Мужчина, который поет


Вернувшись из Испании после записи диска с Монтсеррат Кабалье, Басков, не медля ни минуты, "встал к станку" и отправился в гастрольный тур по городам и весям России. Тут же многие поклонники "золотого голоса" не преминули отметить – их кумир неожиданно постройнел и на концертах не так весел, как раньше. Сам певец объясняет – все это из-за тяжелого развода и из-за того, что жена не дает видеться с сыном. Однако любовь к искусству в очередной раз берет верх, и Басков снова и снова несет свое творчество в народ.
О жизни, любви, карьере и мечтах мужчины, который поет, к тому же поет, по собственному признанию, буквально везде – под светом софитов, в машине, в душе и туалете – читайте ниже.
 
Лучше только Бог

15 октября – красный день календаря для всех фанатов певца Николая Баскова. Потому как именно в этот день в 1976 году на свет появился их кумир, "золотой голос России" и тот, "лучше кого только Бог". Родилась будущая звезда в городе Балашиха Московской области. И с самых ранних лет ее готовили к пути, увенчанному славой. Отец, военный полковник, даже генеральской карьерой пожертвовал, отказавшись от выгодного перевода из Москвы, лишь бы сын продолжал заниматься музыкой. Еще когда семья жила в Германии, Басковы, в отличие от других советских военных, копили деньги не на дефицитную технику и фирменные вещи, а... на пианино для сына. Немецкое и дорогое. В итоге на подаренном инструменте Коле, или, как его звали в детстве, Басику, приходилось играть дни напролет, под пристальным присмотром родителей, иногда даже через "не могу и не хочу". "Чтобы я учился у опытных педагогов, родители продали все свое имущество, которое им завещали их родители, – квартиру, дом в деревне, дачу". В 11 лет Николай умудрился выступить аж на сцене самого лондонского Ковент-Гардена в рамках российских гастролей в опере "Волшебная флейта". В 16 лет он поступил в ГИТИС, а через год после этого – в Российскую Академию музыки им. Гнесиных, которую окончил в 2001 году с отличием. И, наконец, в 2003-м Басков окончил аспирантуру Московской государственной консерватории им. Чайковского.
Впервые вкус славы Николай почувствовал в 1998 году, выступив на Всероссийском конкурсе молодых оперных певцов и заняв там первое место. Во второй раз это случилось с ним спустя год уже в Испании, где Басков получил вторую премию на конкурсе Grande Voce, после чего ему поступило предложение исполнить партию Ленского в опере П.И, Чайковского "Евгений Онегин" и не где-нибудь, а на сцене Большого театра России. Певец стал самым молодым Ленским в истории мировой оперы. Вскоре Басков был уже штатным солистом Большого театра, где помимо Ленского на протяжении нескольких лет исполнял партии Моцарта в "Моцарте и Сальери" и царя Измаила в "Набукко"...
 
"Ударник российского шоу-бизнеса"


Однако популярность в федеральном масштабе для Баскова стала возможной лишь после того, как он свел ряд полезных знакомств. Правда, от того, что в самом начале в проект "Николай Басков" был вложен миллион долларов, да не кем-нибудь, а в то время председателем Госдумы Геннадием Селезневым, певец всячески открещивается до сих пор. Мол, деньги хоть и были вложены, но сущие пустяки, да и те уже давно честно отработаны. А что до Геннадия Николаевича, а вместе с ним и Валентины Ивановны Матвиенко, то их помощь в продвижении юного дарования, по словам последнего, свелась лишь к моральной поддержке и "пробиванию" для него телевидения, попасть куда было неимоверно тяжело. "Коллеги по цеху мешали мне как только могли. Мир жесток, и в нем надо выжить так, чтобы было не стыдно за каждый прожитый день", – сетует певец.
Но, пожалуй, самым полезным для певца оказалось знакомство с владельцем крупной фармацевтической компании Борисом Шпигелем, будущим тестем Баскова. Однажды, еще будучи студентом Гнесинки, он выступал на концерте, посвященном Дню Победы, и так душевно выводил рулады, что г-н Шпигель глубоко проникся, вспомнил молодость (когда-то он руководил украинским ВИА) и взялся за продвижение певца. И хотя сам Басков утверждал, что Шпигель движим исключительно любовью к искусству, досужие журналисты упорно сплетничали – контракт заключен на весьма кабальных для певца условиях.
Однако, так или иначе, но с тех пор Басков работает по всем фронтам. То пышные юбилеи закатит, то Мурку споет, нарядившись зайчиком, то в компании с "Новыми русскими бабками" шутки пошутит, а то и чай разрекламирует ("Мне предложили миллион долларов – как можно отказываться от таких денег!").
Общественность же разделилась на два лагеря. Для одних он – русский Карузо, для других – безголосый выскочка. "Есть люди, которые на каждом шагу поливают меня грязью. Пусть. Потому что есть и те, кто меня безумно любит. Знаю, что я – профессионал в своем деле, теперь меня никто в этом не разубедит. А было время, когда я верил каждому слову критики в свой адрес, сказанному в СМИ", – утверждает многостаночник российского шоу-бизнеса, к счастью, оказавшийся еще и стопроцентным оптимистом, которому даже едкая критика не мешает идти с песней по жизни. А с песней Басков, по собственному признанию, не расстается нигде – на прогулке, на кухне, в душе, в туалете ("там такая потрясающая акустика!), в машине. Правда, за пение в авто однажды он все-таки поплатился. Разучивая очередную партию за рулем автомобиля, певец врезался в столб. С тех пор проникновенное пение в машине Баскова доносится уже с заднего сиденья, а на передних ему внимают личный водитель и телохранитель.
Хотя в телохранителе певец нуждается не так остро, потому как поклонницы его исключительно интеллигентны и вменяемы, за автографами дружно выстраиваются в очередь, "а не летят сломя голову". А Басков, между тем, кумир благодарный. От фанатов в отличие от других звезд не устает никогда и искренне признается: "Если завтра никто не остановит меня на улице и не крикнет в лицо: "Ой, а это Басков!", можно сразу застрелиться из фамильного ружья".
 
Сын испанско-поданной


"Как ни странно, но мир оперного театра гораздо жестче и беспощаднее, чем мир шоу-бизнеса",– теперь со знанием дела признается певец, уволенный из Большого театра в 2004 году.
По одной версии, певца "попросили" из-за того, что Большому он уделял мало времени. По другой – руководству уважаемого театра вовсе не нужен солист, распевающий Мурку на всю страну. Но, по словам одного из руководителей Большого, с Басковым они расстались все же на дружеской ноте. "И в Ленском он никого особенно не раздражает, и парень он очень хороший". Сам же "Ленский" утверждает, что обиды на Большой тоже не держит: "Я никогда не зависел от театра. Мне бренд Большого театра вообще не нужен. Я – Басков. Этого вполне достаточно, чтобы наполнять залы на моих выступлениях. ...А в "Мурке" нет ничего аморального. Я никого не убил и не оскорбил этим исполнением. По-моему, гораздо более паскудное зрелище, когда на увертюре к опере "Бал-маскарад" открывается занавес, а на сцене люди сидят на унитазах. И все это в La Scala. Думаю, Верди в гробу перевернулся". Вскоре временно безработный певец получил приглашения от оперных театров в Нижнем Новгороде, затем – в Йошкар-Оле. И хотя, по словам Баскова, зарплата в 2300 рублей в месяц его вовсе не смущала, задерживаться в провинциальных театрах не стал. Уже были подписаны контракты с парой испанских театров, к тому же сам певец к тому времени числился ни много ни мало "вокальным сыном" самой Монтсеррат Кабалье, которая согласилась заниматься с ним персонально.
Теперь г-жа Кабалье учит своего подопечного: "Если ты поешь со мной, об этом будут говорить, безусловно. Но твоя задача в том, чтобы о тебе говорили, когда ты будешь петь один". "Сын" из России к заветам наставницы, которую обожает и боится, внимательно прислушивается и все старается выполнять. О его последних оперных партиях ни один профильный критик не написал ничего дурного, более того, некоторые отмечают, что слышат уже совсем другого Баскова, не того, которого три года назад неожиданно пригрела под крылом прима. Однако, возвращаясь в Россию, к удивлению тех же критиков Басков неизменно "заводит" все ту же "шарманку" и продолжает петь с отнюдь не оперной дивой Таисией Повали...
 
"Я единственный и последний"


В интервью известному музыкальному критику Артуру Гаспаряну Басков рассказал о том, каково же это жить и петь на стыке двух разных миров.
– Не тяжело ли разрываться между разными ипостасями – благородной оперой и легонькой эстрадкой?
– А я не разрываюсь. Просто... я хочу достичь абсолютного совершенства и достойного профессионального результата. В самом начале моей карьеры классические критики говорили: "Зачем Басков со своим оперным голосом лезет в эстраду?" Эстрадные критики говорили по-другому: зачем он вымучивает попсу своим оперным голосом? Я же был на стыке жанров, и я был не первый в этой стране, кто так работал. Были Магомаев, Гуляев, Лемешев, наконец. А на мировой сцене существует целое направление "кроссоверов" – Бочелли, Доминго, Паваротти.
– Была еще третья точка зрения, которую озвучила Галина Вишневская, жена Ростроповича. Она сказала, что не знает такого оперного певца, как Басков…
– Я не слышал. Дай Бог ей здоровья и всего самого хорошего. Она сама была прекрасной певицей, сейчас преподает в школе, учит. Зато другая мировая легенда прекрасно знает такого оперного певца, как Басков, и очень ему благоволит, учит, помогает, поддерживает и предсказывает блестящее будущее.
– Монтсеррат Кабалье? Ты ее вечно обзываешь "бабкой". Это – любя?
– "Бабкой" я ее не обзываю. Это мы так шутим между собой… Это – великая женщина, которая прошла такую судьбу, которую мы даже не имеем права обсуждать. Она со мной занимается, и это – самое главное. Я ее единственный и последний ученик.
– Бешеных денег, наверное, стоит быть "единственным и последним"?
– Она это делает исключительно бесплатно. Она вообще не берет и никогда не брала учеников. Тем более – за деньги. В мире это все знают. Это даже не секрет. Она дает лишь краткосрочные мастер-классы раз в год в Андорре. А ее учениками были только Хуан Понс, Хосе Каррерас. Она курировала свою дочь и меня. Все. Три года она занимается практически только мной.
– Чем же ты ее обворожил, если, говоришь, не деньгами?
– Это ее надо спросить. Думаю, ответ на это со временем даст мое творчество.
– А Кабалье интересуется твоей жизнью за пределами ее мастер-класса? Она знает, например, что здесь ты поешь с другой великой певицей – Таисией Повалий?
– Ее интересуют только две мои чистейшие октавы, полное смыкание связок, красивые рулады. И главное – техника дыхания, школа, которую она мне передает. В остальном она считает, что каждый человек волен распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.
– Почему там у тебя – Кабалье, а здесь – Повалий, а не Архипова, скажем, или Образцова?
– Судьба так сложилась. Случайно и спонтанно. Я делал концерт на Украине "Басков и друзья". С моей женой Светой мы были в гостях, там же была и Тая с мужем Игорем. Мы прямо там спели дуэтом. И пошло. В творчестве трудно что-либо предсказывать. Настоящее творчество импульсивно.
 
"Никому и в голову не пришло, что у нас любовь"


Новость о том, что певец разводится, пару месяцев назад поразила поклонниц Баскова как гром среди ясного неба. Было это тем более неожиданно, что еще совсем недавно в беседе с журналистами он с жаром парировал все упреки в прагматичном подходе к собственной женитьбе...
– Николай, ходят разговоры о том, что ваш брак – по расчету...
– Да, ведь мой тесть – генеральный продюсер. Всем же не расскажешь, что я заключил тот же контракт не лично с тестем, а с целой продюсерской компанией. А со Светланой я познакомился, когда ей было только 17 лет. Пришел к ее папе домой, она мне открыла дверь. Неожиданно она сказала: "Я слышала, что вы поете. Исполните что-нибудь для меня". Я спел. Она сказала: "Красиво, но громко!" Но все началось позже: мы стали ходить вместе на концерты, как-то пошли на бальные танцы, потом поехали за границу... Первое время наши родители даже ничего не знали. На самом деле мы встречались до свадьбы полтора года. Но люди почему-то всегда пытаются найти какую-то подоплеку. И никому даже в голову не приходит, что есть еще душа, любовь, есть красивые чувства...
Когда мы на гастролях, я первым делом после концерта звоню Светлане. И это не просто минутный звонок: "Светочка, у тебя все хорошо? И у меня тоже!" Нет, мы говорим подолгу, по полтора-два часа. Ни мои, ни ее родители не могут нам прозвониться в это время, чтобы просто спросить, как прошло выступление. И мой коллектив сидит за банкетным столом и ждет меня, чтобы начать торжественную часть, потому что я в это время где-то брожу с телефонной трубкой и разговариваю...
– Обычно многие молодые артисты женятся после тридцати. А если делают это раньше, то тайно, чтобы не потерять поклонниц. А вы так открыто заявили о своей женитьбе...
– Я же – не мальчик, который пляшет на сцене и старается понравиться школьницам и студенткам. Я – человек искусства и творчества и, прежде всего, несу другие чувства людям. На своих концертах я стремлюсь подарить им праздник и при этом не думаю о том, сколько девушек упадет в обморок при моем появлении на сцене, или о том, что в конце выступления мне обязательно надо будет бросить в толпу мокрую от пота рубашку. Мне приятнее, когда я вижу слезы на глазах у зрителей, которым понравилось то, что я делаю.
– А как супруга относится к вашим поклонницам?
– Света очень спокойно на них реагирует. Просто она понимает, что это неотделимо от работы артиста. К тому же, надеюсь, она мне доверяет...
– Артисты считаются людьми довольно легкомысленными и непостоянными. У вас иначе?
– На самом деле среди артистов очень много одиноких людей. Нам некогда бывает флиртовать. Зачастую просто не хватает эмоций. Ведь любовь – это чувство свыше, оно не может быть слишком частым. К тому же артисты очень привязаны к миру эмоций, поэтому если певец решается на создание семьи, то она часто бывает даже более прочной, чем у представителей других профессий.
– Скажите, а до Светланы у вас были какие-то любовные увлечения?
– Конечно же, случались, но по-настоящему я полюбил только свою жену... Хотя, конечно, каждая влюбленность поначалу всегда воспринимается как самая большая и главная в жизни. Помню, как был влюблен в первый раз в шестом классе. Моя мама тогда чуть не упала в обморок, когда увидела, что я впервые самостоятельно погладил себе пионерский галстук. Просто я очень сильно влюбился. Умолял учительницу посадить меня рядом с этой девочкой, которую звали Таня. Хотя... сейчас, когда я смотрю на нашу старую классную фотографию, никак не могу понять – и что я в ней нашел? Но помню, что мое чувство было сильно. Я приходил в класс и тихонько садился на свое место рядом с ней. Учился, готовил уроки и первую четверть, в течение которой я просидел вместе с Таней, закончил только на "отлично".
 
И все-таки снова холостой


Еще певец душевно рассказывал журналистам о том, как теща по утрам заботливо кормила его завтраками, как с Борисом Шпигелем их больше не связывали контракты – они "просто члены одной семьи" – и как после рождения сына Бронислава с женой Николай планировал выполнить наказ президента и в ближайшую пятилетку родить еще девочку... На таком многообещающем фоне одним октябрьским днем и поползли слухи о том, что Басков ушел от жены, снял номер в гостинице, а в Испанию записывать диск и вовсе поедет в одиночестве. И когда журналисты "желтых" изданий, традиционно благоволящих Баскова за его словоохотливость, уже измучились от пустых догадок, певец, неожиданно сделал заявление: "Мы действительно со Светой расстались около месяца назад. Чтобы избежать всевозможных слухов, домыслов, грязи, которые бывают после расставания двух людей, я готов подтвердить это... всем моим поклонникам и людям, которые любят мое творчество. Конечно, мне сейчас нелегко... Я надеюсь, что, несмотря на то, что мы расстались, мне дадут видеться с сыном, заботиться о нем. Мы сохранили со Светой нормальные человеческие отношения, но при всем этом я хочу заявить, что больше не являюсь клиентом PR-агентства "Успех", созданного моей женой и ее подругой". По словам супругов, они пока не торопятся официально расторгать свой брак и заявление о разводе еще не подавали. Однако некоторые эксперты от шоу-бизнеса уже спрогнозировали – в ближайшее время на разводе Басков сделает отличную рекламную кампанию.
 
Будущий министр культуры


Однако никакие жизненные тревоги и волнения не помешали "золотому голосу России" в прошлом году с размахом отметить свое 30-летие. Для чего он даже пригласил свою наставницу Кабалье в гастрольный тур по Сибири, "между делом" заметив, что тем самым делает подарок всей России. Скромно, и со вкусом. И вообще, звездной болезнью Басков, по его словам, никогда не страдал, потому как всегда "работал как проклятый". Да и в целом он, как сам не устает признаваться журналистам, мужчина вполне ничего. Алкоголь не употребляет вовсе, идет по жизни со свойственным ему от природы чувством юмора. Пр этом обладает мощной силой воли ("Смог похудеть на 17 килограммов, хотя не могу жить без мороженого, оно мне снится по ночам"), а в быту и вовсе не прихотлив. Одно то, что его любимый автомобиль – "Мерседес", а любимое блюдо – картошечка жареная, говорит о многом.
Каким будет его пятидесятилетие, певец пока не знает. Возможно, мечтает Басков, праздновать это событие он будет уже не гастрольным туром Красноярск – Санкт-Петербург, а на просторах от Токио до Нью-Йорка, на сценах лучших оперных театров мира. И очень даже может быть, что к тому времени он будет еще и... министром культуры РФ. Но совершенно точно, что спустя 20 лет он все равно будет на эстраде: "Я считаю, что сцена – неважно, оперная или эстрадная – это моя жизнь. Никогда не уйду, даже не надейтесь. Буду до смерти стоять! Если не смогу стоять, буду сидеть, а не смогу сидеть, буду лежать".

поделиться
Елена Иванова
14.12.2007

    Юрий Олеша когда-то написал роман «Зависть», который начинался словами: «Он поёт по утрам в клозете…» Словно о Николае Баскове.
    Но это так вспомнилось, а поёт он хорошо…

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru