Эротические огни большого города


Как известно, страсти туманят разум... И мы не можем рассуждать о любви трезво, спокойно, академично. Однако не таков Александр Секацкий, преподаватель философии, который смог внести в эту тему аналитичность и собственный, необычный взгляд.

"Мы живем в атмосфере фоновой сексуальности, - утверждает он, - и создают этот фон в первую очередь женщины, причем самыми разнообразными способами и средствами. "Нечаянно" расстегнувшаяся пуговичка на блузке, разлетевшаяся юбочка, шаловливая прядь волос, блеск глаз и коленок... Все эти сигналы обращены не к кому-то персонально, а к большому городу и миру вообще. Смысл игры: "Я тебя вижу, но виду не подаю". Мужчина замечает этот сигнал и отвечает на него взглядом, блеском ума, взрывом остроумия. Удовольствие от этого получают оба. И эти - безопасные - провокации пронизывают жизнь, насыщая ее игрой, легкостью, радостью.

Кстати, не стоит путать ее с чувственностью. Которая имеет гораздо более долгую историю, причем культура ведет непрерывные поиски новых ее форм. Одни из них существуют века, другие быстро себя исчерпывают, третьи приходят в тупик.

Фоновая сексуальность берет начало из разового удовлетворения эротических потребностей в стихии праздника и карнавала. В момент праздника разрешалось то, что было запрещено в будни. Долго сдерживаемая запретами чувственность взрывалась оргиями, которые, тем не менее, не считались безнравственными: ведь всему - свое время. Фоновая сексуальность, убежден Александр Секацкий, - это детище европейской культуры, создавшей своеобразный язык "интимьера", то есть прилегающего к телу пространства.

Конечно, далеко не везде и не всеми этот язык одобряется. Но, как правило, это неодобрение - показатель слабости общества. А запрет на реализацию такой важной душевной потребности влечет за собой тяжелые последствия: "отложенный соблазн", может толкнуть на какие-то звериные и, казалось бы, немотивированные выходки.

С другой стороны, мусульманский юноша, воспитанный в горном селении и ориентированный на строгую добродетельную невесту - необыкновенно скромную, которой нельзя поднимать глаз на мужчину, попадает в большой город и видит совсем иных женщин. И, как свидетельствует статистика, половина этих юношей женится на горожанках, а в горных республиках много старых дев. Как видно, возможность своеобразной сексуальной игры - одна из приманок большого города.

Впрочем, своеобразные запреты на сексуальность, порой даже в гипертрофированных формах, можно встретить и в самых свободных странах. Вспомним скандальные дела о сексуальных домогательствах в американских судах. Читая лекции в американских университетах, мужчины-преподаватели оставляют открытыми двери аудиторий, чтобы не дай Бог, их не обвинили в приставании к студенткам. Оставшись со студенсткой один на один, они вынуждены следить за каждым словом и жестом...

Эта пресловутая политика "correct", на взгляд Александра Секацкого, явный перехлест. Борьба женщин за свое человеческое достоинство - дело благородное и благое. Но ведь сексуальность, эротика - это тоже человеческое. Исключив ее из жизни, мы исключаем целый культурный слой, обогащающий жизнь игрой, примитивируем общение.

И опыт, и социально-психологические исследования свидетельствуют, что в смешанных коллективах дела идут лучше. Как женщин, так и мужчин стимулирует присутствие представителей противоположного пола. А стимул как раз в том, что мужчина ощущает себя таковым лишь в присутствии женщины, а женщина чувствует себя женщиной в присутствии мужчины. И нам не достаточно на работе чувствовать себя лишь работником, мы всегда хотим оставаться Адамами и Евами.

Чувственность не только имеет длинную историю, но и сложную структуру, карта чувственности сложна и прихотлива. В сфере либидо множество компонентов, которые не могут полностью заместить друг друга. Кинозвезда может купаться во всеобщем поклонении, но обожание множества поклонников не заменит любви одного-единственного. А с другой стороны - как бы женщина не была любима мужем или другом, без ощущения интереса к себе, возможности удовлетворить эротические потребности вне сексуального контакта, она чувствует себя обделенной. Отказ от фоновой сексуальности не лучшим образом сказывается и на мужчинах.

Вообще потери велики и у женщин, и у мужчин: неизбежно общее падение энергетики, невротизация. В США, как известно, большинство сколько-нибудь обеспеченных людей имеют своего психоаналитика. Такой спрос на "слушающие уши", по свидетельству американских ученых, даже снизил качество работы психоаналитиков.

По счастью, "интимьер" во многих странах мира пока сохраняется. Он присущ России, Польше, Италии, Латинской Америке, ряду других стран. А вот в Гамбурге, например, и даже в Париже фоновая сексуальность, по мнению Секацкого, исчезает или уже исчезла.

В этом виновата не только эмансипация. Серьезную роль сыграла... индустрия порно. Причем если раньше публичные дома и порнофильмы были союзниками, то сегодня их пути разошлись. Порноиндустрия достигла такого совершенства, что живая женщина уже не нужна. Компьютер может создать "реальность", превосходящую самые смелые мечты. Но вырвавшееся из-под запретов порно грозит разрушить реальную, полноценную земную любовь.

Выход из этого тупика Секацкий видит в возвращении к первоначалу. В перепроизводстве порноиндустрии есть вещи, которые ее погубят. Имитировать можно все, кроме персональной адресованности. Человек, упивающийся порнофильмом, если он здоров, никогда не поверит, что женщина на экране выберет его. Второй момент - это уроки чувств, которые постепенно усваиваются. То, что волнует и возбуждает неопытного юношу, оставляет равнодушным зрелого человека. Кроме того, как только порнография становится частью повседневности, ее традиционные символы перестают работать. И тогда "Эммануэль" становится книгой для старшего школьного возраста.

Сегодня, а тем более завтра, говорит Секацкий, более эротичными могут показаться другие просто более яркие, талантливые книги, возвращающие в единое поле культуры, где сексуальность - не просто телесный контакт, а нечто более мощное и цельное, где вся история чувственности проявляет себя с самых разных сторон.



Полина Соловей поделиться
08.06.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru