Жизнь прекрасна! или Еще раз про любовь


Она



"Он любил ее за независимость от него. И еще за то, что она богиня". Он был Пабло Пикассо, она Франсуаза Жило, единственная из всех его женщин, которая ушла от него сама.

"Она всегда сама по себе, абсолютно самодостаточная женщина-мир". Это о Мадонне.

"Она была своевольна и умела отказывать. Ей ничего от него не надо было, а главное - не надо, чтобы он ее "создавал". Кто знает, может, именно поэтому Александр Либерман, любимец самых ярких женщин Франции, отдал свою руку и сердце русской красавице Татьяне Яковлевой, той самой, которая когда-то пленила Маяковского.



Все, что сказано о характере каждой из трех ярких женщин, на мой взгляд, можно в полной мере отнести к моей героине.

Она ровесница Катрин Денев. И тоже красива. И тоже состоялась в этой жизни, правда, не в далекой Франции, а в родной Самаре, где когда-то с золотой медалью окончила школу, потом авиационный институт; защитилась, стала профессором математики в одном из самых престижных ныне самарских вузов - Самарском филиале Московского государственного университета коммерции. Сокращенно МГУК. Не очень благозвучно - в отличие от имени Лина Аркадьевна. Правда, есть в нем что-то от имен чеховских героинь - сложных и утонченных одновременно? И совсем не странно, что она тоже любит Чехова, как любил его ее отец. Лучшая его похвала человеку была: "В нем живет маленький Чехов".



Папа



Среди множества фотографий, расставленных повсюду в ее квартире, эта выделяется особо. Приятное мужское лицо с красивой улыбкой. Почему-то понимаешь, что адресована она только ей - хозяйке квартиры. Улыбка самого дорогого и любимого ею мужчины. Она любила его всегда, с детства, признается в этом и сейчас, будучи взрослой женщиной. Да, он был главным мужчиной в ее жизни. Увы, никого похожего на него она больше в жизни так и не встретила. Он был ее отцом.

Лина Аркадьевна уверена, что никто и никогда не понимал ее так, как отец. И то, что она рано увлеклась математикой, полюбила литературу - у них всегда была прекрасная библиотека; то, что научилась всего добиваться сама, - все от него, от папы.

Она поймет это позже: детство слишком эгоистично для таких признаний, впрочем, юность тоже...

...После катка, едва волоча ноги от усталости, она еле добиралась до своего подъезда и кричала снизу, чтобы ее забирали. Спускался папа, брал ее на руки и заносил в квартиру.

Сколько ей уже тогда было: пятнадцать, шестнадцать? Потом, когда у нее погиб муж, прошло какое-то время, именно папа заставлял ее вновь прийти в себя, следить за собой, вновь чувствовать себя женщиной. Он любил ее всякую, как и маму, но при этом, как мужчине, ему было важно, чтобы они никогда не теряли своего истинно женского оружия - красоты.

То, что Лина Аркадьевна в свои ...десят выглядит на сорок, - тоже его, папин урок. Именно по его совету она рано стала ходить к косметологу, следить за собой. И папа всегда отмечал, как она выглядит. В душе он гордился своими женщинами. Она и мама знали про это. И эта защищенность его любящим мужским взглядом делала их сильнее и неотразимее.

Лина очень похожа на свою бабушку, красоту которой признавали буквально все вокруг. А дед был классным портным. В 90 лет мог на ощупь определить качество ткани. Руки у него были красивые, тонкие - как у профессора.

Сразу же после выхода на экраны фильма "Разные судьбы", Лина тогда училась в 10-м, ей сшили костюм - точь-в-точь, как на главной героине. Зеленый сарафан и полосатая зеленая кофточка. Ей это очень шло. Как и то первое настоящее платье с плиссированной юбкой, рукавами на манжете, в котором она ездила на городские и областные олимпиады по физике и математике. На ноги надевала фильдеперсовые чулки, пристегивала их к черному поясу с длинными кружевными резинками - тогда они только входили в женскую одежду, но при этом не несли в себе никакого сексуального оттенка, как сейчас, - чисто функциональный. Впрочем, так казалось юной Лине; что касается взрослых женщин - они уже тогда наверняка знали силу женской слабости.

Возвращаясь к тому времени, Лина Аркадьевна признается, что модельный бизнес мог бы, наверное, стать ее призванием. Увы, время было другое. Страна производила инженеров... И потому она выбрала авиационный институт, после него попала по распределению в группу прочности завода "Прогресс". Она ни о чем не жалеет. Ей нравилось работать, ставить новые задачи и решать их. Она не умела останавливаться на достигнутом. Только вперед. Так была воспитана. Так для нее было интереснее жить.

И если верить, что все в судьбе неслучайно (имя и фамилия в том числе), то быть Молодцовой ей подходит.



Он



...На улице было много людей, но она увидела только его. Он шел почему-то к ней. И улыбался ей. Самый роскошный мужчина улицы. Нет, целого города и даже страны. Он подхватил ее на руки и закружил. И она узнала эти руки. Боже, сколько же лет прошло? Она летала над трамвайной остановкой, закрыв глаза, и следом за ней, обгоняя ее, летели воспоминания. Она встретила его практически в первый же день, как поступила в институт. Красивый, лучше всех, высокий, статный блондин с карими глазами, про таких говорят - породистый. При этом он был еще очень умен, старше ее на целых три года - именно столько до прихода в институт он проучился в летном военном училище. Он был искрометно остроумен. Почти сразу же, в самом начале их романа, она попала в больницу с аппендицитом. Он прорвался к ней с друзьями в тот же день после операции. Они так веселили ее, что от смеха у нее разошлись все швы. Слава Богу, все зажило.

...Еще одна картинка из памяти. Зима, у нее сильно мерзнет почему-то только правая рука и нога, они заходят в подъезд погреться. Игорь растирает ей ладошку, ступню и шутит, какая необыкновенная у него девушка: у нее мерзнет только одна ручка и ножка. А вот Струковский парк. Каток весь в огнях. Игорь шнурует ей ботинки. Потом они сидят на скамейке, закрыв глаза, и он учит ее распознавать марку самолета по звуку. Они целуются первый раз в гроте. Боже, как она счастлива! Такой она останется навсегда на его фотографиях. Первокурсница с глазами-блюдцами, распахнутыми для любви. И вдруг все меркнет.

...Больница, палата. Ее, парализованную, родители увозят в Москву. Диагноз - страшнее не придумаешь: опухоль спинного мозга. Врачи ничего не гарантируют. Мама надевает Лине на палец колечко, договорившись, что, если та останется жива, передаст его медсестре как весточку, что все в порядке. Операционный стол. Голос хирурга.

Дичайшая боль, которую сравнить не с чем. Но она жива. Учится ходить заново, писать. Руки тоже не слушаются. И вот снова в Самаре. Игорь встречает ее. Она сразу же чувствует неладное. Он испуган, он отдаляется все дальше. Она, гордячка, не показывает виду, красит волосы в черный цвет. Из девчонки-школьницы превращается в девушку, юную женщину, за плечами у которой уже была любовь, и страдание, и страстное желание доказать ему в первую очередь, что у нее все будет хорошо. И доказывает...

Игорь делает ей предложение пять раз, но она его уже никогда не простит. Она тоже замужем, у нее сын. Счастлива ли? И да, и нет. Как большинство женщин. Трагедия, смерть мужа. Она снова одна. И снова видит Игоря. Именно он кружит ее сейчас над землей. А может, не вырываться, остаться в его руках насовсем? Он тоже свободен. Она не остается. Поздно. Надо жить настоящим. И уходит с завода, защищает кандидатскую. И влюбляется в свою новую профессию - преподавателя - так же страстно, как во все, за что вообще бралась в этой жизни. Теперь у нее, профессора Молодцовой, сотни учеников по стране. Для многих из них она была и остается кумиром - что может быть дороже для учителя! - но при этом еще женщиной, умной, тонкой, красивой и сильной. Женщиной, которая сделала сама себя.



Мы будем говорить с Линой Аркадьевной в первую очередь о любви. Потому что весна на дворе, кстати, любимое время года моей героини, и потому что именно любовь - главное из чувств, освещающих жизнь женщины каким-то особым светом. Пусть не всегда, лишь иногда, но она должна быть обязательно.

- Лина Аркадьевна, а был ли у вас свой идеал мужчины и, если да, каков он в любви?

- Таким был для меня всегда мой папа. (Кстати, именно его фотография - мужчины с улыбкой - стояла на столике в зале. - Авт.) Он любил маму беззаветно, преданно - такой, какая она есть. Когда она ругалась, когда была не права. Мама всегда считала, что главное - это она, женщина, ее красота. Папа все это понимал и принимал.

То, что отец так однажды и навсегда полюбил ее маму со всеми ее недостатками, в чем-то очень помешало самой Лине в жизни, она сама призналась в этом. Потому что с детства видела, как надо любить женщин, несмотря ни на что, и была уверена, что каждый мужчина именно так и должен любить.

- Потом по жизни вы много таких мужчин встречали?

- Представьте себе, встречала. Даже на своем пути. Мой однокурсник, например - мы до сих пор дружим, - из той, понимаю, редкой породы мужчин, которые умеют любить только за то, что ты есть на свете. Но для полноценной любви нужна еще ответность. И у меня есть такие друзья: он был главным инженером на стройке, она пришла после ПТУ. Семья его и слышать ничего не хотела: не ровня, а он влюбился и привел жену хозяйкой в дом. И дети росли всю жизнь в родительской любви. И лучше Наташки у него до самой смерти никого не было.

Однажды они попали в аварию. Грузовик выехал им наперерез. Единственное, что он успел сделать, - закрыть своей рукой лицо Натальи, сам же весь изуродовался. Ведь одно мгновение, а человек в этот миг защищает не себя, а другого - любимого самого. И, когда их старший сын влюбился в женщину с ребенком, именно Наташка сказала: "Раз есть любовь, пусть она будет".

Ей самой такая любовь, одна на двоих, не встретилась, хотя, когда она выходила во второй раз замуж, ей показалось, что это он. Увы! Развелась практически сразу. Похоронила ли она сейчас эту свою нереализованную мечту о такой встрече? Нет. Как любая женщина, она живет и верит, что все возможно еще. Вот только эта самая жажда любви с возрастом уже не на первом месте.

- В таком случае, как продлить в себе этот самый возраст счастливого ожидания любви - годам назло?

- Самое главное здесь - человеческие отношения. Вы можете работать, не работать, творчески развиваться, но если вы жаждете общения, хотите, чтобы к вам кто-то ласково отнесся, чтобы вы были дороги кому-то, надо общаться, обязательно. У меня тоже был период, когда думала: я прекрасно живу одна; к кому ни пойду, эти ругаются, другие давно думают, как бы развестись, да уйти некуда. Вроде бы, думаешь, и позавидовать некому. И все-таки это не так. Женщина в любом возрасте не может, не должна лишать себя любви. Вот, например, Галина Вишневская, когда корреспондент-мужчина на ее 70-летие спросил: "А что для вас самое главное в жизни?". Она ответила: "Вот вы, мужчины, самое главное, ваше внимание". Представьте себе, как бы мир потускнел, если бы женщины потеряли свои женские, а мужчины - мужские качества. Я думаю, это очень существенная сторона нашей жизни.

- А можно провоцировать, вызывать любовь на себя?

- Можно и нужно всегда откликаться на то внимание, которое оказывают вам мужчины.

- Вот и ответ найден: как дольше оставаться женщиной.

- Я вспоминаю "Комсомолку", которая печатала письма многодетной матери, при этом счастливой женщины. И одна не очень умная, но богатая и по тем временам дамочка ответила, мол, вы со своими детьми погрязли в пеленках, а я ношу шелковые французские комбинации. На что ей мать большого семейства ответила: "Вы в своем французском белье, возможно, объездили весь мир, но не забыли ли при этом приласкать своего мужа?". Вот такой мудрый совет.

- Вы тоже были такой мудрой в браке?

- Нет, я такой не была. Но то ли возраст приходит, то ли жизнь чему-то учит. Главное - вообще ценить добрые человеческие отношения, близких людей. У нас в России почему-то это не принято.

- А определенная доля свободы в браке, на ваш взгляд, допускается?

- Я считаю, что она просто необходима. Я должна быть духовно свободна, независима даже в браке.

- Вы допускали иногда, что муж может позволить себе быть с другой женщиной?

- Как ни странно, я это понимала.

- А такое право за собой вы тоже оставляли?

- Нет, в этом смысле я старомодна, с женщины строже спрос.

- Но красивую игру мужчины и женщины, их симпатию друг к другу, надеюсь, вы не отрицаете?

- Допускаю, даже считаю, что это украшает отношения, привносит в них нечто чувственное, эмоциональное. Люди могут нравиться не только в семье, а просто потому, что они симпатичны друг другу, им интересно общаться. Я думаю, мы все должны ценить этот интерес друг к другу, - в молодости, к сожалению, я была воспитана по-другому. Но человеку, видимо, нужно сначала созреть до этого уровня общения.

- У вас были по жизни соперницы? А оружие против них?

- Вот здесь, пожалуй, трудно. Тут можно легко потерять самообладание. Но надо свои позиции отстаивать, не теряя достоинства.

- Женщина поздно становится женщиной?

- У всех по-разному. Я встречала молодых девушек, кстати, среди моих студенток есть такие, которые в личностном плане созрели как женщины достаточно рано. Думаю, это очень хорошо.

- Что в нынешних молодых женщинах, - согласитесь, новое время накладывает свой временной отпечаток, - вам нравится?

- Мне нравится, что они достаточно рано берут свою женскую судьбу в собственные руки. Но я считаю, что у каждого возраста свои достоинства.

- Вы не завидуете чьей-то юности, хоть иногда?

- Нет. Мне очень нравится мой возраст. Кстати, некоторые девушки, наоборот, мне завидуют. Я это знаю, как и то, что мне сейчас не менее приятно чье-то расположение ко мне, чем в молодости. Мало того, в молодые годы я никогда не думала, не оценивала: ах, как я выгляжу. Это было как бы органично, естественно. Все молодые хороши. А вот в этом возрасте выглядеть хорошо - это уже твой собственный плюс, ты можешь поставить сама себе этот жирный плюс. Что ты бодра, энергична, что многое еще можешь. В том числе стильно одеваться. И у тебя есть свой собственный стиль.

- Неужели не было, как у большинства женщин, испуга перед каждым следующим двадцатилетием: все уже позади?

- У меня не было. Я лично своим возрастом довольна. Просто я умела анализировать и тот опыт - у меня был богатый опыт человеческих отношений, - и ту мудрость, которая приходила с возрастом. И мне уже не было страшно. И потом, я любила, меня любили и, надеюсь, еще любят. Значит, все хорошо, жизнь прекрасна!

И она продолжается - где-то совсем в другом городе тоже живет Лина, ровесница ее взрослого сына. Имя той девочке дал отец, страстно влюбленный в свою однокурсницу Лину. До сих пор.

...А в окна вовсю стучит апрель. Время чьей-то первой любви. Просто любви, неважно, сколько весен уже позади.

- Лина Аркадьевна, когда в последний раз вам признавались в любви?

- В марте 2000 года.

Без комментария.Анализ рассказа «О любви» позволит полнее понять Чехова. поделиться
Наталья Сахарнова
21.04.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru