Под белыми парусами к белым айсбергам


Когда прошлым католическим Рождеством я ехала в Амстердам, хотела увидеть многое: и его бесчисленные каналы, и умопомрачительный цветочный рынок, и музеи, и знаменитые на весь мир кварталы красных фонарей. Эту программу я выполнила. Не смогла лишь одного - увидеть в гавани мачты парусника, капитаном на котором - внешне хрупкая женщина, голландка Эйф Виллемс (Eef Willems).



Мы познакомились на Грушинском фестивале, на который съезжаются любители бардовской песни, без преувеличения, со всего мира. Она прилетела на Мастрюковские озера, вокруг которых вырастает палаточный городок, уже в пятый раз, и была до слез растрогана, когда узнала: на карте фестивальной поляны появился Эйф-город. В его центре были водружены мачты, а над ними подняли алые паруса. Они были видны с любого уголка огромного палаточного города, и что именно здесь живет отважный капитан Эйф Виллемс, видели все ее друзья. А таких людей здесь собралось немало. Кто-то просто знаком с этой очень приветливой молодой женщиной, прекрасно говорящей по-русски, а также по-английски, испански, немецки, французски, а кто-то на ее паруснике ходил вдоль морских берегов Европы, на Канары, пересекал Атлантику.

Но "конек" Эйф - это парусные вояжи в Антарктиду. Думаю, не очень многие любители экзотических путешествий могут похвастаться, что провели отпуск не в супершикарном отеле супермодного заокеанского курорта, а в плавании на небольшом суденышке к Южному полюсу

нашей планеты.

- Не страшно ходить в края вечных снегов и льдов? - спросила я Эйф. - Недавно Голливуд о "Титанике" напомнил, а в Антарктиде айсбергов гораздо больше...

- Но мы ходим туда только летом, а в это время на Южном полюсе стоят белые ночи, как у вас в Петербурге. Поэтому айсберг хорошо виден и в этом случае не опасен. Всегда можно определить его размеры и осторожненько обойти. В тумане, конечно, опасность есть. Но на то я и капитан, чтобы ничего не произошло.

На то я и капитан...

Люди, ходившие на ее шхуне, рассказали. Когда Эйф идет на Южный полюс и обратно - а это несколько недель, в течение которых даже в самой дальней дали не видно земли, она отвечает абсолютно за все. За судьбу корабля (она не хозяйка корабля, а лишь капитан по контракту), за каждого человека. Случись что - даже самолет бессмысленно вызывать, не сможет он сюда быстро добраться. Когда на шхуну идет сильный шторм, она предупреждает гостей (так на шхуне называют туристов): если кого-то смоет за борт, мы ему не сможем ничем помочь. Говорит это не запугивания ради, а потому что действительно в шторм развернуть парусник практически невозможно, и даже если это все-таки удастся, в безумных волнах найти человека практически невозможно.

В любую минуту, без суеты, нервов и надрыва она контролирует ситуацию, знает, где находится каждый человек ее команды, каждый гость. Она знает: А. сейчас спит, В. - мается от морской болезни, С. рулит, Д. собирает канаты и так далее.

Кстати, команда на шхуне - это сама Эйф и штурман. Если шхуна побольше размером, то штурманов двое: один работает в машинном отделении. Все остальные работы выполняют сами

гости.

- Эйф, - почти ужаснулась я, - пойти под парусом на Южный полюс стоит не одну сотню долларов. Заплатить такие деньги, да еще и палубу драить?!

- Работать мы никого не заставляем. Но если человек хочет побездельничать, ему лучше просто отправиться в круиз на комфортном современном лайнере. Правда, это стоит раза в два дороже.

Но со мной, как правило, не ходят белоручки. Идут люди хотя и обеспеченные, но не умеющие бездельничать даже во время отдыха. Они у нас по графику выполняют все необходимые работы - помогают на камбузе, наводят чистоту на палубе и помещениях, поднимают и спускают паруса, помогают в машинном отделении, если это необходимо. Ведь часть пути мы идем на моторах. В Антарктиде очень слабые ветра, и если бы мы полагались только на паруса, плавание длилось бы вдвое дольше.

Голландия - страна, как известно, морская. Это для России женщины-капитаны всегда были явлением уникальным, их можно пересчитать по пальцам, причем одной руки. Да и не бороздили они морских просторов. Но и в Голландии под парусами ходит не больше 30 женщин-капитанов, причем в основном - вдоль побережья. В море же выходит не более пяти, и среди них - Эйф. Когда ее парусник входит в порт, мужчины-капитаны ее весьма бурно приветствуют. Это не просто дань уважения отважной коллеге. Многие капитаны - ученики Эйф. Дело в том, что будучи совсем юной девушкой - в 16 лет - она начала работать, и ей было доверено обучать работать капитанов. Сначала на маленьких судах, а по мере того, как она становилась старше, "подрастали" и суда, на которых она ходила. Несколько лет преподавала она в Высшей морской школе, у нее большой опыт работы как на парусниках, так и на моторных судах. Ходила она и на самом большом паруснике в мире - на российском "Седове", о котором говорит с нескрываемым восхищением.

Каждую шхуну, на которой по ее команде поднимались паруса, Эйф помнит и любит. Как помнит и любит каждого гостя, побывавшего с ней в плавании. Помнит не только внешне, но и по имени - в этом наши российские "мореплаватели" убедились, встретившись с ней и через год, и через два после плавания.

- Эйф, о чем Вы мечтаете? - спросила я у нее на прощание.

- Повести шхуну на Северный полюс. Еще - из Атлантики - в Тихий океан. Хотела бы пройти из Архангельска в Петербург, потом через Волгу и систему каналов в Черное море, потом обогнуть Европу. Вряд ли это удастся сделать на паруснике, ведь высота мачт 25 метров, и не под каждый мост они могут вписаться. Но ведь я могу ходить и на моторных судах.

Трудно сказать, как скоро осуществится эта мечта. Сейчас, когда у нас лежит снег, за экватором лето, и Эйф снова где-то по дороге к пингвинам. А летом ей предстоит другая интереснейшая экспедиция. Она отправится в многодневное плавание на красивейшем паруснике, на борту которого не будет... ни одного мужчины. Это не происки феминисток, к которым, кстати, Эйф себя, кажется, никогда не причисляла, с мужчинами у нее вполне нормальные отношения. Просто вот такой интересный замысел - показать, что женщины не такой уж слабый пол, и достойно и не хуже мужчин может потягаться со стихией.

В общем, совсем скоро на океанских просторах появятся мореплаватели-амазонки… поделиться
Татьяна Харитонова
22.12.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru