Не заигрывайте с Екатериной Великой
Вокруг восковых фигур всегда существовал ореол мистики и таинственности. Сколько фильмов ужасов снято на эту тему! И в этом нет ничего удивительного, ведь считается, что в точную копию умершего прототипа переселяется частичка его души.
Научный сотрудник Лидия Муругова (ее вы видите на снимке рядом с восковой фигурой Николая II) работала не с одной выставкой восковых фигур, причем уже на протяжении нескольких лет. Поэтому ее рассказу вполне можно доверять.
Воск, рассказывает она, - собирает, хранит и передает информацию. Поэтому я всегда удивляюсь людям, которые при жизни разрешают делать с себя восковые копии. Ведь независимо от того, политик он, эстрадная звезда или какая-то другая знаменитость, у разных людей к нему самое различное отношение. Не бывает такого, чтобы абсолютно все кого-то любили, всегда находятся недоброжелатели. Одного обожают - другого ненавидят, проклинают. И воспринимает на себя все эти мысли, определенным образом трансформирует и эти эмоции направляет к живым оригиналам.
Например, на последнюю выставку в наш музей должны были привезти фигуру Ельцина. Но воск "потек", фигуру направили на реставрацию - а вскоре прошло сообщение, что Ельцин заболел. И это не совпадение. А вот если копия сделана с умершего человека, энергия от нее не "уходит", и, находясь рядом с фигурой, ее всегда ощущаешь. Поэтому прежде чем начать работать с новой экспозицией, я захожу в зал и определяю, комфортно ли себя здесь чувствую. Поскольку разных людей восковые фигуры воспринимают по-разному.
Очень сложно начиналась работа с экспозицией, где в одном зале были собраны герои древних легенд и мифов, а в другом различные "страшилки" типа Крюгера, Дракулы, Фантомаса. Второй зал был мертвым, в него было жутко заходить. Я поняла, что нужно что-то менять.
Одним из экспонатов выставки был Сфинкс, причем не в том традиционном виде, к которому мы привыкли, а что-то типа полу-кошки с поднятой лапой - полу-женщины с очень красивым лицом и обнаженной грудью. Она стояла вместе с мифологическими героями в небольшом зале, и уже на первых экскурсиях мы почувствовали дискомфорт в этой части экспозиции. Из трех экскурсоводов, водивших сюда группы, две сразу сошли с дистанции, причем это очень опытные специалисты. Проблемы у них начинались, когда подходили к Сфинксу - они буквально не могли произнести ни слова.
И я поняла: Сфинксу здесь дискомфортно, на него давят такие мощные "личности", как Зевс, Минотавр, Кентавр. И предложила перевести Сфинкса в соседний зал, причем экскурсию там открывать рассказом именно с него.
Ситуация мгновенно изменилась. Здесь эта полу-женщина - полу-кошка почувствовала себя царицей. Работать стало несравненно легче, проблемы исчезли. Однако и здесь она выкинула фокус. Мы с коллегой шли параллельными курсами, но в разных залах. Причем она была в зале со Сфинксом. Вдруг я слышу жуткий крик. Вбегаю в зал и вижу: Сфинкс упал на нее сзади, словно напал. И это при том, что фигура, во-первых, держится на очень прочных внутренних стержнях, а во-вторых привязана сзади веревками к специальным стойкам. То есть упасть от какого-то неловкого движения она никак не могла.
Зрители вовремя поймали фигуру, она сильно не пострадала, но когтями она процарапала спину экскурсовода - будто хотела вонзиться в нее.
Спрашиваю коллегу: "О чем ты в это время говорила?" - "Что это безобразное чудовище" - "Да ты с ума сошла, - пришла в ужас я. - Сфинкс - средоточие вселенской мудрости. Разве можно к нему так непочтительно относиться!"
Долгое время нас не подпускал к себе Распутин. Это была очень удачная питерская фигура. Мы подходили к нему, и словно упирались в стену. Он смотрел на нас и словно говорил: "Ну, что еще плохого вы расскажете обо мне?" И мы, "воспитаннные" на книгах Пикуля, поняли, что надо что-то менять в тексте, искать и положительную информацию об этом неординарном человеке. Благо, что сегодня недостатка в литературе нет. Как только текст экскурсии был дополнен новыми сведениями, отношение к нам Распутина резко изменилось в лучшую сторону.
Конечно, всю информацию, которую я сейчас излагаю, надо понимать правильно. Здесь не бывает каких-то физических проявлений - случай со Сфинксом скорее исключение, чем правило. Обычно вся "чертовщинка" идет на уровне информации, и человек ее либо воспринимает, либо не воспринимает.
Когда питерцы выставляли у нас экспозицию "Театр души и тела", я отказалась на ней работать. Заспиртованные уродцы, которых собирал в кунсткамере Петр, рождение человека, обряд отпевания, процесс изготовления из покойника мумии с рассказом о том, как через ноздрю вынимается мозг, самурай, делающий себе харакири, последние минуты жизни Фредди Меркьюри, который умер от передозировки наркотиков - в зале был такой сгусток отрицательных эмоций, что люди постоянно падали в обморок. И это не удивительно: на них шла мощнейшая волна отрицательной энергетики.
Нострадамус на меня обижался. И я всегда говорила экскурсантам: "Посмотрите, я начну говорить, а у него будет изменяться лицо". Но, действительно, за что его любить? Он был наркоманом, и об этом сам писал, ловил, как сейчас говорят, глюки, в этом состоянии писал - а мы сейчас головы ломаем над его "прогнозами". Зато следом за мной шла экскурсовод, которая, напротив, относилась к нему с почитанием, и она его всегда утешала.
В обиде на меня осталась и Елена Прекрасная - я всегда говорила, в том числе и ей самой, что нельзя, чтобы из-за твоих проблем погибли тысячи людей. Причем ведь она не просто убежала с любимым мужчиной - она же унесла с собой огромное количество золотых вещей.
С Еленой произошел интересный момент. Сначала ей неудачно сделали подсветку, и мы все удивлялись - что же в ней особенного. Но однажды во время видеосъемок свет поставили по-другому, и мы ахнули от ее красоты. В это мгновение я увидела в ее глазах торжество: "ну как, теперь ты видишь, что ради такой женщины стоило затевать войну?"
Я всегда предупреждаю экскурсантов, чтобы они не слишком фамильярничали с фигурами, и уж если фотографировались с ними рядом, то выбирали бы положительных героев. Ведь такая фотография - это тоже достаточно страшная вещь. Это тоже, как и воск, накопление и передача информации. А у нас все норовят пристроиться к Петру, Наполеону, Екатерине. А что Екатерина? Очень больной человек. Нимфомания - это болезнь, власть и здоровье не стыкуются. И если в живом человеке что-то было отрицательное, это никуда не уходит.
А Наполеон? Сплошные комплексы неполноценности, букет психических, физических и сексуальных отклонений. Петр - фигура мощная, но город-то он построил на костях, и это тоже дает свою отрицательную энергетику. У нас часто любят некий символ, а не человека.
А проследите за личностью Ивана Грозного, с которым связано немало суеверий. Но ведь эти суеверия не безосновательны! Его же актеры играть боятся! Эйзенштейн снял три серии фильма и умер. Николай Черкасов играет его - и попадает в автокатастрофу, чудом остается жив. В МХАТе, в гриме и костюме, прямо на сцене умирает в 44-м году актер Николай Хмелев. Не успев сыграть Грозного в "Ермаке", в 92-м году умирает Евстигнеев. Александр Михайлов отыграл шесть спектаклей "Смерть Иоанна Грозного", а на седьмом у него горлом пошла кровь, ему было сделано шесть полостных операций. Вспомните потрясший всю страну страшный пожар в здании Самарского УВД, унесший десятки жизней - он произошел 10 февраля, когда на сцене местного оперного театра начались репетиции спектакля "Видения Иоанна Грозного".
Все это я рассказываю для того, чтобы с такими личностями обращаться следует очень осторожно. И, повторяю, к восковым фигурам относиться с таким же почтением, как если бы перед вами были живые люди.
Не приходилось ли и вам встречаться с загадочными явлениями, связанными с восковыми фигурами? Рубрика "Зазеркалье" ждет ваших писем.
- Татьяна Харитонова
- 16.02.2001
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru