Россиянка в Израиле


Девять лет назад Елена, ее муж и двое их детей кардинально сменили адрес. Местом их жительства стал Израиль. Легко ли адаптироваться россиянке, да еще и не еврейке (а Елена русская), в этой стране? Тем более, что начинать все надо было с нуля, и в первую очередь - освоить иврит.



- Первые полгода мы только учили язык, - рассказывает Елена. - В том виде, в каком он существует сейчас, он относительно несложен, поэтому при систематических занятиях и серьезном желании научиться говорить, читать, и писать на нем можно достаточно быстро. Правда, русскому человеку, да, наверное, и европейцу вообще, он непривычен из-за его непохожести на языки романо-германской группы. И по написанию, и по произношению он ближе к восточным.

Конечно, на бытовом уровне можно было даже на улицах общаться по-русски, ведь россиян в Израиле достаточно много. Но местные жители, в общем-то, негативно воспринимают такое пренебрежение к их языку. И, конечно, без знания иврита невозможно было бы устроиться на службу.

- Кстати, насколько сложно вам было найти работу и как вы ее искали?

- Искала всего-навсего по телефонному бизнес-справочнику, где перечислены все имеющиеся в Израиле фирмы. Я открыла свой раздел - кондиционирование и вентиляция - и начала обзванивать руководителей фирм, которые территориально находились недалеко от того города, в котором мы живем. И довольно быстро приятный баритон ответил, что им действительно нужен специалист.

- Руководителя фирмы не смутило, что вы эмигрантка, из России?

- Нет, не смутило. Они достаточно высоко ценят наше образование. К тому же поначалу ты проходишь как бы испытательный срок, тебе назначается не очень высокая зарплата - на то время, пока ты адаптируешься, узнаешь требования к тебе как к специалисту, лучше осваиваешь компьютер. А нам его и вовсе пришлось изучать заново, мы приехали в Израиль, не зная этой техники. Кроме того, уже в процессе работы постоянно приходится изучать новые версии, знакомиться с конструкторской документацией, направлениями в работе.

- Вы работали в большом проектном институте?

- Больших институтов, как в России, там нет. Наша фирма, хотя и очень известная в Израиле, но весь ее штат - шесть проектировщиков, два хозяина и секретарь. Причем хозяева - не только администраторы, они очень компетентные высококвалифицированные специалисты, фактически выполняющие роль главных инженеров. Они принимают решения, просчитывают стоимость каждого проекта, проверяют выполнение, выезжают на объекты, встречаются со смежниками, а если нужно ознакомиться с какими-то принципиально новыми решениями, то ездят или летают и в другие страны.

- Нет ли какой-то дискриминации при приеме на работу женщин?

- Нет. У меня вообще сложилось впечатление, что женщин принимают на работу даже охотнее, чем мужчин. Я полагаю, потому, что они хорошо адаптируются в коллективе, более коммуникабельны.

- Как строился ваш рабочий день?

- Каждый сотрудник имел от офиса свой собственный ключ и приходил на работу в то время, которое ему удобно. Я, например, начинала работать в шесть утра. Это было связано с тем, что я работала в Тель-Авиве, а жила в городе, расположенном в нескольких десятках километров от него. И если бы выезжала из дома позже, то из-за пробок на дорогах добиралась бы до фирмы только часам к 11.

Работали мы, как и полагается, восемь часов, но без перерыва на обед - обедать там не принято. Поначалу я проводила на службе и 9, и 10 часов - когда нужно было изучить чертежи, ведь существует большая разница в российской и израильской конструкторской документации, другой и характер проектирования. Причем никто там никогда не скажет тебе, что пора домой. Хочешь работать 10 часов - пожалуйста.

- А меньше?

- Меньше - нет. В этом случае тебе сделают замечание. Следит за порядком доверенное лицо хозяина, обычно - его секретарь.

- Обедать не положено - а отпуск положен?

- Да. Поначалу 10 дней, но за каждый отработанный год добавляется по дню.

Однако хозяин строго не контролировал, сколько времени ты отдыхаешь. Я, например, все отпуска проводила в России и отдыхала, как минимум, две недели, как, впрочем, и все, кто выезжал за границу. Делалось это с молчаливого согласия наших руководителей. Никогда я не предъявляла и больничного листа. Принималось на веру, что я не прогуливаю, а нездорова. Но я прекрасно понимала, что не могу злоупотреблять отпускными днями, не могу и долго болеть, т.к. мою работу никто за меня не выполнит. И даже нежелательно, чтобы кто-то садился за мой компьютер.

- Существует там какая-то система премирования за ударный труд?

- Если год хорошо отработан, то выплачивается что-то типа тринадцатой зарплаты. Пока мы осваивались, нам не прибавлялась зарплата. А впоследствии оклады повышались один-два раза в год. Сначала мне был назначен оклад в 2000 шекелей (это в среднем 700-800 долларов), а через 4 года у меня уже было 6000 шекелей. Это очень неплохой заработок. Но там принято за хороший труд платить хорошие деньги. Это один из показателей "лица" фирмы. Работать по-иному - значит не заботиться о своем имидже.

- Случалось ли вам погулять в Израиле на свадьбе?

- Да, когда один наш знакомый выдавал замуж дочь. Гостей было очень много, поскольку скромное застолье бизнесмену такого ранга, как отец невесты, просто не по статусу. Кстати, в Израиле принято обязательно приглашать на такие торжества всех своих сотрудников.

Свадьба проходила в очень живописном месте, далеко за городом. Столы были накрыты прямо под открытым небом. Сначала раввин благословил молодых. Для этой цели возводится специальная купа - легкое сооружение типа беседки, покрытое белой тканью и красиво оформленное. Все бракосочетание проходит именно здесь, не нужно ехать ни в синагогу, ни в какую-либо гражданскую организацию типа нашего загса.

Как правило, молодым вручаются очень красиво оформленные подарочные банковские счета.

Жениха девушка нашла сама, без помощи свах или подсказок родственников. Кстати, отец ее выбором был очень недоволен, поскольку жених был эмигрантом не из Европы. Дело в том, что в Израиле эмигрантов достаточно четко подразделяют на выходцев из той или иной страны. И хотя все они евреи, их все равно называют русскими, поляками, марокканцами, немцами, китайцами и так далее. К слову, к россиянам в Израиле относятся очень хорошо, поскольку обычно это люди образованные, а наши дипломы и полученные в наших вузах знания здесь ценятся. Поэтому многие наши соотечественники преподают в местных институтах, занимаются, и вполне успешно, политикой, работают в сфере искусства и культуры. Хотя уровень театра и кинематографа там ниже нашего.

- В каком возрасте израильтяне обзаводятся семьями?

- Мужчины - после тридцати лет, женщины - около тридцати. Ранних браков там не заключают - это не принято. К тому же в 18 лет вся молодежь призывается в армию. Однако отношения типа гражданских браков завязываются очень рано, даже в подростковом возрасте. У них свободная любовь. Однако здесь многое зависит от воспитания, семейных традиций.

В армии девушки служат полтора года, юноши - два, а во флоте - три. Девушек, конечно, стараются оставлять в тылу, при штабах, к ружью хотя и допускают, но не загружают так, как мужчин и не отправляют в места военных действий.

- Вам случалось попадать в городской транспорт, где ехали вооруженные люди?

- Да, конечно. Ведь солдаты ездят в тех же автобусах, что и гражданское население. Ощущение, прямо скажу, неприятное, когда рядом с тобой стоит вооруженный человек и держит в руках автомат. В общем-то, знаешь, что оружие на предохранителе, но ведь на грех и грабли стреляют. Постепенно я, конечно, стала спокойнее относиться к таким ситуациям, привыкла.

- Мамы и впоследствии бабушки так же опекают молодую семью, внуков, как в России?

- Нет. Определенная помощь, конечно, есть. Особенно если родители - состоятельные люди и им ничего не стоит потратить значительную сумму денег на обустройство быта молодых. Но в основном о своей семье молодые должны заботиться сами. Зарабатывать деньги на машину, жилье. И когда рождаются внуки, с ними сидят не бабушки, а нянечки, услуги которых оплачивают сами молодые родители.

- Семьи в Израиле многодетны?

- Многодетных много, три-четыре ребенка в семье - это обычное явление. Аборты там запрещены, делаются только в исключительных случаях и с позволения раввината. Но там этот вопрос не стоит столь остро, как в России. Во-первых, всегда можно приобрести надежные современные контрацептивы, как и в любой цивилизованной стране, а, во-вторых, предохраняться от нежелательной беременности молодые научились заранее, находясь в гражданских отношениях. Словом, уже до вступления в законный брак они знают, как планировать семью.

- Израильтянки красивы?

- В основной массе - нет. Но, конечно, встречаются и очень красивые. А вообще в массе своей женщины в этой стране относятся к своей внешности довольно небрежно. Косметикой они, практически, не пользуются. Понятие моды у них чисто символическое. Обычно одеты в футболки и джинсы. Нарядно одеваются только в театр или на какое-то торжество. Но если ты на это же мероприятие придешь по какой-то причине одетой, скажем так, не соответственно моменту, на это никто не обратит внимания. А вот украшения они любят, причем восточного типа - крупные, броские и чтобы было много всего - цепочек, браслетов, колец. И это относится к женщинам любого возраста.

Еще один момент. В России мы с легкостью отправлялись в гости, в театры, на концерты. В Израиле же это у меня требовало очень много времени и сил. Поясню. Приехал в Тель-Авив на гастроли ансамбль Игоря Моисеева, и я не могла отказать себе в удовольствии побывать на его концерте. Закончилось представление где-то около полуночи, полтора часа я потом добиралась до дома.

А в четыре утра мне надо было вставать и собираться на работу.

- Да, при таком раскладе часто на культмероприятия не походишь... Выходных дней в Израиле так же два?

- Да. Но отдыхают в пятницу и субботу. Суббота - это Шаббат. В семьях, которые строго придерживаются всех религиозных правил, в этот день абсолютно ничего не делают. Поэтому накануне включают и телевизор, и специальные плиты, на которых пища постоянно горячая. Многие верующие семьями в этот день живут в гостиницах.

Израильтяне любят в этот день собираться всей семьей за красиво сервированным столом со всякими вкусными блюдами. Зажигаются свечи, мама читает молитву... Это замечательная традиция, особенно для детей. Они ощущают себя частичкой большой семьи, чувствуют, что все о них заботятся.

А вот Новый год в Израиль приходит в сентябре. В этот праздник, а также в Пасху все фирмы делают всем своим сотрудникам подарки. Как правило, выдаются не деньги, а талоны на обслуживание в дорогих магазинах. Приобрести на эти талоны можно, например, элегантное вечернее платье или элитную косметику, добротную обувь.

Традиционное блюда на Новый год - рыба, поданная непременно с головой - это пожелание, чтобы ты в новом году был во главе какого-то дела, а не в его хвосте. И голову обязательно нужно съесть.

- Израиль, как в Европе Голландия, - страна, в сельскохозяйственном плане очень развития. Но в Голландии фрукты и овощи, растущие на бедной почве и оттого "перекормленные" всевозможными удобрениями и химикатами, невкусны. А в Израиле?

- Сначала нам тоже казалось, что они невкусные. Но вскоре выяснилось, что ученые занимаются выведением сельскохозяйственных культур, которые содержат как можно меньше сахара.

Женщины там очень следят за своим весом, поэтому специально ведется селекционная работа по выведению несладких фруктов. Когда мы в этом разобрались, то просто стали выбирать те сорта, которые нам нравятся. Между прочим, еще несколько лет назад в Израиле не выращивали клубнику, а теперь стали ее культивировать. Не исключено, что с "подачи" эмигрантов из Европы, а возможно, даже из России. По крайней мере, я знаю точно, что только с приездом выходцев из бывшего СССР в Израиле начали производить вкусную колбасу, добавлять в нее специи, коньяк. Раньше колбасные изделия в Израиле было очень невкусными.

- Много вам приходилось платить за медицинскую страховку?

- На нее действительно уходит значительная часть заработка. Причем если у меня были скидки, т.к. считалось, что я имею двоих детей, то муж платил сумму полностью. И в общей сложности ежемесячно мы с ним выплачивали около тысячи шекелей. Кстати, медики очень строго следят за лишним весом своих пациентов. С какой бы проблемой ты ни обратился к врачу, первым делом он сделает анализы на содержание в крови холестерина. И если его уровень окажется повышенным, тебя сразу же заставят сесть на диету. Как только анализы будут в порядке, врач приступит к лечению.

- Понятие ностальгия - действительно существует или вам было не до тоски и воспоминаний?

- Мне кажется, это очень индивидуально. Для меня она существует. Все эти годы я чувствовала себя дискомфортно, и началось это уже через два-три месяца после приезда. Я почувствовала, что я там чужой человек. Чужой и по культуре, и по ментальности, мировосприятию. Хотя отношение ко мне было неплохое, а на работе - просто хорошее.

- Может быть, это оттого, что вы по национальности русская? А ваш муж, возможно, испытывал иные чувства?

- Ему, конечно, первое время все было очень интересно. Когда я уже начала страдать оттого, что я в чужой стране и у меня нет с ней ничего общего, ему еще было интересно абсолютно все - обычаи, праздники. Мне все это тоже было бы интересно, если бы я была в статусе туриста. И знала, что через несколько дней я отсюда уеду. Но когда чувствуешь, что это надолго и неизвестно, изменится ли эта ситуация, то состояние становится ужасным. Сейчас, когда я в России, мне снова все нравится в Израиле - и язык, и люди, у меня нет абсолютно никаких отрицательных эмоций. Я уважительно отношусь к культуре этой страны, к обычаям, даже к религии. Мне приятно вспоминать, как там дружно люди ходят по субботам в синагогу - все мужчины в белых рубашках, женщины красиво одетые, и дети с ними. Я бы и здесь хотела видеть, как дети вместе с родителями, нарядные и веселые, идут в воскресенье в церковь.

- В общем, что имеем - не храним, потерявши - плачем?

- Скорее - там хорошо, где нас нет. В Израиле очень часто произносят два слова - савланут (терпение) и леат-леат, то есть потихонечку, потихонечку. Когда мы приехали в Израиль, нам часто говорили: терпение, потихонечку все образуется, все будет хорошо. В принципе, то же самое можно сказать и всем россиянам о нашем сегодняшнем дне в России. Терпение - и потихонечку все образуется. поделиться
Татьяна Харитонова
12.01.2001

    Polnyj bred..slozhlos’ vpechatlenie , chto avtor rasskaza..imeet takoe zhe predstavlenie ob izrail’skoj zhizni..kak ja o jadernom reaktore..

    Izrail’tjanka s 13-letnim stazhem..byvshaja omichka

    Здорово!! Очень понравился рассказ. А ещё более было приятно, что автор не забыла свою Родину, не хаяла её, а верит в то, что всё леат леат образуется. Спасибо.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru