенные вместе три восковых свечи. С этой же целью ставили ухват рогами к печи. Если роженице надо было выйти во двор, она пользовалась ухватом, как посохом. Оберегом служили прут от метлы или сама метла.
Перед началом родов роженицу заставляли три раза обойти стол в горнице, непременно перешагнуть через метлу, коромысло, даже через собственного мужа, лежащего плашмя вниз лицом на пороге дома, на худой конец можно было перешагнуть только через его штаны. Женщина старалась во время родов не кричать. Ведь на стоны, как на приманку, могли кинуться злые духи и отнять жизнь у новорожденного ребенка или ее жизнь.
В случае тяжелых родов прибегали к магии. Снимали пояса, расстегивали воротники, развязывали все узлы, расплетали косы, открывали различные заслонки, отпирали замкнутые замки, открывали двери и сундуки. А уж если совсем дело плохо, бежали к священнику и просили распахнуть дверь в церкви. В исключительно тяжелых случаях страдающую женщину подвешивали за ноги вниз головой. Старались вызвать у нее рвоту, испугать, просили напрячь мускулы или повиснуть на веревке. Для успешного окончания тяжелых родов на порог, на углы стола сыпали соль, мазали живот роженицы кровью белого петуха.
Вам, мужикам, не рожать!
К моменту родов готовились заранее, еще во время свадьбы. В присутствии колдуна прямо во время свадебного торжества молодая жена могла три раза перекувыркнуться через мужа. Тем самым совершался обряд перевоплощения. Молодой супруг теперь как бы обязывался принять на себя все страдания жены при родах. Он будет стонать, имитировать боль и выражать жене всяческое сочувствие.
Но вообще на Руси мужья во время родов жены вели себя пассивно. А вот у белорусов сохранились древние традиции: муж должен издавать стоны, вопли, иногда даже надев при этом женское платье или юбку, повязав голову платком. Или другой обычай: рядом с ложем роженицы на полати устраивался ее муж. К его гениталиям привязывали веревку, свободный конец которой свисал вниз. Во время схваток или приступов боли, когда женщина едва сдерживала стон, повивальная бабка дергала за веревку. Муж тотчас издавал вопль, страдания его были натуральны. А как же иначе, рожать-то больно!
Секреты родов
Особые обряды связаны с последом, пуповиной. Если роды наступали внезапно и роженица оказывалась одна, она сама перекусывала пуповину и перевязывала ее волосами своей же косы. Обычно же повивальная бабка заранее готовила такую перевязь из волос, иногда добавляя к ним нитку льна.
Лучше всего, если пуповину перегрызет принимающая роды женщина, тогда, по поверьям, не будет у малыша грыжи. Обряд разрешал перерезать пуповину ножом, ножницами. Мальчикам перерезали пуповину на топоре, девочке – на прялке, чтобы выросла искусная пряха. Нередко повивальная бабка принимала ребенка в решето, чтобы защитить его от несчастий в будущем. Чаще новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а девочку – в рубашку матери. Место пореза немедленно смазывалось коровьим жиром или растительным маслом.
Пуповина и послед исстари рассматривались как предметы особой магии. Как правило, их закапывали под полом, под закладным бревном дома и вообще в укромном и чистом месте. Главное, чтобы никто не знал где и не мог бы через них навести на ребенка порчу. Перед совершением обряда их тщательно мыли, добавляли кусок коры, старый лапоть, кусок хлеба, зерно или яйцо, надеясь что это поможет малышу стать с годами богатым человеком. Порой пуповину закапывали просто в чистом поле. На этом месте потом сеяли овес. Молодые стебли, подросшие до 5 сантиметров, срезали и использовали как снадобье при детских болезнях.
Если хотели, чтобы наконец родился мальчик, пуповину новорожденной девочки заворачивали в мужскую рубашку. Реже пуповину заворачивали в тряпицу, высушивали и потом отдавали узелок с пуповиной девочке-подростку, чтобы она превратилась в искусную швею. Верили, что если бездетная женщина съест высушенную пуповину, то излечится от бесплодия. Если ребенок рождался в «рубашке», то ее хранили как символ счастья и потом носили в качестве амулета.
Повитуха
Повивальную бабку звали как правило в тот момент, когда роды начались. Обычно это была женщина в летах, замужняя или вдова, ни в коем случае не молодуха. Она непременно должна была пользоваться уважением в округе. Шло время, но народ еще долго не хотел прибегать к помощи профессиональных акушеров и молодых женщин-врачей. Своеобразные представления об эстетике выражались в магических жестах повитухи. Она обязательно гладила ребенка по голове, чтобы та была не огурцом или тыквой, а правильной формы. Повитуха слегка сжимала ноздри ребенка, чтобы они не были чрезвычайно широки. Но повитуха была на Руси не просто акушеркой. На рассвете, раздевшись донага, взяв голого младенца, она обходила вокруг бани, произнося при этом заклинания, чтобы утренняя заря взяла на себя все болезни малыша.
Выкуп у нечести
Как только малыш объявлял всем о своем появлении криком, начинался обряд его защиты от нечистой силы. Младенца окуривали дымом, сжигая кусок подола материнского платья. Может быть, поэтому в нашем языке ребенка зовут «чадом»? Ведь чад – это дым.
Украинцы заворачивали в рукав первой рубашки-пеленки кусочек хлеба с салом, уголек, кусочек глины от печки, порой соль и свечку. Другой такой же узелок немедленно бросали на перекрестке дорог, приговаривая – «на тебе, черт, плату». То был магический жест выкупа жизни и здоровья ребенка у нечисти. Новорожденный до крещения или обряда омовения был беззащитен. На нем сохранялось пятно магической «нечистоты», так как он появился из утробы матери. Нечистая сила могла его легко унести с собой или подменить, подсунуть вместо него другого ребенка. В таких случаях считали, что появился «обменок», тупой и прожорливый. Увы, так объясняли врожденную болезнь «дауна» или природное слабоумие. Злые духи могли наслать на новорожденного малыша болезнь. Если у ребенка во рту до кормления возникала «молочница» то, полагали – это не ребенок, а чертенок. На него не надевали рубашку и не клали в колыбель, обращались за помощью к знахарю-колдуну.
Очищение после родов
Ну вот, наконец, ребенок родился. Обессилевшую и счастливую мать старались подбодрить, давали выпить вина с корнем калгана или другими снадобьями, кормили ее редькой, хлебом с солью, овсяной мукой. Но не спешили ввести в обычную жизнь. Это сейчас к молодой матери сразу же спешат с букетами цветов, поздравлениями, выражениями восторга. В народных традициях все было не так.
Отношение к только что разрешившейся от бремени матери было настороженным. С одной стороны, верили, что она нечистая, и истоки этой веры терялись в древности, с другой стороны, боялись сглаза. Поэтому несколько дней женщина проводила в нежилом помещении, нередко в той самой бане, где родила младенца. Ей не разрешали садиться за общий стол вместе со всеми, доить коров, прикасаться к святыням семьи, к иконам. Но так длилось недолго. Очищение происходило на третий день после родов. Оттягивать его было нельзя, ведь до этого момента мать не могла кормить ребенка грудью. Повитуха тоже не покидала дом. Древний обычай был несложен. Роженице и повивальной бабке надо было вымыть руки. Но, конечно, не просто так, а с соблюдением магических правил, жестов и приговоров.
Утром на рассвете повитуха шла на реку. Она обязательно первой должна была зачерпнуть воду, еще не успевшую прогреться в ранних лучах солнца. Это была волшебная «непочай» вода. Дома в ведро с такой водой опускали овес, листья веника, хмель или иные пахучие травы, семена конопли, дубовую щепу и три уголька. На пол клали топор или венок. Сначала роженица босой ногой наступала на топор, подставляла руки, и повитуха лила на них «непочай» воду. Потом они менялись. Особо следовало очистить пальцы рук повитухи, ведь они касались внутренних органов только что родившей матери и рассматривались как особенно нечистые. Со временем в обряд очищения прочно вошло мыло. Мыли и грудь роженицы. Воду лили через венок. Затем роженицу кормили специально освященным хлебом, надеялись на прибавление у нее молока. После этого матери впервые давали кормить грудью ребенка, подстилая под нее при первом кормлении шубу. Что поделаешь – мех и мохнатость в представлениях нашей славянской веры связаны с всемогущей властью бога скота, богатства, подземного мира Велеса.
Перед уходом повитуха брала в руки полотенце, давала один его конец молодой матери и три раза вместе с ней обходила вокруг стола. Мать несла на руках младенца. К ним присоединялись другие женщины. Так описывались магические круги. После этого на стол ставилось угощение. А роженицу с младенцем снова сажали на шубу.
Повитуху отпускали домой, когда на третий день после родов и совершения «омовения», когда на девятый, когда миновали крестины. Обязательно наделяли ее деньгами. Это называлось – серебрить бабку.
Колыбель
Колыбель для малыша мастерили в виде короба из легких досочек длиной 90 см и шириной до 20 см. Иногда ее плели из липовой коры или ивовых прутьев. Если ящичек не имел деревянного основания, то на дно натягивали полотно. Получалось мягкое и упругое основание. К углам колыбельки привязывали веревки, их концы прикрепляли к кольцам в
потолке или к длинному березовому шесту. Тогда кроватка могла раскачиваться еще и вследствие упругости шеста, прочно закрепленного одним концом в стене. К колыбельке привязывали петли, чтобы мать могла качать ее ногой, если руки заняты. Были и легкие переносные колыбельки, в которых младенцев брали с собой в поле. Там их просто вешали на стойку из трех шестов.
На дно колыбельки клали солому, тряпочки, мягкую шкуру, а под голову – подушечку. Непременно закрывали колыбельку полотном – не только для защиты от насекомых. Тщательно следили, чтобы пустая колыбель все время была прикрыта. Иначе в нее заберется нечисть, принесет болезнь. Качать пустую колыбель нельзя, ребенок потом будет плохо спать. Над колыбелькой вешали всякие обереги, например, зуб волка. Очень часто маленькие иконки. Чтобы ребенок спал спокойно, в колыбель клали магические предметы, знакомые нам из сказок – гребень и веретено.
Наведы и крестины
Таинство родов заканчивалось. Пора страхов миновала. Теперь надо дать знать всем о великом событии в семье. Во Владимирской губернии над крышей бани, в которой шли роды, поднимали длинный шест или вывешивали на всеобщее обозрение рубашку женщины, которая была на ней во время родов. Это был добрый сигнал для соседей и друзей, что все хорошо. Пора навестить роженицу. Такие визиты назывались «наведы». И визитеры должны были знать правила охранной магии. На «наведы» могли придти только замужние женщины. Они обязательно приносили с собой всякую снедь, пироги, блины. Роженицу старались подкормить и подбодрить. Правила «навед» запрещали мужу роженицы есть эти приношения, отведать лакомств могли только ее дети.
Следующим важнейшим событием был пир в честь новорожденного. В христианской традиции он получил имя «крестины». Суть этого древнего и, конечно, дохристианского праздника в том, что община или род на этом пиру как бы принимали младенца в свою семью. Существовала неписаная традиция на крестный обед приглашать всех жителей деревни. На торжество готовили специальную «крестинную» кашу или пироги. На крестины обязательно надо было нести подарки и деньги. Часть средств шла на оплату услуг повивальной бабке, остальное оставалось роженице. Порой с взрослыми приходили дети, они тоже получали угощение. Если малыши оставались дома, взрослые могли взять немного еды с праздничного стола и отнести им домой. Таким образом в трапезе в честь новорожденного принимали участие все члены общины. По христианским обычаям на крестинах появлялся кум – крестный или кума – крестная. В дальнейшем их роль в жизни младенца была очень значительной, почти равной родителям. Но это уже совсем другая история.
- Сергей Кореневский
- 14.12.2007
Оставьте свой отзыв
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
Прикольная статья, очень смешно про гениталии с веревкой, но сдается мне, что это все ж таки неправда:) Ну не пойдет мужчина на такое издевательство над самым святым.
очень интересно, хотя некоторые факты просто ужасные с точки зрения физиологии (например, первое прикладывание к груди на третьи сутки и т.п.)
Огромное спасибо, на мой взгляд статья дольно интересная, охватывает практически весь материал на эту тему. Прочитав, получила удовольствие, что-то знала, что-то для меня было открытием, а кое-что вы всё таки упустили, но всё же спасибо!!!
Спасибо. Интересная статья. Получила удовольствие при прочтении