Интимное на экране
Кино сильно тем, что мы всецело соотносим себя с героинями фильма. Но что происходит, когда наши героини занимаются самым интимным? Увидеть свой образ на экране во время полового акта - испытание для любой женщины. И как легко и быстро мы находим объект, на который выплескивается наш гнев: автор! Человек другого пола. Как он смел? Ведь снимали и снимают такие фильмы, писали и пишут откровенные книги именно мужчины. Мы ошибаемся! Теперь этим делом все чаще занимаются сами женщины. По крайней мере, в Западной Европе. Но вначале на самом деле были... мужчины.
Первый поцелуй: 1896 г.
Огромный скандал в Чикаго, где был показан трехминутный фильм "Поцелуй" (The Kiss). Публику шокировал не сам поцелуй, а его увеличение на экране. Критик Герберт Стоун выразил мнение зрителей, назвав такое "увеличение изображения" безнравственным, вызывающим естественное отвращение у нормального человека. Он призвал ввести цензуру на подобные "увеличения".
Первая голая женщина на экране: 1916 г.
Случай имел место в начале XX века. Аннет Келлерман, пловчиха из Австралии, вдруг оказалась в центре скандала, когда показалась на людях в купальнике, оголяющем... бедра. А спустя некоторое время, в 1916 году, она стала первой голой женщиной, которую заснял (издалека) кинооператор.
Голое женское тело не было табу и раньше. Но оно изображалось исключительно живописцами. Стало быть, по законам изобразительного искусства того времени, оно было скорее символом, чем настоящим голым телом. Поэтому оно редко шокировало. Голые женские фигуры на античных вазах, как правило, показаны в танцевальных позах. Даже художники Средневековья не избегали изображать оголенные бедра и голую грудь. Но их картины были насквозь "религиозны". Кто смел увидеть что-нибудь "грязное" в образе Девы Марии, кормящей грудью Спасителя? Картины художников Возрождения исполнены античного одухотворения: у Леонардо да Винчи, Микеланджело красота голого тела воспевается. Оно почти всегда изображается на фоне земного пейзажа или летящих воздушных облаков. В XIX - начале XX века искусство предстает еще более условным: Модильяни, Климт... Искусство хотя и становится чувственным (голые беременные женщины у Климта), но сохраняет поэзию...
Первое изображение сексуальных игр: 1933 г.
Это случилось в фильме "Экстаз": двое чехословацких актеров занимаются любовью в отдаленной хижине. Никаких крупных планов, шокирующих деталей. Но после этого фильма изображение любви за пределами спальни (в вагоне поезда, в лифте, в телефонной будке) стало обычным делом в кинематографе.
Первое изображение оргазма: 1958 г.
Пока речь идет только о лице. Режиссер Луи Маль, снимая фильм "Любовники", рискнул показать лицо, выражающее состояние наивысшего экстаза. То, что сегодня мы наблюдаем, зевая, по нескольку раз за вечер на экранах телевизоров, вызвало в послевоенной Франции бурю протеста.
Первый рассказ о "голубой любви": 1962 г.
Первым в истории кино режиссером, рискнувшим рассказать о любви между двумя мужчинами, стал Вильям Вилер. Для своего фильма "Шумок" (La Rumeur) он выбрал историю любовных отношений между двумя мужчинами-преподавателями... Пока никаких шокирующих деталей и крупных планов.
Первое изображение женского лобка: 1967 г.
Его впервые крупным планом снял Микеланджело Антониони в своем фильме Blow up. Было это накануне майских протестов 1968 года, провозгласивших начало сексуальной революции в Европе.
Мужской член (в состоянии покоя) впервые на экране: 1969 г.
В России мы это проходили спустя двадцать лет: некоторые российские газеты собирали "голоса читателей", желавших, чтобы газета напечатала фотографию с изображением самой интимной части мужского тела. Был создан ажиотаж, поскольку многие не верили, что такое в России возможно.
Что касается Западной Европы, то она прошла это намного раньше. Девиз 1968 года "Запрещено запрещать!" привел к полному раскрепощению писателей и режиссеров. В следующем году сразу два кинорежиссера показали оголенную нижнюю часть мужчины: Барбет Шредер в фильме "Больше" и Кен Рассел в фильме "Любовь". В фильмах этого периода можно увидеть признаки мужественности многих актеров, ставших впоследствии яркими звездами (скажем, Жерард Депардье).
Категория X: на страже морали
После нескольких лет бесконтрольного движения массового кино к порнографии власти опомнились. Возьмем для примера Францию. Под давлением оправившихся от шока "защитников морали" там была введена так называемая категория X, которую присваивали фильмам, признанным специальной комиссией порнографическими. Никто эти фильмы не запрещал. Было найдено более эффективное средство остановить дальнейшее движение кино в сторону полной откровенности - экономическое давление. Фильмы категории Х разрешалось показывать лишь в небольших специальных кинотеатрах: с фильмов для широкой публики они автоматически становились "фильмами для отдельных любителей". После этого жажды "показывать все" у кинорежиссеров поубавилось...
Первый акт содомии на большом экране: 1972 г.
Тем не менее, поколение 60-х продолжает по инерции раздвигать границы непознанного, или, скорее, непоказанного. Кинорежиссеры, имеющие репутацию "серьезных", могли позволять себе все новые открытия, объясняя откровенные сцены и крупные планы потребностями "художественного замысла". В 1972 году Бертолуччи, автор "Последнего танго в Париже", показал сцену "анальной любви". Ситуация после 1968 года в Европе была уже такая, что фильм вызвал меньше шока и протеста, чем изображение удовольствия на лице актера несколько десятков лет до этого...
Первый массовый успех эротического фильма: 1973 г.
Сам факт "смелости" режиссера еще не означает, что фильм станет явлением массовой культуры. В этот период для массового успеха нужна была уже не столько порнография (с изображением самых интимных частей тела), сколько полноценная эротика (где изображается многое, но не все, и, главное, на основе захватывающего сюжета). Впервые это произошло с фильмом Джаст Джекин "Эммануэль". После этого фильмы эротического содержания нередко становились одними из самых прибыльных.
Первая сцена орального секса: 1986 г.
Эта сцена в фильме Марко Белоччо "Черт в теле" длилась всего семь секунд. До этого сцены, где героиня обслуживает мужчину ртом, можно было увидеть лишь в примитивных порнофильмах.
Унизительная ситуация для женщины
Нетрудно заметить, что почти все приведенные попытки "расширения" творческой свободы принадлежат мужчинам. Большинство женщин уверены, что порнофильмы создаются представителями противоположного пола. И они правы. В Западной Европе эта ситуация длилась до 90-х годов, пока на арену не вышло совершенно новое поколение женщин, чье становление пришлось на период, следующий сразу после периода сексуальной революции. Это самоуверенные молодые "девушки без комплексов", воспитанные в духе противостояния мужской "агрессии". Они-то и захотели выйти из "унизительной ситуации": сами взялись создавать фильмы, спектакли и романы, которые оказались покруче мужских.
Они нас могут показывать голыми, а мы их нет?
Самый переводимый сегодня в мире роман современной французской литературы "Трюизмы", принадлежащий перу молодой писательницы Мари Дареск, - эротический. Он повествует о женщине, постепенно превращающейся в... свиноматку. Мужчины в романе показаны в качестве обычных животных. Ни один мужчина-писатель не рискнул бы выбрать для произведения такую тему. Но женщине-автору это прощается. Большинство эротических бестселлеров во Франции создается сегодня женщинами. Наделавший много шума, не так давно появившийся на больших экранах фильм Катрин Брея "Романс" рассказывает о женщине, чьи изощренные мазохистские фантазии не идут ни в какие сравнения с фантазиями, придумываемые мужчинами.
"Что делать, если мужчина, с которым вы живете, предлагает вам платоническую любовь?" - вопрошает Катрин Брея. И отвечает: "Поинтересуйтесь, хорошо ли у него работает его главная часть". Автор убеждена, что мужчина должен выполнять лишь чисто физиологическую функцию, в то время как женщине во время полового акта достается "связь с космосом".
- Apple press
- 13.07.2001
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru