Родом из джаза


Когда несколько лет назад Лариса Долина и Игорь Бутман сделали программу "Карнавал джаза", ее поклонники заговорили о том, что Долина "возвращается к истокам". Однако сама певица всячески это отрицала, говоря что с джазом никогда и не расставалась навсегда.
Об одной из самых талантливых в России певиц, ее любви к семье, дочери и мужу, к самой себе, работе и, конечно, джазу, читайте ниже.

 
Джаз по-русски


"Вы снова джазовая певица?" – чаще всего именно такой вопрос задавали журналисты Ларисе Долиной после того, как свет увидела ее новая джазовая программа. Но певица неизменно отвечала: "Я всегда была ею".
Все годы, что Долина посвятила "попсе", она не переставала получать электронные письма и записки на концертах с просьбой: "Вспомните хоть что-нибудь из своего джазового репертуара!". В конечном итоге в 2002 году на уговоры Долина поддалась, решив вернуться к столь близкому ее сердцу джазу. Вместе с оркестром Игоря Бутмана она сделала первую за последние 17 лет джазовую программу под названием "Карнавал джаза", премьера которой состоялась в концертном зале "Россия". В рамках концерта Долина исполнила и многие всемирно известные композиции: от "Hello, Dolly" до "My funny Valentine".
"Мне хотелось не просто напомнить, что я из джаза – хотелось сделать зрелище не только для джазменов, а для всех. А джаз я исполняла всегда, и сейчас это просто попытка успеть реализовать в жизни все, к чему лежит душа..."
Со своим джазовым "Карнавалом" музыканты успешно гастролируют по всему миру вот уже пять лет. Джаз "по-русски" уже звучал в Израиле, Германии и даже США. А тот факт, что с Долиной на сцену выходили такие признанные мастера джаза, как Эл Джерро и Джордж Дюк, уже свидетельствует если не о мировой славе исполнительницы из России, то определенно о признании ее таланта на родине джаза. К слову, сама певица по собственному признанию лет 20 назад и "мечтать не могла" о том, что будет стоять на одной сцене со своими кумирами.
В 2003-м по возвращении из гастрольного турне в России Долину ждало выдвижение на соискание Государственной премии РФ в области культуры и искусства за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства в целом, и за программу "Карнавал джаза" в частности.
На собственном примере певица доказала, что джаз, будучи "искусством для избранных и хорошо подготовленных меломанов", вполне может собирать и полные залы. Недаром среди поклонников ее творчества много знаменитых политиков, спортсменов и представителей других, не самых близких к искусству профессий. Пожалуй, один из самых больших поклонников певицы – знаменитый боксер Костя Дзю. Познакомившись с ней несколько лет назад в Австралии, боксер сразу же попросил певицу исполнить песню "Something worth fighting for" перед его боем в казино MGM в Лас-Вегасе. Что певица не замедлила сделать.
 
Фанатик своего дела


Свою карьеру Долина начинала еще при Брежневе, когда за один концерт артистам платили 4 рубля 60 копеек, и заработать хорошие деньги на эстраде было крайне сложно. Однако молодую певицу это не пугало. Без лишней скромности она признается, что всегда была уверена в себе. В 16 лет она оставила родительский дом для того, чтобы отправиться на гастроли. "Как ни странно, я не испытывала страха, мне просто хотелось петь. Я фанатик своего дела".
Родилась Лариса 10 сентября 1955 года в Баку в довольно простой семье. Ее отец работал строителем, мама была машинисткой. Правда, в Баку семья прожила недолго. Когда Ларисе исполнилось два года, родители решили переехать в Одессу, которую теперь певица считает таким же родным городом, как и Баку. А одесситы в свою очередь очень гордятся успехами одесситки Долиной.
Родители Ларисы жили довольно скромно. Ютились в коммунальной комнатке в полуподвале. Однако отец, несмотря ни на что, старался дать дочери хорошее музыкальное образование. Сначала подарил ей на день рождения черное сверкающее пианино "Красный Октябрь", а спустя три года Лариса уже играла на купленной родителями виолончели – педагоги утверждали: "У девочки пальцы созданы для этого музыкального инструмента!"
Однако больше всего Ларисе хотелось петь. Ее первое выступление состоялось на сцене пионерского лагеря "Юный романтик". И хотя накануне от волнения она не спала всю ночь, дебют оказался вполне удачным.
Далее певческая карьера Ларисы развивалась стремительно. Ее, еще школьницу, пригласили петь в ресторане. Днем – школа, вечером – ресторан. А в 9 классе Долина отправилась на гастроли с ансамблем "Волна", предварительно добившись разрешения на учебу в вечерней школе. И уже вскоре она стала самой популярной в Одессе певицей. Ее авторитет был настолько высок, что в ресторане "Черное море", где певица выступала, она пела только то, что ей нравилось, а нравилось ей петь на английском – джаз, джаз-рок и, конечно, "Beatles".
А когда певице пришла телеграмма из Еревана с приглашением в ВИА "Армина", Долина приглашение приняла и родной город оставила. Сказать, что в Армении слава сразу обрушилась на певицу, было бы преувеличением. Нередко ей приходилось сидеть без денег. Однако вскоре талантливую певицу заметил Константин Орбелян и позвал в Государственный эстрадный оркестр Армении под его управлением. Работа в оркестре стала для Долиной настоящей школой, полезной и отнюдь нелегкой. Певица до сих пор вспоминает, что Орбелян не слишком жаловал ее, не позволял петь то, что хотелось ей, не включал в список зарубежных поездок. Это обижало Ларису, и она решила покинуть оркестр.
В 1978 году случайно по телевизору Долина услышала сообщение о том, что в Сочи будет проходить 2-й Всероссийский конкурс исполнителей советской песни. Именно тогда Алла Пугачева, присутствовавшая в жюри, произнесла легендарные слова: "После этой девочки слушать некого!", затем встала и ушла. Тогда Долина заняла второе место. Победил Альберт Ассадулин. Но именно в Сочи певицу заметил Анатолий Ошерович Кролл и пригласил в свой легендарный оркестр "Современник".
"Пять лет работы с этим гением в музыке дали мне больше, чем вся предыдущая жизнь. Он разрешил мне петь все, что я хотела. Именно у него я реализовалась как настоящая джазовая певица". В начале 1980-х певица стала настоящей звездой для всех поклонников джаза.
 
Негритянка из Одессы


В 1983 году Долина попробовала себя в качестве киноактрисы. И хотя количество киноролей певицы довольно скромно, ее чернокожая Клементина Фернандес из фильма "Мы из джаза" произвела неизгладимое впечатление на советского зрителя и завоевала его любовь. Режиссер фильма Карен Шахназаров кандидатуры других актрис не рассматривал вовсе, сразу сделав ставку на Долину.
А в конце того же 1983 года после указа министра культуры СССР, в соответствии с которым все иногородние артисты должны были покинуть Москву, Лариса Долина была вынуждена переехать в Ленинград и оставить учебу на эстрадном отделении Московского музыкального училища имени Гнесиных по классу вокала.
В целом голос певицы звучал более чем в 70 художественных фильмах и мультфильмах. Среди самых известных работ певицы – "Мы из джаза", "Обыкновенное чудо", "Чудак", "Остров погибших кораблей", "Сувенир для прокурора", "Чародеи" (в котором Лариса Долина озвучила 10-летнюю девочку, исполнив знаменитую песню "Три белых коня"), а также песня "Запретная любовь" на музыку из картины Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник".
В 1986 году у певицы появился первый собственный коллектив – "Эскорт": четверо танцоров и шесть музыкантов. Тогда иметь своих музыкантов считалось очень престижным…
 
Звезда первого эшелона


Однако при всех очевидных успехах певицы джаз, тем не менее, оставался отнюдь не самым популярным в СССР стилем музыки, а потому долгое время Лариса Долина была пусть очень талантливой, но далеко не самой известной исполнительницей. Настоящий оглушительный успех пришел к ней после того, как в 1996 году она кардинально изменила имидж и спела на всю страну о том, что погода в доме – главнее всего. Певица сразу же завоевала целую армию новых поклонников и чуть не потеряла прежних, многие из которых категорически отказывались признавать обновленную Долину. Даже Валерий Леонтьев, давний друг и коллега Долиной по цеху, с сожалением признавал, что в России можно заработать, исполняя только не самые качественные "попсовые" песни.
Сама же певица на вопрос, не мучила ли ее совесть после спетых "А в ресторане" и "Погоды в доме", отвечала: "Наверно, мне нужно было поработать долго на сцене, чтобы понять: ты работаешь на сцене не для себя, а для зрителей. Песня должна нравиться людям, которые приходят на мои концерты.
Я долгое время была довольно холодной и агрессивной на сцене. И эта агрессия отталкивала от меня зрителя. А потом посмотрела на себя со стороны и задалась вопросом: "Ну сколько можно заниматься самолюбованием? Все уже и так знают, что ты умеешь хорошо петь. Людям не хватает простого человеческого тепла и сердечности. Давай сделай что-нибудь, чтобы дать им это". Как раз "Погода в доме" и стала этим первым опытом".
Так или иначе, но спустя почти два десятилетия в джазе считавшаяся исполнительницей "для избранных" певица сумела кардинально переломить свою карьеру и перейти в ряды звезд первого эшелона.
 
"Материнство – великое счастье"


В ее собственном доме, по признанию певицы, в последние годы климат вполне мягкий. Уже больше десяти лет она замужем за Ильей Спициным, являющемся ее продюсером, а также имеет уже взрослую дочь. В интервью "АиФ" певица рассказала о своих отношениях с дочерью, воспитание которой певице долгие годы приходилось совмещать с карьерой.
– Тяжело ли быть мамой и артисткой одновременно?
– Я бы не стала совмещать эти понятия. Трудно быть мамой вообще... Ведь к каждому ребенку нужно найти особый ключ, пережить с ним всевозможные переходные возрасты. Я уже не говорю о младенчестве, когда любая проблема сопровождается диким страхом за здоровье и жизнь малыша... Ребенок растет, и нужно не только заботиться о его здоровье, но необходимо следить за тем, как он учится и развивается, быть начеку, чтобы помочь избежать дурных компаний. Я, как любая мама, очень не хочу, чтобы Лине было больно, чтобы она ошибалась, а она говорит мне: "Мамуля, ты училась на своих ошибках, вот и я буду учиться на своих собственных! Пусть я совершу их все сама. Это будет мой жизненный опыт!" В такие моменты я смотрю на нее и думаю: "Боже, откуда эта взрослая рассудительность?" Вот почему быть мамой и тяжело, и легко, и очень ответственно. В то же время материнство – это великое счастье, которое сложно описать словами. Его можно только испытать. Мне нравится наблюдать за дочерью, находить в ней свои черты характера, гадать, похожа ли она на меня или на свою бабушку, удивляться ее индивидуальности, видеть в ней не только свое продолжение, но и интересного самостоятельного человека. Я даже не думала, что она станет именно такой.
– Лариса Александровна, а какой она была в детстве? Была ли похожа на вас?
– Лина была очень активной и шаловливой девочкой. Это был бунтарь, шило! Я тоже была не особо спокойным ребенком, но отличалась отменным послушанием... В моем детстве всегда рядом был папа, а Лина выросла без отца. Вот почему мне иногда казалось, что ей чего-то в жизни недостает и она должна это дополучить. Может быть, я ее чуть меньше ругала, чуть больше разрешала... Дочка часто ездила со мной на гастроли и была всеобщей любимицей. Если мы летели в самолете, я могла совершенно спокойно отдохнуть – как только гасло табло "Пристегните ремни!", дочка уносилась знакомиться. "Здравствуйте, меня зовут Лина" – и через полчаса у нее в руках уже не умещались сладости. Такая вот любительница пообщаться!
– Как переживался подростковый период?
– Спокойно. Я попыталась ей внушить, что подруги и друзья – это хорошо, но рассчитывать в жизни нужно только на себя. Окружающие могут тебя не понять или не пожелать понять. Я же приму ее всегда, что бы ни случилось...
Безусловно, я не всегда глажу ее по головке, бывает, что и "против шерсти" нужно провести! Но одно могу сказать точно – я в ней уверена. Она вообще очень внимательная девочка. Если я на гастролях, она всегда звонит после концерта, спрашивает, как все прошло, как я себя чувствую. Мне это очень дорого. И еще, я никогда не заставляла ее что-то делать. Как результат – мы с Линой не просто мама с дочкой, а настоящие подруги, которые делятся всеми радостями и невзгодами.
 
Концерт как центр жизни


В 2003 году Президент России Владимир Путин назначил Ларису Долину своим советником по культуре и искусству. Работу в новой должности певица начала с довольно жесткого, если не сенсационного, доклада о состоянии отечественной эстрады на заседании Совета в феврале 2003 года. Певица выступила с резкой критикой в адрес выступления под фонограмму и гигантских тиражей "пиратской" продукции в России. На что президент отметил, что в таком случае кроме Долиной на эстраде останется от силы человек пять.
Сама же певица не отступает от своего "огромного желания изменить направление развития нашей эстрады", поскольку включать телевизор ей "уже не смешно, а страшно".
А вот за то, видно ли ее по телевизору и слышно ли по радио, сама певица, по ее признанию, не переживает: "Никогда и ничего под "формат" не делаю. Крутите – спасибо. Не ставите моих песен в эфир – переживем. Для меня главное – визуальный и энергетический контакт со зрителем. Качественный концерт, хорошее шоу. Это нелегко, на это уходит много сил, но это – счастье. Я бесконечно люблю играть концерты, ездить на гастроли – для меня это значит находиться в центре жизни!"
Еще она почти ничего не боится, "за исключением некоторых животных", и гордится многим из того, что уже успела сделать в своей жизни. К примеру, тем, что заставила себя похудеть. "Это был безумно тяжелый период – я практически полностью изменила свой образ жизни". Или тем, что однажды решилась полностью изменить свою жизнь и уйти к любимому человеку. Свой уход к нынешнему мужу Илье Спицину Лариса вообще называет "единственным безрассудством", которое она когда-либо совершала. "Я не знала, что буду способна ради любви перечеркнуть жирным карандашом вчерашнюю жизнь. Но я в этом совершенно не раскаиваюсь".
 
"У нас с Ильей сильная духовная связь"


В интервью "АиФ" певица рассказала о своих взаимоотношениях с мужем.
– Как вы понимаете словосочетание "женское счастье"?
– Это очень объемное понятие. Женское счастье – это прежде всего личное счастье женщины. Есть женщины, которым этого вполне достаточно, они видят себя в роли матери и хозяйки, они работают женой и мамой, и им больше в жизни ничего не надо. Есть другой сорт женщин, которые хотят и личного счастья, и карьеру сделать. Таким женщинам, как правило, очень трудно найти свою вторую половинку... Мужчина, который не понимает устремлений такой женщины, начинает ее упрекать, неизбежны скандалы, и вот уже замаячил развод. Поэтому, поняв, к какой категории женщин ты принадлежишь, очень важно найти именно свою половинку.
– Я так понимаю, вы относитесь ко второй категории женщин.
– Да. Я хочу и личного счастья, и карьеры. Я, слава Богу, нашла свою половинку, и у меня нет разногласий в этом вопросе.
– Как вам удалось сохранить такие теплые отношения?
– У нас как-то сразу сложилось так, что на базе любви, если можно так выразиться, мы никогда не забывали про взаимоуважение. Не надо пытаться переделывать друг друга под себя – это очень важно. У нас с Ильей много общего, у нас очень сильная духовная связь.
– Разве не сложно с человеком и жить, и работать?
– Нет, нам не сложно. Даже наоборот, когда мы подолгу не видимся, то беспрерывно созваниваемся и обсуждаем все вопросы. Нам грустно, когда мы врозь.
– Скажите, а сохранять такие отношения на протяжении долгого времени – это труд или все происходит само собой?
– Это труд. Не в том смысле, что это трудно, но это именно труд. Постоянно нужно быть гибким, уметь уступать друг другу. По прошествии лет мы уже пытаемся в каких-то вопросах найти точки соприкосновения не путем долгих споров и каких-то конфликтов, все получается гибче и быстрее.
– То есть ваши отношения повзрослели?
– Да, но при этом они остались такими же теплыми и сердечными.
– А с годами не теряется острота ощущений?
– Нет. Ни на один миг не теряется.
 
Дом без посторонних


И хотя о любви к мужу Долина рассказывает вполне открыто, свой дом, по собственному признанию, тщательно оберегает от посторонних глаз. Долгое время им с мужем пришлось жить по гостиницам и съемным квартирам, и потому, когда наконец-то у них появился свой дом, Лариса не могла в это поверить.
"Когда ремонт был закончен и я первый раз вошла в свой дом, эффект был еще тот! Я ахнула! Илья провел меня в гостиную, и тут же я потеряла дар речи: увидела, что посередине комнаты на полу и на камине изображен вензель – ЛД. Это все он придумал!"
Сегодня Долина признается, что совершенно не чувствует свой возраст. В душе ощущает себя на лет 25-30. А на вопрос, не устала ли она от шоу-бизнеса и не ощущает ли себя жертвой, попавшей в жерло гигантской машины шоу-биза, безапелляционно отвечает: "Это не я попала, это жерлу со мной не повезло. Я навязываю этой машине свой ритм и темп, а не она мне. И если мне что-нибудь надо, я заставлю ее сделать то, что мне нужно".

поделиться
Елена Иванова
09.11.2007
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru