Искусство красоты
Французское слово "макияж" прочно вошло в русский язык совсем недавно, лет десять назад. Но история макияжа уходит корнями в глубь веков. Наши далекие предки раскрашивали себе лицо для участия в религиозных или магических обрядах. Можно сказать, ту же самую "магию" творим и мы – когда "колдуем" над собой с помощью кисточек, карандашей и пуховки.
Боевая раскраска воинов, ритуальные татуировки шаманов, знаки принадлежности к определенной касте... Поначалу "нательная живопись" несла в себе религиозный или социальный смысл. Но вскоре макияж перерос эти рамки – ведь женщины всегда стремились быть красивыми. Пальма первенства в искусстве красоты бесспорно принадлежит древним египтянам. Изобретая составы для бальзамирования, они открывали лечебные и косметические вещества, исправляли недостатки кожи, украшали лицо и тело. Румяна, губная помада, подводка для глаз и бровей – этот традиционный набор существовал еще во времена Нефертити.
Древние народы по-разному относились к макияжу. Иудеи, например, считали косметику грехом – она подчеркивала чувственность человека. Зато жители Карфагена не только подводили глаза, румянили щеки и красили губы, но даже татуировали лицо. В Древней Греции красились исключительно куртизанки, уроженки Азии. Только после походов Александра Македонского греки начали покрывать лицо белилами и обрисовывать контур губ, подводить глаза и брови, румяниться и осветлять волосы. Потом эту моду переняли и римляне.
Во времена Римской империи окончательно определились два основных направления в косметике: декоративная косметика и лечебная. Многие декоративные средства – например, свинцовые белила – готовились на основе токсичных веществ.
С падением Рима традиции макияжа сохранились только в Италии, Византии и мусульманских странах – христианская церковь осуждала косметику. Но "отставка" макияжа уравновесилась мощным развитием парфюмерии. Правда, духи средневековой Европы ничуть не походили па современные – это были в основном благовония, ароматические притирания и масла. Этиловый спирт, известный арабам и китайцам с древнейших времен, в Европе был получен только в 1334 году. Уже в 1190 году галантерейщики-парфюмеры объединились в особый цех.
Вместе с тем, европейцы в ту пору вообще не соблюдали элементарных правил гигиены – церковь яростно осуждала наготу. Только представьте: Екатерина Медичи мылась всего два раза в жизни – когда ее крестили и когда обмывали перед погребением. Что же говорить о простолюдинах? Вообразите, какие запахи окружали средневековый город! Любая инфекция мгновенно перерастала в эпидемию, а тут еще войны, неурожаи, голод, неправильное питание, плачевное состояние медицины...
Истинным бедствием того времени стал рахит. И вот в конце XIV – начале XV века появляется довольно странная, на современный взгляд, мода: подражая рахитичным знатным дамам, женщины начинают выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, выпускают из-под головного убора игривый локон или повязывают лоб узенькой черной лентой.
О декоративной косметике в Европе на время забыли – лишь в Италии сохранился "восточный" макияж. Итальянки нещадно сурьмили брови и мазались белилами на основе свинца. Осведомленные о его пагубном действии, красавицы на ночь накладывали на лицо компрессы из вымоченной в молоке говядины. Забавно: уже тогда профессиональные художники подрабатывали "визажистами" – гримировали модниц.
Примерно в то же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (видно, зубы у рахитичных красоток были тоже не сахар), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Прокатившись по Европе, необычная мода достигла и России, но не привилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке зубы чернили только купчихи.
Но вернемся в век XV, знаменательный для европейской моды. Несмотря на противодействие церкви, косметика окончательно укоренилась в Европе, ею пользовались и женщины, и мужчины. Некоторый спад наступил во Франции в эпоху Генриха IV, когда господствовала протестансткая мораль. Зато в XVII веке, во времена мушкетеров, макияж вернулся па круги своя. Правда, мужчины уже не красились, зато не брезговали кремами, притираниями и духами. А женщины по-прежнему шли на жертвы ради белизны: накладывали отбеливающие маски, покрывали лицо, шею и грудь белилами с содержанием свинца, мела или сулемы. Все эти средства были ядовиты, и кожа от них быстро старела.
Чтобы скрывать дефекты кожи герцогиня Ньюкастльская придумала знаменитые мушки. Их вырезали из тафты или бархата в форме кружочков, сердечек, цветочков. Дамы быстро распознали скрытые возможности модной новинки и придумали особый "мушечный" язык. Например, мушка возле уголка глаза означала "я вами интересуюсь", а на верхней губе – "я жду поцелуя".
Около 1680 года любовница Людовика XIV, маркиза де Монтеспан, стала появляться при Дворе "в полной боевой раскраске" – сильно белилась и ярко румянилась. Придворные щеголихи подхватили эту моду, и она продержалась довольно долго – до начала XVIII века. Тем временем медики всерьез обеспокоились здоровьем женщин. Выяснилось, что соли свинца и сулемы вредят не только коже – они накапливаются в почках и действуют, как канцерогены. В 1779 году французское Медицинское королевское общество разработало систему тестирования косметических средств. Увы, эта система так и осталась теорией – до 1906-го года.
В XVIII веке косметику начали производить на мануфактурах. Тогда же реклама косметических средств впервые появилась в газетах и на специальных афишках. Парфюмеры – такие, как Жан-Мари Фарина (изобретатель знаменитой Кельнской воды, то есть одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик Марии-Антуанетты), предлагали клиентам "духи, пудры, помады, притирания для отбеливания кожи, ароматическую воду, перчатки..." Косметические средства продавались в изысканных фарфоровых баночках – даже знаменитая Севрская мануфактура не гнушалась принимать заказы на изготовление такой "тары". Разумеется, эта косметика стоила очень дорого.
В начале и середине XVIII века в моде был контрастный макияж: белоснежная кожа (чтобы подчеркнуть белизну, дамы прорисовывали на висках тоненькие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, угольно-черные ресницы и брови, напудренный парик. Но косметика оставалась опасной для здоровья: губная помада из талька с добавлением серных или ртутных красителей была ядовита не меньше зловредных свинцовых белил.
"А что же в России?" – спросите вы. Именно в XVIII веке в России появилась декоративная косметика на основе минеральных солей. Конечно, русские женщины и раньше красились, но вместо белил брали муку, вместо румян – свеклу, а брови наводили сажей. Те, кто победней, прикладывали к щекам сосудорасширяющую травку бодягу, ее так и называли – румяна для бедных. Импортная косметика стоила очень дорого, а собственных компонентов в России не было. Но со временем русские аптекари наловчились заменять заморские снадобья местными травами. В эпоху Петра I русские дамы уже не отставали от европейских. Правда, мылись регулярно, чем бесконечно удивляли иностранцев.
К концу XVIII века в моду вошел более естественный макияж. Красавицы стремились к бледности и томности, а врачи и философы-просветители широко пропагандировали разумную санитарию и гигиену. Наполеон Бонапарт личным примером внедрял в быт французов ежедневные купания. Он даже издал специальный Декрет о развитии парфюмерной и мыловаренной промышленности. Тогда-то и были построены первые мыловаренные заводы и парфюмерные фабрики, правда, совсем крошечные. (Кстати, сам Император каждый день "выливал" на себя до 60 флаконов Кельнской воды.)
В начале XIX века в моде по-прежнему была белоснежная кожа – но уже естественная, без белил. Дамы прятались от загара под вуаль, губная помада канула в прошлое, а чистота тела и зубов стала мерилом цивилизованности. Началась эпоха романтизма с ее "идеалом воздушной красоты" – прозрачная белая кожа, оттененная темными волосами. С париками было покончено на целое столетие. Но и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус и лимонный сок, морили себя голодом и не спали ночами, надеясь, что томная бледность и голубизна под глазами придадут им вожделенный аристократический шик.
Начиная с 20-х годов XIX века производство косметики встало "на поток": химики изобретали новые средства, рынок ширился, и косметические продукты подешевели. В то время макияж делали только содержанки и дамы полусвета. Вот они-то "мазались" вволю – благо, дешево! Но жизнь и статус женщины менялись, и постепенно косметикой начали пользоваться не только "ночные бабочки", но и свободные работающие женщины – для них макияж стал своеобразным символом независимости.
В 1863 году специалисты косметической фирмы "Bourjois" создали рисовую пудру, которая мгновенно стала "супербестселлером". В 1890-м та же фирма выпустила компактную пудру "Манон Леско" и открыла новую эру в косметике. В 1912 году на рынке появились и первые сухие компактные румяна – "Pastel joues". Российская косметическая промышленность тоже не стояла на месте. Первый парфюмерный завод в 1843 году построил французский подданный, купец Альфонс Антонович Ралле. Сырье он по-прежнему ввозил из-за границы, зато с успехом экспортировал свои товары за рубеж и много раз получал медали на международных выставках. Его завод выпускал мыло, туалетную воду, помаду, туалетный уксус, пудру, духи... Кстати говоря, на базе этого завода в советское время была основана фабрика "Свобода".
В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Особенно популярна тогда была "неосыпающаяся" пудра на основе рисового крахмала и обезжиренного воска. Развитие кинематографа делало косметике отличную рекламу: законодательницами мод стали кинозвезды. Тогда же, в начале века, открылись первые институты красоты.
1919 год ознаменовался подлинной революцией в мире моды – манекенщицы начали выходить на подиум в полном гриме. Правда, их макияж выглядел своеобразно – лицо густо напудрено, губы накрашены "сердечком" (знаменитой немецкой пурпурно-бордовой помадой "виноград"), брови подчистую выщипаны и нарисованы заново в виде тонких полукружий.
К тому времени рисовой пудры выпускалось уже несколько видов: пять разных цветов, два запаха, для брюнеток и для блондинок. В моду входил спорт и здоровый образ жизни.
Загар стал символом благополучия, и в 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи рекомендовали морские купания – на это производители откликнулись выпуском водостойкой туши. Лак для ногтей достиг пика популярности, им красили ногти уже не только на руках, но и на ногах, поскольку в моде были легкие пляжные сандалии.
Послевоенная косметическая линия подчеркивала все части лица: брови стали гуще, "домиком";глаза жирно подведены черным карандашом, губы покрыты ярко-розовой помадой. Елена Рубинштейн, знаменитая "императрица красоты", выпустила первое очищающее молочко для лица "Deep Cleanser", витаминный крем "Lanolin Vitamin Formula", увлажняющий крем "Skin Life". Косметологи начали активно сотрудничать с химиками и физиологами. И с этого момента требования к косметике радикально изменились: она должна быть не только безвредной, но по возможности и лечебной.
Во второй половине XX века сформировалось понятие имиджа – гармоничного образа женщины: одежда, косметика и прическа должны сочетаться в едином стилистическом ансамбле. К каждой новой коллекции высокой моды визажисты "прилагают" новый стиль макияжа.
60-е годы: юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли на толстой подошве – словом, имидж "пай-девочки". И как продолжение темы – тени пастельных тонов, светлая губная помада, накладные ресницы, которые придают взгляду "детскую наивность".
В 70-е акцентируются глаза, цвета пудры и помады приближаются к телесному, к вечернему гриму добавляются блестки.
В начале 80-х вновь в моде "роковые женщины". Модельеры предлагают темные тона одежды, визажисты – контрастный макияж: молочно-белая кожа, румяна. ярко-красные губы. Последние десять лет журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже, да еще от разных визажистов. В общем – выбирай, что хочешь.
К счастью, современная косметика не вредит здоровью, так что свобода творчества поистине безгранична. К тому же, над нами уже не висит жесткий диктат моды. Носи, что угодно, – лишь бы шло и нравилось! А многообразие стилей одежды – это множество вариантов модного макияжа. И, поколдовав немного перед зеркалом, ты всегда сможешь создать себе новый, неповторимый образ.
- Галина Лихачева
- 21.07.2006
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
Так здорово, столько исторических справок пришлось наверное поднять…! Спасибочки большущие!
охренеть!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
БРАВО! Спасибо, очень интересная статья.
Спасиб) мне очень помогло)
я сдаю проект по технологии))