Искусство красоты


Французское слово "макияж" прочно вошло в русский язык совсем недавно, лет десять назад. Но история макияжа уходит корнями в глубь веков. Наши далекие предки раскрашивали себе лицо для участия в религиозных или магических обрядах. Можно сказать, ту же самую "магию" творим и мы – когда "колдуем" над собой с помощью кисточек, карандашей и пуховки.
Боевая раскраска воинов, ритуальные татуировки шаманов, знаки принадлежности к определенной касте... Поначалу "нательная живопись" несла в себе религиозный или социальный смысл. Но вскоре макияж перерос эти рамки – ведь женщины всегда стремились быть красивыми. Пальма первенства в искусстве красоты бесспорно принадлежит древним египтянам. Изобретая составы для бальзамирования, они открывали лечебные и косметические вещества, исправляли недостатки кожи, украшали лицо и тело. Румяна, губная помада, подводка для глаз и бровей – этот традиционный набор существовал еще во времена Нефертити.
Древние народы по-разному относились к макияжу. Иудеи, например, считали косметику грехом – она подчеркивала чувственность человека. Зато жители Карфагена не только подводили глаза, румянили щеки и красили губы, но даже татуировали лицо. В Древней Греции красились исключительно куртизанки, уроженки Азии. Только после походов Александра Македонского греки начали покрывать лицо белилами и обрисовывать контур губ, подводить глаза и брови, румяниться и осветлять волосы. Потом эту моду переняли и римляне.
Во времена Римской империи окончательно определились два основных направления в косметике: декоративная косметика и лечебная. Многие декоративные средства – например, свинцовые белила – готовились на основе токсичных веществ.
С падением Рима традиции макияжа сохранились только в Италии, Византии и мусульманских странах – христианская церковь осуждала косметику. Но "отставка" макияжа уравновесилась мощным развитием парфюмерии. Правда, духи средневековой Европы ничуть не походили па современные – это были в основном благовония, ароматические притирания и масла. Этиловый спирт, известный арабам и китайцам с древнейших времен, в Европе был получен только в 1334 году. Уже в 1190 году галантерейщики-парфюмеры объединились в особый цех.
Вместе с тем, европейцы в ту пору вообще не соблюдали элементарных правил гигиены – церковь яростно осуждала наготу. Только представьте: Екатерина Медичи мылась всего два раза в жизни – когда ее крестили и когда обмывали перед погребением. Что же говорить о простолюдинах? Вообразите, какие запахи окружали средневековый город! Любая инфекция мгновенно перерастала в эпидемию, а тут еще войны, неурожаи, голод, неправильное питание, плачевное состояние медицины...
Истинным бедствием того времени стал рахит. И вот в конце XIV – начале XV века появляется довольно странная, на современный взгляд, мода: подражая рахитичным знатным дамам, женщины начинают выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, выпускают из-под головного убора игривый локон или повязывают лоб узенькой черной лентой.
О декоративной косметике в Европе на время забыли – лишь в Италии сохранился "восточный" макияж. Итальянки нещадно сурьмили брови и мазались белилами на основе свинца. Осведомленные о его пагубном действии, красавицы на ночь накладывали на лицо компрессы из вымоченной в молоке говядины. Забавно: уже тогда профессиональные художники подрабатывали "визажистами" – гримировали модниц.
Примерно в то же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (видно, зубы у рахитичных красоток были тоже не сахар), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Прокатившись по Европе, необычная мода достигла и России, но не привилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке зубы чернили только купчихи.
Но вернемся в век XV, знаменательный для европейской моды. Несмотря на противодействие церкви, косметика окончательно укоренилась в Европе, ею пользовались и женщины, и мужчины. Некоторый спад наступил во Франции в эпоху Генриха IV, когда господствовала протестансткая мораль. Зато в XVII веке, во времена мушкетеров, макияж вернулся па круги своя. Правда, мужчины уже не красились, зато не брезговали кремами, притираниями и духами. А женщины по-прежнему шли на жертвы ради белизны: накладывали отбеливающие маски, покрывали лицо, шею и грудь белилами с содержанием свинца, мела или сулемы. Все эти средства были ядовиты, и кожа от них быстро старела.
Чтобы скрывать дефекты кожи герцогиня Ньюкастльская придумала знаменитые мушки. Их вырезали из тафты или бархата в форме кружочков, сердечек, цветочков. Дамы быстро распознали скрытые возможности модной новинки и придумали особый "мушечный" язык. Например, мушка возле уголка глаза означала "я вами интересуюсь", а на верхней губе – "я жду поцелуя".
Около 1680 года любовница Людовика XIV, маркиза де Монтеспан, стала появляться при Дворе "в полной боевой раскраске" – сильно белилась и ярко румянилась. Придворные щеголихи подхватили эту моду, и она продержалась довольно долго – до начала XVIII века. Тем временем медики всерьез обеспокоились здоровьем женщин. Выяснилось, что соли свинца и сулемы вредят не только коже – они накапливаются в почках и действуют, как канцерогены. В 1779 году французское Медицинское королевское общество разработало систему тестирования косметических средств. Увы, эта система так и осталась теорией – до 1906-го года.
В XVIII веке косметику начали производить на мануфактурах. Тогда же реклама косметических средств впервые появилась в газетах и на специальных афишках. Парфюмеры – такие, как Жан-Мари Фарина (изобретатель знаменитой Кельнской воды, то есть одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик Марии-Антуанетты), предлагали клиентам "духи, пудры, помады, притирания для отбеливания кожи, ароматическую воду, перчатки..." Косметические средства продавались в изысканных фарфоровых баночках – даже знаменитая Севрская мануфактура не гнушалась принимать заказы на изготовление такой "тары". Разумеется, эта косметика стоила очень дорого.
В начале и середине XVIII века в моде был контрастный макияж: белоснежная кожа (чтобы подчеркнуть белизну, дамы прорисовывали на висках тоненькие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, угольно-черные ресницы и брови, напудренный парик. Но косметика оставалась опасной для здоровья: губная помада из талька с добавлением серных или ртутных красителей была ядовита не меньше зловредных свинцовых белил.
"А что же в России?" – спросите вы. Именно в XVIII веке в России появилась декоративная косметика на основе минеральных солей. Конечно, русские женщины и раньше красились, но вместо белил брали муку, вместо румян – свеклу, а брови наводили сажей. Те, кто победней, прикладывали к щекам сосудорасширяющую травку бодягу, ее так и называли – румяна для бедных. Импортная косметика стоила очень дорого, а собственных компонентов в России не было. Но со временем русские аптекари наловчились заменять заморские снадобья местными травами. В эпоху Петра I русские дамы уже не отставали от европейских. Правда, мылись регулярно, чем бесконечно удивляли иностранцев.
К концу XVIII века в моду вошел более естественный макияж. Красавицы стремились к бледности и томности, а врачи и философы-просветители широко пропагандировали разумную санитарию и гигиену. Наполеон Бонапарт личным примером внедрял в быт французов ежедневные купания. Он даже издал специальный Декрет о развитии парфюмерной и мыловаренной промышленности. Тогда-то и были построены первые мыловаренные заводы и парфюмерные фабрики, правда, совсем крошечные. (Кстати, сам Император каждый день "выливал" на себя до 60 флаконов Кельнской воды.)
В начале XIX века в моде по-прежнему была белоснежная кожа – но уже естественная, без белил. Дамы прятались от загара под вуаль, губная помада канула в прошлое, а чистота тела и зубов стала мерилом цивилизованности. Началась эпоха романтизма с ее "идеалом воздушной красоты" – прозрачная белая кожа, оттененная темными волосами. С париками было покончено на целое столетие. Но и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус и лимонный сок, морили себя голодом и не спали ночами, надеясь, что томная бледность и голубизна под глазами придадут им вожделенный аристократический шик.
Начиная с 20-х годов XIX века производство косметики встало "на поток": химики изобретали новые средства, рынок ширился, и косметические продукты подешевели. В то время макияж делали только содержанки и дамы полусвета. Вот они-то "мазались" вволю – благо, дешево! Но жизнь и статус женщины менялись, и постепенно косметикой начали пользоваться не только "ночные бабочки", но и свободные работающие женщины – для них макияж стал своеобразным символом независимости.
В 1863 году специалисты косметической фирмы "Bourjois" создали рисовую пудру, которая мгновенно стала "супербестселлером". В 1890-м та же фирма выпустила компактную пудру "Манон Леско" и открыла новую эру в косметике. В 1912 году на рынке появились и первые сухие компактные румяна – "Pastel joues". Российская косметическая промышленность тоже не стояла на месте. Первый парфюмерный завод в 1843 году построил французский подданный, купец Альфонс Антонович Ралле. Сырье он по-прежнему ввозил из-за границы, зато с успехом экспортировал свои товары за рубеж и много раз получал медали на международных выставках. Его завод выпускал мыло, туалетную воду, помаду, туалетный уксус, пудру, духи... Кстати говоря, на базе этого завода в советское время была основана фабрика "Свобода".
В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Особенно популярна тогда была "неосыпающаяся" пудра на основе рисового крахмала и обезжиренного воска. Развитие кинематографа делало косметике отличную рекламу: законодательницами мод стали кинозвезды. Тогда же, в начале века, открылись первые институты красоты.
1919 год ознаменовался подлинной революцией в мире моды – манекенщицы начали выходить на подиум в полном гриме. Правда, их макияж выглядел своеобразно – лицо густо напудрено, губы накрашены "сердечком" (знаменитой немецкой пурпурно-бордовой помадой "виноград"), брови подчистую выщипаны и нарисованы заново в виде тонких полукружий.
К тому времени рисовой пудры выпускалось уже несколько видов: пять разных цветов, два запаха, для брюнеток и для блондинок. В моду входил спорт и здоровый образ жизни.
Загар стал символом благополучия, и в 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи рекомендовали морские купания – на это производители откликнулись выпуском водостойкой туши. Лак для ногтей достиг пика популярности, им красили ногти уже не только на руках, но и на ногах, поскольку в моде были легкие пляжные сандалии.
Послевоенная косметическая линия подчеркивала все части лица: брови стали гуще, "домиком";глаза жирно подведены черным карандашом, губы покрыты ярко-розовой помадой. Елена Рубинштейн, знаменитая "императрица красоты", выпустила первое очищающее молочко для лица "Deep Cleanser", витаминный крем "Lanolin Vitamin Formula", увлажняющий крем "Skin Life". Косметологи начали активно сотрудничать с химиками и физиологами. И с этого момента требования к косметике радикально изменились: она должна быть не только безвредной, но по возможности и лечебной.
Во второй половине XX века сформировалось понятие имиджа – гармоничного образа женщины: одежда, косметика и прическа должны сочетаться в едином стилистическом ансамбле. К каждой новой коллекции высокой моды визажисты "прилагают" новый стиль макияжа.
60-е годы: юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли на толстой подошве – словом, имидж "пай-девочки". И как продолжение темы – тени пастельных тонов, светлая губная помада, накладные ресницы, которые придают взгляду "детскую наивность".
В 70-е акцентируются глаза, цвета пудры и помады приближаются к телесному, к вечернему гриму добавляются блестки.
В начале 80-х вновь в моде "роковые женщины". Модельеры предлагают темные тона одежды, визажисты – контрастный макияж: молочно-белая кожа, румяна. ярко-красные губы. Последние десять лет журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже, да еще от разных визажистов. В общем – выбирай, что хочешь.
К счастью, современная косметика не вредит здоровью, так что свобода творчества поистине безгранична. К тому же, над нами уже не висит жесткий диктат моды. Носи, что угодно, – лишь бы шло и нравилось! А многообразие стилей одежды – это множество вариантов модного макияжа. И, поколдовав немного перед зеркалом, ты всегда сможешь создать себе новый, неповторимый образ. поделиться
Галина Лихачева
21.07.2006

    Так здорово, столько исторических справок пришлось наверное поднять…! Спасибочки большущие!

    БРАВО! Спасибо, очень интересная статья.

    Спасиб) мне очень помогло)
    я сдаю проект по технологии))

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru