Чаще говорите: «Я хочу!»


В 96-м году из более чем 600 тысяч преступлений, соврешенных в нашей стране, потерпевшими в которых являлись женщины, около 80 тысяч совершены вследствие ревности, ссор (на бытовой почве), около 4 тысяч - из-за сексуальных побуждений. Насилие происходит в каждой четвертой семье - это 30-40% всех тяжких преступлений. По данным московского кризисного центра, 36% жертв - домохозяйки (жены бизнесменов), и 12% - безработные. 16% женщин обращаются с проблемами супружеских отношений, 14 - подвергаются морально-психологическому насилию в семье, 7% - физическому. Государственная Дума, третий год прозаседавшая по этому вопросу, ни к какому решению так и не пришла. Психолог Ольга Казанская, президент ассоциации содействия женщинам работает как раз над реализацией проекта социальной поддержки женщинам, подвергшимся сексуальному и домашнему насилию.



- Есть расхожее обывательское утверждение, что жертва сама провоцирует насильника...

- Я думаю, так трактует закон. На самом деле не существует провоцирующего поведения. У нас есть понятие «мужская физиология», согласно которому сексуальное желание мужчины не поддается никакому контролю. Женская физиология подавляется обществом, а мужская всячески поощряется. Даже женщинами. Подруги, к примеру, говорят жертве: ну ты же знаешь, мужчины все такие, им одно нужно. То есть они видят ситуацию как бы мужскими глазами. Тебя изнасиловали, ты еще и виновата, что шла по этой улице. Почему, когда кричат на улице «какая задница», окружающие с укором смотрят на женщину, а не на того, кто кричал? Не она вызвала желание, а у него оно возникло. Женщина всегда имеет право отказать.

В Америке привлекают к ответственности мужчину, даже если он просто ведет себя настойчиво, а женщина этого не хочет. И она выигрывает.

- А если домогается муж?

- То же самое. Обычно домашнее насилие сопровождается сексуальным. И только у нас: вышла замуж, значит, это твоя прямая обязанность.

- Что толкает к насилию?

- Желание унижать, а женщина для этого самый удобный объект. Он хочет утвердиться в своей силе, используя для этого женщину. Недавно был проведен соцопрос и оказалось, что 90% мужчин считают нормальным принуждать женщину к сексу. 70% уверены, что женщину можно ударить, если она заслужила. В России насильственные отношения стали традиционными.

- Как вы думаете, почему? Может, такой генотип? Варвары же...

- Нет, генетика тут ни при чем. Просто привычное плохое отношение к женщине. Нет законов, и общество поддерживает женскую незащищенность, даже в социально-экономическом отношении. Кстати, многие женщины давно примирились с насилием. Они считают: пусть будет хоть такой муж, как бы оберегая себя от того, что будет после развода: полуголодное существование с детьми, тем более, что каждая пятая женщина в России - безработная. В криминальных сводках я прочитала: за убийство женщины дали 2 года тюрьмы. А рядом - за кражу банок с вареньем тоже 2 года тюрьмы. А статья была названа:»Она сама выбрала своего убийцу». Ей, видите ли, нравилось, что он наставил на нее пистолет. Это была версия убийцы, и суд эту версию принял. Насилие на почве ревности, в принципе, не понимаю. Я заключила с тобой брак, но это не значит, что не могу отдать предпочтение другому мужчине. Наше правосудие тоже смягчает преступление на почве ревности, тем самым подтверждается полное бесправие женщины.

- Стало быть, надо менять закон?

- Все сразу. Но прежде самих женщин. Им надо почувствовать свою независимость. Осознать, что она ни в чем не виновата. А сейчас она ничего не может добиться, более того, друзья, родственники ее же и осудят.

Государство проводит политику «возвращения женщины в семью», что по сути является рабством. Об этом говорят многочисленные факты насилия над женами бизнесменов. Моя пациентка была избита только за то, что у него где-то на улице оторвалась пуговица.

- С другой стороны, Канары, меха, можно и потерпеть...

- А вы считаете, это оправданно? Мехами можно прикрыть страдания? Терпят потому, что важно не свое самоощущение, а приоритет материальных ценностей. У нее падает самооценка, и очень трудно потом рассчитывать на себя. К сожалению, наша женщина ориентирована на то, что она состоялась, когда нашла богатого мужа. 90% американских женщин хотят мужа, который помогал бы им по дому. Наши женщины мечтают, чтоб он деньги зарабатывал. «Монофункциональность русских мужчин», - так называют это западные социологи.

- Но можно взять ребенка и уйти, если невмоготу...

- Есть серьезная причина. Женщина как бы утрачивает свою собственную волю. И дело не в том, что она боится или привязана к деньгам. Она психологически зависит от насильника. Насилие начинается с минимального контроля. Сначала он требует, чтобы она готовила, что он любит, потом, чтоб носила, что ему нравится, дружила по его рекомендациям, потом, чтоб ни с кем не общалась. И так далее... Потом он начинает ее бить.

- А как же женщины, которые говорят: Иван, в семь пятнадцать ты должен быть дома. Он опаздывает и получает нагоняй. Это насилие?

- Безусловно. Но может быть договоренность в семье, и тогда все в порядке. Российская семья, действительно, предрасполагает к зависимости, весь вопрос в том, кто больше отказал себе в своих желаниях. Например, семья моей клиентки. Муж - умница, ничего от нее особо не требует. Но когда речь зашла о том, что ей надо платить за учебу, он стал кричать. Он не понял, что это ее главная цель.

- Может, жадный?

- Дело не в жадности, а в мужской позиции. У нас мужчины не настроены решать женские проблемы. Они не способны содействовать женщине в ее жизненных планах.

- Чем жертве могут помочь психологи?

- Когда она оказалась без воли, пытаемся возродить ее право выбора. Она может остаться с ним, а может и не остаться. Но чтобы уйти, надо иметь представление об отношениях другого рода. Если она остается, мы учим, как не включаться в агрессию. Но жестокого насильника очень трудно изменить. Мужчина, который не получает должного отношения со стороны жены, вымещает злобу на дочерях. Именно эти девочки относятся плохо к мужчинам, а не те, что выросли без отца. Эти мужчины ведут себя как психопаты. Они запугивают. Распоясавшийся насильник может и убить. У женщины, которая говорит в открытую «я уйду», в 70 раз повышается риск быть убитой. Она должна уйти тайно.

- А если она любит?

- А что, возможна такая любовь?

- Садомазохистская...

- Неправильно. Если вы вспомните роман Захер-Мазоха «Демоническая женщина», то там мазохист - мужчина, это присуще в первую очередь им.

- А как быть с сексом в семье? Она не хочет, а он...

- Сказать «нет».

- Но тут и произойдет «насилие в семье».

- Надо сказать так, чтобы он услышал. Я вообще не сторонница того, чтобы проблемы решались в постели. Очень часто женщины после насилия не хотят иметь сексуальных отношений. Был случай, когда женщина после родов, имея много травм, уступила настойчивым домогательствам супруга. Он пригрозил, что уйдет к другой. Но именно этот момент и послужил поводом к тому, что ушла от него она. Мужчина говорит, что любит, но при этом она должна. А все, что она должна, он презирает. «Ты должна» - это уже насилие.

Однажды мужчина посмотрел на меня и облизнулся.

- Хотел скушать?

- Да. Но это было не сексуальное рассмотрение, а похотливое желание употреблять.

- Измена - тоже насилие?

- Агрессия, да. Способ уничижения.

- А когда мужчина смотрит на хорошенькую девушку и замечает только недостатки?

- У Эрдмана есть великолепный персонаж, который говорит: вот идет она, сама красота, глаза слепнут. А дай-ка я на нее посмотрю с научной точки зрения... Всякая оценка имеет основание. Почему он так видит, в худшем свете? Может, прикрывает собственную ущербность?

- Мне так кажется, что моральное насилие - самое страшное.

- Оно тяжелее, чем побои. Когда человек терпит такое унижение, она начинает пренебрегать собой, своим здоровьем, чувствами, желаниями, как бы растворяется.

- А как же необходимо измениться женщине?

- Однажды на прием пришла женщина: «Меня муж бросил, я плохая, я дурно выгляжу...» Мы изменили лингвистический подход: «Что я делаю такого, чтобы мы расстались?» И оказалось, что изначально ей с ним было скучно, но встречалась, чтобы не быть одной. У Ахматовой читаю: «Брошена - придуманное слово. Разве я цветок или письмо?» Кстати, согласно психоанализу, мужчина уходит, когда он уже внутренне отвергнут. То есть уважение к себе, не только на словах, но и в мыслях.

Женщине необходимо предъявлять ему требования. А если же он не желает реагировать на них, подумай, зачем тебе мужчина, который мешает тебе жить, унижает? У нас в обществе есть мнение, что женщина непременно обязана иметь мужа. Другое - хороших мужчин раз-два и обчелся. И что получается? Какой попался - хватай. На самом деле, хорошие есть, просто мы опять-таки не требовательны к ним и к себе. У мальчиков-подростков, как правило, романтическое чувство к девушке. Проходит 5-6 лет, и они становятся циничными. Почему? Ответ: «С женщинами мы можем быть любыми, говорить что угодно, они принимают самое наглое поведение». Это не значит, что их надо перевоспитывать, скорее, определить дистанцию, что позволено, а что нет.

И нужно выставлять свое «я». Это не эгоизм, это достоинство. Можно ведь спокойно предъявлять свое «я», и это будет очень весомо. Чаще говорите: «я хочу» или «не хочу». Ваши желания должны быть на равных. Мужчину может изменить ваша высокая самооценка. поделиться
Людмила Круглова
04.08.1998

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru