Сказка - ложь, да в ней намек
Когда-то, в детстве и подростковом возрасте, я очень любила читать сказки, практические любые: русские, французские, восточные. С раннего детства запомнился сборник итальянских сказок под названием "Три апельсина". Ассоциации того возраста оказались крайне устойчивыми, и дошли в целости и сохранности до нынешнего времени. Наверное, каждый из нас может вспомнить пару-тройку особенно запавших в детскую душу сюжетов.
Каждая культура и даже почти каждая нация имеет свои собственные сказки и предания. Социальный и научно-технический прогресс на эти памятники народного творчества практически не влияет. Известно, что специалисты считают сказки, и вообще произведения народного фольклора, отражением мечтаний народа и его представлений о счастье.
Как-то попалось мне на глаза одно интереснейшее исследование сказки о курочке Рябе и её золотом яичке. Анализ проводился в допущении, что все образы имеют собирательный характер и отражают как внутрисемейный уклад, так и общественные отношения. Пересказывать его я не стану, но именно после этого трактата я посмотрела на сказки как квинтэссенцию народного восприятия и отражения действительности.
Оставим теперь "заумные" рассуждения и рассмотрим несколько наиболее популярных сказок из тех, на которых воспитываются наши дети, под новым углом зрения. "Угол" выберем такой: мужское представление о счастье в русских народных сказках.
Вспомните сказку "По щучьему веленью". О чём там Емеля на печи мечтал? И что он у этой самой щуки попросил, когда удача ему в ведро попалась? То-то и оно, командовать захотел - чтобы ничего не делать и все бы желания "по его хотенью и щучьему веленью" исполнялись. И доехал он, в конце концов, до царевой дочки - а и сделал-то всего ничего: за водой мать сына-бездельника спровадила. Наверное, если бы не это обстоятельство, то и щуки бы не было и чуда не случилось.
Надо отметить, что сказок, где герой случайно оказывается обладателем чего-то волшебного, приносящего ему достаток и жену, довольно много. Обратите внимание на то, что эти явления очень часто стоят или в одном ряду, или удачная женитьба венчает собой успешное завершение всяких мытарств! Приятно, однако, что жена как награда рассматривается.
Приведу лишь несколько примеров: "Сивко - Бурко", "Волшебное кольцо", "Кузьма Скоробогатый". Конечно, можно указать на то, что все персонажи отличались простотой и добротой, но в этом и заключается нравственность - практически ни у одного народа нет сказок, в которых бы злой и жадный получал, в конце концов, награду. Только скажите мне, кто не считает самого себя хорошим да пригожим? Так что сказка про каждого получается...
Или вот еще знаменитый русский богатырь Илья Муромец. Ничего плохого про него не скажешь - много подвигов и добрых дел совершил: и от Змея Горыныча народ избавил, и Соловья-Разбойника приструнил, и от ворога поганого Русь оборонил. Со всех сторон молодец, только в самом начале кое-что сомнения вызывает: до тридцати трёх лет на печи лежал, силушки набирался. А кто-то его кормил, поил, обихаживал? Да и странно как-то - лежал-лежал, а потом сразу раз! И богатырь! Я понимаю, если землю пахал, пни корчевал, искусству воинскому учился, тут всё на своих местах - работа и ученье сделали и ловким и сильным, так ведь нет! На печи лежал, силы копил! Вы можете себе это представить? (Из классической русской литературы всплывает в памяти роман И.А. Гончарова "Обломов". Только там герой на диване лежал и о подвигах мечтал, из этого обстоятельства можно сделать вывод, что не только простой народ о богатстве и славе "на халяву" мечтали, но и образованный людям сей образ мысли не чужд был).
Или сказка - "Царевна-лягушка". Выпустил Иван-царевич стрелу, попал в лягушку. Выхода у него не было и пришлось жениться. Нелишне заметить, что особого мужества он не проявил, просто терпеливо насмешки братьев сносил да вздыхал себе потихонечку. Но вот надумал царь-батюшка испытание невестушкам устроить и стал всякие задания задавать. И что же мы видим? Что делает наш герой? А ничего! Приходит домой в слезах и ничего придумать не может, а когда лягушка говорит ему, чтобы спать ложился и ни о чем не кручинился, то он, видимо, это и делает с чистой совестью. Типа того, что я на ней женился, а теперь сама пусть выкручивается. Потом, конечно, пришлось к Кащею ехать и смерть его добывать, чтобы женушку выручить, но опять-таки, сам её туда и заслал, потому что уж больно хотелось все и сразу.
Между прочим, сказок такого типа, то есть, когда жена решает за мужа всякие сложные проблемы, в нашем фольклоре немало. Как вариант может выступать в роли спасительницы или советчицы дочь ("Мудрая дева") или какое-нибудь животное, чаще всего лисичка-сестричка (тот же самый "Кузьма Скоробогатый"). Что все эти варианты, на ваш взгляд, объединяет? Правильно: все, кто наших героев из сложных ситуаций вытаскивал, был женского рода. Так что русская народная сказка утверждает, что женщины могут быть и находчивыми, и хитрыми, и мудрыми. Напомню, что фольклор отражает некое национальное представление, что особенно важно - но продолжим.
Сказка "Пойди туда - не знаю куда" тоже представляет собой вариант решения жизненных проблем с помощью (или за счет?) жены. В этом примере Андрей-стрелец ложится спать, когда перед ним непосильная задача встает (ковер необыкновенный принести или голова с плеч), потому что жена Марья-царевна так велит.
Неплохо, однако: лег, поспал, а наутро - все проблемы решены! Сходи только награду от царя-батюшки или боярина-воеводы получи!
Вот такое представление о методах достижения жизненного благополучия можно проследить по некоторым нашим сказкам. Что для меня здесь особенно интересно, так это то, что все мечтатели - представители мужского пола. Случаи женского стремления быстрого и легкого обогащения можно найти, главным образом, в авторских сказках, но о них я здесь не говорю.
Речь ни в коем случае не идет о том, что сказки несут в себе что-то порочное. Они ведь предназначены для детей, это во-первых: в детстве мы все мечтаем о чуде. Во-вторых, я сознательно ограничилась специальным подбором сюжетов, так как анализировала только один аспект, о котором и говорилось в самом начале. Конечно, есть герои умные, ловкие, находчивые. Они и подвиги совершают и награду заслуженно получают. Здесь же я писала только о тех случаях, когда герой ничем особенным не отличился, а удачу "за хвост" поймал.
Хорошо, конечно, кто ж спорит, только было бы еще лучше, если бы все наши мужчины понимали всё-таки, что чудо чудом, а заслуженный и добытый собственными усилиями результат понадежнее будет. Только как их отучить о чуде мечтать? Чтобы и жена была Василиса Премудрая и Прекрасная, и желания исполнялись "по щучьему веленью", и сам - был-был ничем, а в одно прекрасное мгновенье - раз! - и добрый молодец!
Мария, velmar@yandex.ru
- 08.02.2002
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru