Вся страна подсматривает
То, что называется изящным словечком "вуайеризм", присутствует в твоей жизни независимо от того, знаешь ли ты, что обозначает это слово или нет. А обозначает оно "подсматривание". Случайно открывшаяся взору чужая женская коленка манит куда сильнее, чем та же коленка, банально обнаженная, со всем прилегающим добром, в твоей постели.
Вуайеризм существовал всегда: спонтанно возникая в быту, он искусственно переносился в порнокабинеты и доводился до совершенства в кинематографе. Но всякий раз это было нечто индивидуальное. До тех пор, пока кому-то не пришла в голову идея превратить в красного от смущения и мокрого от волнения мальчика целую страну.
Шоу Big Brother, название которого было позаимствовано из романа Джорджа Оруэлла "1984", впервые было показано два года назад на голландском телеканале Veronica, а затем быстро подчинило себе весь мир. Второй страной, которую охватила лихорадка общенационального подсматривания, стала Германия. Первая серия немецкого варианта стартовала 1 марта 2000 года.
Контейнер
Пригород Кельна - Хюрт. Первое мая. Вечер. Большой жилой контейнер, двор которого огорожен двойным забором: деревьями и металлическими щитами. У ограждения тысячи людей. Вокруг полно прожекторов, скользящие лучи которых превращают все в большую дискотеку. Потому что везде, где можно, установлены телекамеры, в которые без остановки вещают молодые популярные ведущие. Наконец, в пространство, наполненное беспокойным ожиданием, въезжает вереница крутых "Мерседесов".
Пассажиры - пятеро мужчин и столько же женщин, у каждого в руках чемодан, направляются к контейнеру. Шум стихает. Прожекторы, камеры, глаза присутствующих у контейнера и глаза сидящих у телевизоров - все направлено на "отважную десятку", члены которой сейчас попрощаются с родными и знакомыми и, развернувшись, войдут в контейнер, двери которого через мгновение закроются за ними на 100 дней. Так начиналось первое в Германии живое телешоу Big Brother.
Правила
Кандидатов заселяют в жилой контейнер площадью 153 квадратных метра - без телефона, телевизора или CD-плеера. Без контакта с внешним миром, но под постоянным наблюдением, осуществляемым с помощью 60 микрофонов и 28 камер, телеканал RTL2 транслирует шесть раз в день в лучшее эфирное время (20.15) 45-минутную дневную "нарезку".
Кандидаты никогда не встречались друг с другом до старта Big Brother. Перед этим каждый из них успешно выдержал интенсивные психологические и общемедицинские тесты. Душевное равновесие, выдержка, эмоциональное развитие и командные качества выражены у кандидатов достаточно сильно. Медики и психологи во время проекта всегда наготове.
Группа герметично ограждена от внешнего мира. Камеры, технический и обслуживающий персонал и редакция находятся для группы вне зоны видимости и слышимости. Окна контейнера выходят на высокий, заслоняющий все, сад. Шоу-команда поддерживает связь с кандидатами только через громкоговоритель. Средства массовой информации запрещены. Команда Big Brother постоянно дает кандидатам новые задания, которые должны быть совместно решены. Неудача одного кандидата отражается на всей группе.
Жизненный стиль: Back To The Basics - назад, к истокам. Это означает: никакой роскоши, никакого комфорта. Каждый кандидат имеет право взять с собой один чемодан-дипломат личных вещей. Дрова рубятся, и хлеб печется самостоятельно, овощи в огороде должны быть выращены и собраны. Для остальных продуктов и товаров группа располагает минимальным бюджетом, который должна составлять самостоятельно. Если группа справляется с поставленными заданиями, бюджет увеличивается.
Телевидение является постоянным наблюдателем.
Все происходящее регистрируется, и даже в туалете за жителями контейнера ведется наблюдение. Последнее производится в целях безопасности, и телезрители этого не видят.
В "Комнате для разговоров" кандидаты обязаны ежедневно рассказывать о прожитом дне: о приобретенном личном опыте, об ощущениях и конфликтах. Отчет дается наедине, и никто, кроме телезрителей, рассказывающего кандидата не видит и не слышит.
Каждые две недели группу покидает один кандидат. Для этого группа выдвигает (номинирует) двух претендентов. Каждый участник называет в "Комнате для разговоров" двух "сотоварищей", которые, по его мнению, должны уйти. При этом никто из кандидатов не знает, кто кого номинировал. Два наиболее часто отмеченные жителями контейнера и зрителями кандидата считаются номинированными. Решение, кто действительно покидает контейнер, в течение следующей за номинацией недели принимают телезрители, голосующие по телефону.
Каждый кандидат имеет право покинуть контейнер в любое время по собственному желанию. Однако после этого он сразу прекращает участвовать в шоу. Только тот, кто выстоит от первого до последнего дня, имеет шанс получить приз - 250 тысяч марок.
В Интернете шоу транслируется круглосуточно, а за особую плату можно подключиться к "живым" камерам, установленным в весьма пикантных местах.
Коммунальная квартира
Big Brother начался, и все способное смотреть телевизор население Германии, донельзя пресыщенное хлебом и зрелищами, уподобилось нашему телезрителю образца начала девяностых, заворожено следящему за нехитрыми перипетиями "Рабыни Изауры". Разница лишь в том, что герои теперешней мыльной оперы - люди с улицы, а автор сценария - сам зритель, вершащий судьбы персонажей путем номинации. Квота включения в момент трансляции Big Brother достигла фантастических размеров.
Ну а что же кандидаты? Первые недели все они действительно переживали эффект "постороннего" присутствия, поэтому усердно играли пай-мальчиков и пай-девочек. Но жизнь быстро взяла свое. Дамоклов меч номинации и последующего изгнания быстро пробудил в них, несмотря на тщательный отбор, до боли знакомые жителям коммуналок качества - склочность, зависть и нелюбовь к ближнему. Кто-то не смог совладать со всем этим и добровольно покинул "дом", кто-то, напротив, оказался просто врожденным мастером интриги. В первую очередь, женская половина жителей. Право слово, иногда было забавно смотреть, когда в глаза говорилось одно, за глаза - другое, а в "Комнате для разговоров" - третье. Кандидаты разделились на группки.
Так, собственно, и жили, проявляя единство только в решении еженедельных заданий, от выполнения которых зависел размер выделяемого бюджета.
Задания сами по себе достаточно пестры, в подтверждение тому - некоторые из них для кандидатов второго "эшелона":
Календарь и Библия
Каждый сюжет большого фотокалендаря должен быть сымитирован кандидатами. В дополнение к этому 100 часов подряд должна читаться Библия.
Арабские ночи
Указанные истории из "1001 ночи" должны быть сыграны кандидатами. Костюмы должны быть сшиты, реквизит и декорации сооружены, текст выучен наизусть.
Плетение корзин
Нужно сплести восемьдесят одну (!) корзину из прутьев. Высота корзины - 35 см. Каждая корзина должна быть подписана автором.
Ковер
Нужно соткать Big Brother-ковер, причем каждый кандидат должен выткать одну букву из логотипа.
Изобретения
110 изобретений, включая изобретателей и даты, - наизусть.
Секс как средство удержаться в игре
Одно время в жизни некоторых кандидатов наступил момент, когда неотвратимо запахло номинацией. Старые уловки не помогали, тогда молодая пара бросила публике жирную кость - завязала роман, со всеми присущими роману проявлениями. И, надо отдать им должное, не ошиблись. По телевизору с большим удовольствием многократно прокручивали этапы этой забавной любовной интриги. Особенно постельные сцены, снятые камерой ночного видения. Естественно, сладкая парочка прикрывалась одеялом, но такого рода сексуальная возня еще больше распаляла воображение следящего за происходящим на экране обывателя. Один оральный секс под одеялом стоил многого. В тот раз они не вылетели, немного погодя им пришлось все же сойти с дистанции, "на свободе" их дорожки разошлись - но свой яркий след в истории Big Brother им удалось оставить.
Кто они, простые герои...
Никто из принимавших участие в шоу материально не проиграл: интервью, статей, предложений было вдоволь. Многие живут этим и по сей день. Итак, вот предыстория и эволюция нескольких представителей отважной десятки.
ДЖОН: плотник из Потсдама, 26 лет. Тяжелое детство, бывший домовладелец, бросается из одной крайности в другую. Подобно хамелеону меняет свою внешность, чтобы любой ценой выделиться. Носит армейские штаны, пирсы, татуировки. Консервативная подруга, общий сын (1 год). Победитель первого шоу. Из 250000 марок отдал по 50000 двум оставшимся до последнего дня, но не избранным кандидатам. Странным образом исчез с поля зрения. Избегает интервью.
ЮРГЕН: из Кельна, 36 лет, 13 лет работает мастером тонкого железа в известном автоконцерне. Терпим по отношению к другим. Все шоу занимал первое место в шкале популярности, был несомненным кандидатом в победители. Проиграл Джону. Сейчас ведет активную жизнь на экране: интервью, песни, шоу.
КЕРСТИН: актриса, 25 лет, после 12 переездов в пяти различных странах вернулась на родину, в Берлин. Успех для нее играет очень важную роль, как в работе, так и в личной жизни. Женская половина "любовного романа", описанного выше. Покинула контейнер добровольно, в знак солидарности с номинированной подругой. Получила эпизодическую роль в популярном сериале.
АЛЕКС: 37 лет, владелец ресторана в Бонне. Много повидал в молодости, будучи сыном дипломата. Ненавидит эгоистов и выскочек. Чертовски похож на молодого Николсона, и не только внешне. Был партнером Керстин по "сексу под одеялом". По выходе из игры получил много предложений от представителей шоу-бизнеса и рекламы. При полном отсутствии таланта начал петь. Первый CD стал золотым. Отбил девушку у знаменитого киноактера, теперь ждут ребенка.
САБРИНА: "новенькая", пришла вместо добровольно покинувшей игру претендентки. 34 года, блондинка с роскошным бюстом, живет под Кельном, кроет крыши. Жизнерадостная. Во время пребывания в контейнере вскрылась история с неуплаченными налогами. Ей прочили прямую дорогу в суд. Но как-то все замялось. Теперь дает интервью, поет (после инъекции Big Brother не запел только немой) и рекламирует одежду.
"Немецкая Золушка"
Об одном из участников - разговор особый.
ЗЛАТКО: Возраст-24. Телец, до Big Brother учился на слесаря. Холост, но сердце отдано девушке Даниеле. Хобби: snowboard и жарить мясо на природе. Любимая еда - китайская кухня, любимая машина - "Мерседес" 500 SL, главный человек в жизни - мать.
Вот с этим незадачливым "корешком" из Македонии и приключилась поистине рождественская история. Войдя в контейнер безработным люмпеном, Златко вышел из него, не досидев до победы месяц, национальным героем.
Если бы не телохранители, провожавшие его до машины, ликующая толпа разорвала бы его на части. Необразованный иностранец, говорящий на плохом немецком, в мгновение ока превратился в идола немецкой молодежи. Перебивавшийся полгода назад на пособие по безработице, Златко сегодня имеет уже почти семь миллионов марок на счете, собственное телешоу, обширную гастрольную программу (разумеется, в качестве певца) и делает рекламу.
Как могло случиться такое, что качка черногорца предпочли интеллектуальным, тонко острящим, знающим несколько языков сотоварищам по шоу?
Справедливости ради надо заметить, что Златко присущи некоторые качества, по большому счету перекрывающие пробелы его образования: он честен, ценит дружбу, не умеет интриговать и всегда готов помочь.
А вот, что говорят сами немцы: "Златко хорош, потому что:
- говорит то, что думает;
- верен своей подруге уже полтора (!) года;
- уважает свою мать;
- хороший друг;
- всегда крут;
- классно улыбается;
- поет по велению сердца;
- смачно выражается;
- носит суперджемпер FUBU;
- не любит "всезнаек";
- рубит дрова;
- знает столицы многих государств;
- может оказать сопротивление;
- у него голос в 5 октав.
Но эта "тыква" никогда не превратилась бы в Золушку, не случись рядом "доброй феи" - суперпрофессионалов из телеканала RTL2.
Почувствовав особое отношение зрителей к Златко, телевизионщики сделали все, чтобы это отношение укрепилось. Сказал, например, как-то Златко; "Вопросов нет, Шекспира я знаю. Вот только запамятовал, какое он кино снимал, игровое или документальное". Тут же на рынке появилось пиво под названием Shakesbier, на этикетке которого вместо грустного лица английского драматурга расплылась в жизнерадостной улыбке физиономия нашего героя.
"Большой брат" по-русски
Всем было нетрудно догадаться, что новое русское шоу "За стеклом" - аналог "Большого брата" в российском варианте (впрочем, шоу было создано ТВ-6 не по лицензии, а самостоятельно - с опорой на общие принципы и мировой опыт "реального" жанра). Эта передача стала и у нас замочной скважиной для миллионов, и на 35 дней большинство разговоров во всей стране сводилось именно к обсуждению происходящего на телеканале ТВ-6. За это время шестеро молодых людей успели превратиться в звезды национального масштаба. Как сложится их жизнь дальше? Поживем - увидим...
Петр Бакланов
- 07.12.2001
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru