Галкин не стремится стать миллионером
Когда десять лет назад на эстраде появился молодой артист интеллигентной неброской внешности, широкая общественность обратила на него пристальное внимание. Однако уже очень скоро он смог сделать блестящую карьеру, довольно уверенно заняв место среди самых ярких звезд. Так что теперь его вряд ли кто сможет потеснить из первых рядов российского шоу-бизнеса, каким бы противоречивыми ни было отношение к главному "Миллионеру" страны.
От Остапа Бендера до царя Соломона
Первым образом, воплощенным Максимом Галкиным на сцене, как гласит семейное предание, стал цыпленок. Именно его он изобразил в возрасте четырех лет. Присутствующие при этом зрители выступлением остались довольны. Родился Максим Галкин 18 июня 1976 года. Его отец – генерал-полковник танковых войск, мама – программист. Поскольку отец Максима – военный, семья много переезжала. Галкины жили в Германии, первые три класса школы Максим окончил в Одессе, затем семья переехала в Забайкалье, а после этого вернулась в Москву.
Стать юмористом Максим вовсе не мечтал. Просто он пародировал всех и вся с самого детства и вообще, по собственному признанию, любил "дурака валять". В школе ему доверяли самые разные роли – от Остапа Бендера до царя Соломона, а уже в шестом классе состоялся его первый творческий вечер. Гвоздем программы стало кукольное представление, в котором куклы говорили разными голосами, голосами Максима.
А в 13 лет в жизни Максима случился переломный момент. По телевизору он увидел номер Хазанова с пародией на Горбачева. И решил: "Я тоже так смогу". Изображать манеры легендарного политика ему оказалось на удивление легко. Однако о карьере артиста Максим по-прежнему не мечтал. Весьма серьезно он увлекался географией и зоологией. Правда, любовь к последней прошла сразу после того, как на уроке биологии учительница объяснила принцип работы системы пищеварения голубя, продемонстрировав последнего в разрезе. Галкин срочно переориентировался на литературу. Спустя несколько лет он будет рассказывать журналистам о своем первом литературном опыте, романе ужасов под названием "Сила мрака". Роман, правда, так и остался незаконченным. "Но если бы я его дописал и опубликовал, это было бы первым и последним, что я издал", – теперь вспоминает артист со смехом. Однако и сегодня мысль о писательстве его не покидает. Уже давно он мечтает издать сборник небольших рассказов собственного сочинения.
В детстве помимо большого творческого потенциала Максим отличался и особым, порой феноменальным везением. "Мне кажется, момент везения присутствовал в моей жизни всегда. Например, экзамен по географии в школе. Из 10 билетов я учу три – и обязательно вынимаю один из них... Зато я по этим трем билетам выучивал Бог знает что! На вопрос о Японии рассказывал про скорость поездов и высоту Фудзиямы, про численность жителей Токио, кто в каком районе живет. Вываливал на учителя всю информацию, и у него уже совести не хватало задавать мне вопросы".
Бескорыстное везение
В 17 лет Галкин поступил в Российский государственный гуманитарный университет на факультет лингвистики, а спустя несколько лет после этого стал еще и аспирантом. Однако его кандидатская диссертация "Соотношение стилистических систем оригинального и переводного текстов" так и осталась неоконченной. Быстрый карьерный взлет в далекой от стилистических систем сфере заставил Галкина забросить работу над диссертацией.
Тогда же в 17 лет Максим впервые пришел в учебную группу студенческого театра МГУ. После того, как он сделал пародийный номер (задействованные лица – Ельцин, Горбачев, Хасбулатов, Жириновский и Урмас Отт – интервьюер), его взяли в концертную программу театра.
Уже в июне 1994 года в Театре эстрады Максим Галкин с пародиями участвует в программе "Дебюты, дебюты, дебюты". В исполнении Максима звучат "речи" Путина, Жириновского и Ельцина. И с тех пор его артистическая карьера начинает идти в гору. Удача и поразительное везение по-прежнему ему благоволят. К примеру, на удивление легко он заручается покровительством знаменитых людей. Так, на одном из концертов его замечает Борис Брунов и приглашает в свой Театр эстрады. Затем Галкин полтора года гастролирует с Задорновым, и последний называет молодого артиста своим преемником (высшая похвала!). Сам же Галкин без ложной скромности признается: "... и Задорнов, и Петросян, и Хазанов – три наших мэтра – совершенно бескорыстно стали мне помогать. Многие не верят, но я в самом деле никогда никого ни о чем не просил. Тем не менее Петросян первый начал показывать меня по телевидению. Задорнов стал возить по стране, объявляя своим преемником. Увидел меня, сидя на какой-то церемонии вместе с Лионом Измайловым, и уже вскоре пригласил в свой концерт в Юрмале... Наверное, мне действительно везет. Хотя даже близкие мне люди не верят, что можно вот так, ни за что не платя, стать известным. Но я же никогда не стремился "выстрелить" быстро". При этом, по словам артиста, продюсера у него никогда не было, да и сам он никого не просил пристроить его в какую бы то ни было программу.
В январе 2001 года Галкин получает грант премии "Триумф". Затем последовал "Золотой Остап" в номинации "Неподражаемый". Набирая обороты, Максим все чаще появлялся на телеэкранах.
Состоятельный эрудит
В феврале 2001 года вундеркинда российской эстрады берет на заметку продюсер телевизионной программы "Кто хочет стать миллионером?" (в то время еще "О, счастливчик!") На отборочном кастинге Галкин оказался абсолютным лидером и стал самым молодым в мире среди 57 ведущих телеигры "Кто хочет стать миллионером?", а заодно и одной из самых ярких телевизионных звезд России. Специально для юмориста был разработан новый имидж. Этакий "интеллектуал" в дорогом костюме и очках. Правда, в жизни артист носит контактные линзы. И хотя поначалу критики приняли Галкина не самым радушным образом ("Бездарный, не телегеничный ведущий", "пародия на Диброва", "полный провал"), вскоре, глядя на растущие рейтинги программы, вынуждены были смириться с восходящей звездой телеэкрана.
Сам же Максим признается, что в самом начале телекарьеры ему приходилось отнюдь нелегко. Притом настолько, что иногда он даже кокетничал с продюсерами: "Уйду в монастырь!" Однако вскоре дивиденды популярности, которые сулило еженедельное появление на экране, он смог оценить по достоинству. Особенно после того, как билеты на его концерты стали продаваться с молниеносной скоростью. Удивительно, но и в случае с "Миллионером" Галкину повезло также самым неожиданным образом. Сам артист вспоминает это так: "Как-то сижу перед телевизором, смотрю "О, счастливчик!" и вдруг ловлю себя на мысли, что единственная передача (какой наглец!), достойная меня (иронично) – эта. Вот, думаю, Дибров какую хорошую передачу ведет! На такую и я бы согласился. А через полтора месяца мне позвонили: "Не хотите попробовать?"
Теперь, спустя несколько лет работы с "Миллионером", Галкин считается не только одним из самых популярных телеведущих, но и одним из самых эрудированных.
"Многое я знаю, а чего не знаю, мне подсказывают редакторы программы. Хотя, конечно, за столько лет уровень моей эрудиции сильно повысился. Я знаю названия полярных станций, созвездий, количество детей королевы Великобритании..."
"Я пародирую людей на автомате"
В интервью "Собеседнику" артист рассказал о своем отношении к внезапно свалившейся на него славе.
– На телевидении нет больше молодого человека, столь высоко и быстро взлетевшего. Как вам это удалось?
– (Смеется.). Благодаря большому таланту. Недавно произошла забавная история. Мой родственник был в управе какого-то района, и там одна девушка передала для меня письмо. И вот эта инициативная группа пишет: "Мы создаем Стену успеха. Максим, просим вас сформулировать, что такое для вас успех, прислать это нам, чтобы мы разместили на стене". А дальше, вдумайтесь, вывод: "Чтобы каждый знал, что ничего сложного в этом нет, главное – поверить в себя". Так вот, я считаю, что успех – это сугубо индивидуальное, никаких рецептов нет. Однозначно лишь то, что у всех успех сопряжен с трудом. "Ничего сложного в этом нет" – абсолютно неправильная формулировка. Могу назвать слагаемые успеха: умение общаться с людьми и распоряжаться своими способностями.
– Какова обратная сторона медали?
– А зачем вам это знать? Кому это интересно? Зачем нам знать про синяки, ушибы и растяжки балерины? Нам хочется смотреть, как она парит над сценой. Все. Не могу сказать, что работа меня изматывает. Я получаю удовольствие от того, что делаю. Это счастливый случай, не каждому так везет.
– Вам знакомо понятие "цена успеха"?
– Мне – нет. Наверное, есть люди, которые недоедали, экономили, пробивались, обивали пороги, унижались и пришли к чему-то. Когда я впервые пришел в Театр эстрады, почувствовал, что не может быть все легко, надо пробиваться. Кому-то я однажды плакался, что за месяц придумал всего один номер. Мне на это отвечали: "А ты думал, что все легко дается?" Я мечтал об успехе, известности, но не думал посвятить этим целям всю жизнь. Я не думал, что если не стану актером – мир перевернется. Я учился на лингвиста, понимал, что у меня есть образование и я многое могу. А потом, я из благополучной семьи, так что ощущения борьбы за жизнь не было. Я удачлив, мне повезло с родителями, местом рождения и людьми, которые меня окружают. Да, у меня нелегкая работа, на концертах, которые длятся по два с половиной часа, у меня мокрая рубашка. Когда-то я уставал, у меня же полностью живые концерты, на которых я постоянно меняю голос. Пять лет назад, помню, когда ездил на гастроли, на третьем концерте он у меня уже садился. Но сейчас я в хорошей физической и профессиональной форме, у меня натренированные мышцы, и я работаю уже не на разрыв аорты.
– Кого первого начали пародировать?
– Я изображал преподавателей и в классе, и с друзьями на капустниках, потому что я вообще не сторонник розыгрышей. У меня получается разыгрывать только на начальном этапе. Например, я могу позвонить одному известному человеку, особенно если я за границей и мой номер у него не определяется, и разговаривать с ним голосом другого известного человека. Покупаются только так, но меня надолго не хватает. Начинает мучить совесть... Ну не могу я обманывать и до конца держать свою маску! Помню, у меня был феноменальный успех, когда я в университете на первом курсе изобразил нашего декана и преподавателя старославянского. У меня был тогда не только звуковой, но и изобразительный ряд: я копировал его движения мокрой тряпкой по доске. Каждый раз, когда я оказываюсь в коллективе, где есть хотя бы один яркий персонаж, которого стоит изобразить, конечно, я начинаю его копировать. У меня это срабатывает на автомате.
Быть или не быть
А вот тех, кому суждено быть спародированными, Галкин в известность не ставит и разрешения у них не спрашивает. Да и они, судя по всему, на артиста не сильно обижаются. Правда, в последнее время юморист сетует на то, что "материала" для работы стало крайне мало. Интересных персонажей вроде Новодворской и Жириновского в политике и шоу-бизнесе в последнее время не появлялось. Самый главный зритель страны, президент Путин, пародии на самого себя в исполнении Галкина тоже видел и, по словам артиста, остался вполне доволен. А вот к пародиям на самого себя (к примеру, в исполнении озорных резидентов "Комеди Клаб") Галкин, по собственному признанию, относится крайне положительно, более того, ему это даже лестно. "Когда человек ничего собой не представляет, о нем ведь никто со сцены говорить не станет".
Одновременно с этим уже давно Галкин слывет звездой, весьма трепетно следящей за своим имиджем и особо тщательно выверяющей все готовящиеся к публикации и интервью. В результате, по мнению журналистов, работающих с ним, его ответы всегда взвешены и сдержанны, а всяческие попытки добавить в публикацию "жизни" пресекаются PR-директором Галкина на корню.
Однако даже самая жесткая цензура не в силах справиться с публикациями на самую животрепещущую тему – "Галкин и Пугачева". И хотя некоторые особо привередливые журналисты уже не раз шутили на тему их совместной песни "Будь или не будь", которую в случае с Аллой Борисовной можно перефразировать в "Быть или не быть", артист продолжает политкорректно говорить о том, что с примадонной российской эстрады их связывает лишь дружба, но дружба очень крепкая и давшая ему очень многое.
"Упомнить все, что я приобрел от общения с Аллой Борисовной, невозможно. Самое ценное – это, конечно, сама дружба. Не думаю, что Алла как-то повлияла на мой упрямый характер, хотя мне сложно судить. Да, можно перенять жизненный и профессиональный опыт, изменить под чьим-либо влиянием мировоззрение, но внутренние качества остаются неизменными. Говорят, характер человека формируется до трех лет. Наверное, если бы я встретил Аллу Борисовну в том возрасте, она бы меня сильно изменила. Боюсь только, сейчас бы я так не шутил..."
А в целом, судя по всему, Галкин почти лишен каких-либо недостатков. Он ни разу в жизни не брал в рот сигарету ("честное пионерское!"), умен, звездной болезнью, по собственному же признанию, не страдает, не обделен и почти не считает себя капризным (правда, его гастрольный райдер, по слухам, уже давно стал больше, чем у самой Пугачевой) и вообще считается одним из самых интеллигентных на российской эстраде юмористов.
"Я к интеллигентности стремлюсь"
– О вас говорят, что вы самый интеллигентный артист.
– Ой, слава Богу. Это хорошо.
– Слишком хорошо, чтобы быть правдой?
– Интеллигентным себя назвать не могу, потому что знаю огромное количество людей, которым больше подходит это определение. Для меня понятие "интеллигентный человек" – не мое состояние, а то, к чему я должен стремиться.
– А мне кажется, что это врожденное...
– Просто если человек сказал, что он – интеллигентный, значит, этого в нем уже нет. Вот такой парадокс. Интеллигентный человек – тот, кто в обществе занимает своим "я" как можно меньше места. Я к интеллигентности стремлюсь. В юморе очень много соблазнов, легко переступить какую-то грань...
– Вы действительно сами себе монологи пишете?
– Вначале всегда писал сам, потом был период, когда обращался к авторам, но, к сожалению, сейчас практически нет монологов, которые бы я отхватил с руками и сказал бы: "Вот здорово!" ...Сейчас почти девять десятых концертной программы – мои тексты. Как это ни странно, самое смешное появлялось именно у меня, причем уже на сцене. Некоторые образы рождались спонтанно, многие вещи вообще невозможно специально придумать, их можно только поймать.
– А все, что кажется смешным вам, нравится зрителю?
– Конечно, есть целый пласт юмора, который предназначен для своих. Для актерской среды, например. Где-то с 1996-1997 года я стал появляться на капустниках в Доме актера и четко уже знал, что пройдет там, а что на широкой публике. Конечно, точки соприкосновения есть – студенческий юмор, стебный... Встречается, кстати, и другое интересное явление. Иногда публика уже стесняется не смеяться на концертах известных и уважаемых юмористов. Считается, что, если такой человек говорит – это уже смешно. Многие наши мэтры пользуются этим кредитом доверия. Вот я очень боюсь оказаться в их числе.
Белый клоун
С возрастом приходит чувство удовлетворенности самим собой и результатами своей работы. В этом Галкин сегодня признается открыто. "Сейчас, если я выступил с успехом – ухожу со сцены с чувством, похожим на "Ай да Пушкин, ай да сукин сын". Для полного счастья ему не хватает разве что успеха еще на новом поприще. Ведь телевидение и сцена уже взяты. Теперь он грозится пойти в балет. "Уже тренируюсь, бегаю за Волочковой. Только пока мучаюсь вопросом: смогу ли ее поднять?"
А вот о том, каким Максим Галкин предстает в своих собственных глазах, артист говорит вполне серьезно: "Я не вижу ничего постыдного в образе шута, но себя к нему не отношу. Я всегда был белым клоуном. Если рыжий дурачится и смеются над ним, то белый является резонером. Я же не комикую сам, а переношу юмор, иронию на что-то. Вообще, это в Средневековье у шутов могли быть комплексы. А когда шутовство возведено в ранг профессии, что комплексовать-то… В отношении возникновения комплексов я все-таки склоняюсь к позиции дедушки Фрейда. Я всегда пользовался популярностью у девушек, никаких особых любовных неудач у меня не было, больших финансовых проблем – тьфу, тьфу, тьфу – тоже. Я не помню в своей жизни провалов, но в то же время не веду подсчет удачам... Я счастливый человек, слава Богу".
- Екатерина Дмитриева
- 23.11.2007
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru