Как заинтересовать ребенка учебой


"Совсем обленился – всей семьей не можем усадить за учебники!" – вот одна из самых популярных жалоб родителей в кабинете психолога. Но зачастую тот же самый "ленивый" мальчишка часами может что-то мастерить, охотно лепит с бабушкой пирожки, пылесосит квартиру… Выходит, дело не просто в лени?

Не хочу или не могу?


Девятилетний Сеня, на первый взгляд, совсем не волновался из-за того, что его грозятся выгнать из школы. В классе он считал ворон, дома все время просиживал перед телевизором, уроки делал под страшным нажимом. Но при этом с его лица не сходила улыбка! Сеня улыбался всегда: и когда его ругали, и когда ставили двойки. Только при виде папиного ремня Сеня ненадолго серьезнел. Однако именно эта застывшая, приклеенная улыбка и вызвала беспокойство психолога – это была маска, под которой скрывался страх. В первом классе Сене с большим трудом давалось письмо. Делая уроки, он развозил в тетради жуткую грязь. Мама, у которой тогда на работе были неприятности, раздражалась и кричала на сына. И Сеня, вообще-то сообразительный мальчик, при одном только упоминании об уроках впадал в ступор. К третьему классу эта патологическая реакция стала для него привычной. Как ни странно, боязнь школьных неудач – самый распространенный сегодня мотив отлынивания от приготовления уроков. Одного отчитала учительница перед всем классом, другого обсмеяли одноклассники, третий стесняется выходить к доске. Казалось бы, такие мелочи, но для ранимых и самолюбивых малышей очередная возможность потерпеть фиаско воспринимается как настоящая трагедия. И домашнее задание, как яркое напоминание о школе, вызывает только одно чувство – отвращение.
Распознать причину страха не так уж сложно. Понаблюдайте за вашим ребенком, за тем, как он рассказывает о школе. Если на ваши вопросы: "У вас дружный класс?" или "Тебе нравится учительница?" – ребенок начинает уходить от темы, запинаться, нервничать, значит, причина скорее всего, в его взаимоотношениях школьной средой. Страх перед очередной будущей неудачей мешает ребенку сосредоточиться, затормаживает, словно "отключает" от происходящего. Вид у него при этом бывает отрешенный, почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, и "не пахнет". На самом деле это своего рода защитная реакция организма, тормоз, помогающий малышу остановиться на краю эмоциональной пропасти.
Родители часто, сами того не желая, укрепляют в ребенке этот страх. Взрослые начинают убеждать малыша в том, что у него все получится, но при этом не помогают ему в деле. Одни считают, что это не обязательно. Другие боятся, что ребенок привыкнет к постоянной помощи старших в подготовке уроков и перестанет надеяться на себя. На самом деле это не так всем детям доставляет огромную радость сознание того, что они наконец "и сами с усами". Помогая ребенку разбираться в нелюбимом предмете, вы своей заинтересованностью и доброжелательностью снимете его напряжение. Как только ребенок сможет справляться с уроками без вашей помощи, он обязательно от нее откажется. И, если вы заметите, что с первыми удачами у него просыпается интерес к предмету, значит, вы верно поставили "диагноз" и помогли ему "вылечиться".


Провокаторы поневоле


"Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел", – честно признался мне двенадцатилетний мальчик. Его мама жаловалась на то, что сын не садится днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер "тянет резину", не давая ей ни минуты покоя и отдыха.
Желание привлечь к себе внимание взрослых – еще одна "популярная" причина отказа делать уроки. Обычно таким образом реагируют дети очень занятых родителей или те, кто по природе своей склонен к демонстративности. Попробуйте использовать эту черту характера своего ребенка в общих интересах. Если ребенок выполнил уроки, постарайтесь демонстративно поощрить его: похвалите при домашних, как бы между делом расскажите по телефону своей подруге, как быстро он справился с заданием. И наоборот: если ребенок не сделал уроки, так же демонстративно не обращайте на него внимания. Но если вы действительно очень заняты и отдаете себе отчет в том, что мало времени уделяете своему ученику, – не удивляйтесь. Дети, которые чувствуют себя одинокими, часто считают, что школьная неуспеваемость – это чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство взрослых.
Угрозы и наказания в данном случае "не показаны". Ведь по сути получается, что ребенка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего постарайтесь окружить сына или дочь теплом и заботой. Даже если, по вашему мнению, они получают все это с лихвой, их поведение свидетельствует об обратном.


Не просто капризы


Иногда трудности, которые испытывает ребенок, бывают вызваны небольшими, вроде бы незаметными отклонениями: нарушением логического мышления, пониженной концентрацией внимания, дисграфией... Не каждый случай нуждается в участии специалиста, но:
• Если вы обратили внимание на то, что вашему ребенку особенно трудно даются задачи, уравнения, составление планов – все те задания, где нужно использовать логическое мышление, – попробуйте для начала проверить его сами. Например, сыграйте с ним в какую-нибудь настольную игру, где нужно "включать" логическое мышление, потренируйтесь разгадывать загадки, ребусы. Если вы чувствуете, что ребенок совсем не справляется с заданием, это сигнал к тому, что у него, возможно, расстройство логического мышления и надо обратиться к психологу.
• Если ребенок сбивается при пересказе устных предметов, путает события, скачете одной темы на другую, возможно, он просто невнимательный, но не исключено и то, что у него нарушена концентрация внимания. Это тоже повод для визита к специалисту.
• Вечно "рассеянные", регулярно пропускающие и путающие местами буквы в словах или даже целые слоги могут страдать слабовыраженной дисграфией. Если подобные ошибки уже стали у вашего малыша нормой, показать его врачу стоит непременно. И чем раньше вы обратите на это внимание, тем больше шансов устранить этот дефект быстро.


Профилактика “пофигизма”


– Да... вам легко советовать! – жалуется мне на консультации мама 10-летнего Никиты. – А моего ничем не проймешь! "Не сделаешь уроки, – говорю, – не будешь играть в компьютер". А он мне: "Ну и не надо! Обойдусь!" Он без всего может обходиться, понимаете?
Таких примеров, когда ребенок "усаживается вам на шею", аккуратно свесив ножки, полно. Избалованные дети требовательны, как говорится, по определению, и рассчитывать на их "благонадежность" не приходится. Однако справиться с ними не так уж и трудно. Главное в этой ситуации неукоснительно соблюдать принцип "утром деньги, вечером стулья".
Обычно я спрашиваю родителей, что же делает их ребенок после того, как ему не разрешили играть в компьютер? Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идет погулять... То есть фактически все равно развлекается, наплевав на родительские требования. В результате взрослые добиться своего не могут и у всех (и в первую очередь у самого ребенка!) складывается ложное впечатление, будто бы он совершенно непобедим. На самом деле, стоит родителям проявить хоть немного последовательности, как все станет на свои места. Да, домашние задания – это дело ребенка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных для него жизненных благ. Главное, неукоснительно соблюдать правила вашей "игры". Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным – вот вам и принцип "единственной альтернативы"! При этом прямого принуждения – "Я кому сказала, марш за стол!" – вам удастся избежать. И вместо того, чтобы вмешиваться в сам процесс приготовления уроков, вы сможете добиться результата, применив обходной маневр.


Советы психолога


Чтобы с поступлением ребенка в первый класс ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, придерживайтесь следующей тактики:
• Поначалу контролируя малыша тотально, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий очень важно соблюсти зыбкую грань между полным невмешательством и излишней заинтересованностью.
• Постарайтесь внушить ребенку, что уроки – это его личное дело. Некоторым детям, особенно более старшего возраста, очень полезно почувствовать последствия собственной безответственности.
• Настраивайте малыша на активную работу в классе. Если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить в школе и свободного времени у них будет больше.
• Когда вы помогаете ребенку делать задания, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, подбодрите. Главное – не раздражаться и не считать потерянным то время, что вы с ним проведете за письменным столом – дети это очень чувствуют!
• Обязательно давайте ребенку возможность отдохнуть после школы в течение минимум трех часов. Это напрямую связано с продуктивностью подготовки уроков.

поделиться
Татьяна Шишова
28.09.2007

    Очень полезная информация к размышлению, но хотелось бы более подробное описание методик «профилактики» и «лечения» детскогонежелания делать уроки, и по возможности не ссылаясь к одному пути — визиту к специалистам.В первую очередь родители должны стать специалистами в воспитании своего ребенка.

    К каким специалистам надо обращатся? Где их взять? Есть ли у вас практические рекаминдации для развития внимания, логического мышления7 Может быть порикомендуете литературу.

    Хорошая статья.Но не так то просто это всё применить на практике.

    Полезная информация для новичков.

    Спасибо. Татьяна, Вы помогли мне лучше понять, где причина нашей неуверенности в себе.

    Очень близка и понятна проблема… Как помочь себе и своим детям не превращать приготовление уроков в мучительный и длительный процесс? Конечно, основная причина нехватка времени и усталость после работы, когда хочется просто отдохнуть… Но выход только один, находить время читать полезную информацию на эту тему и время для занятий с детьми.

    хорошая статья, но практически не выполнимый пункт 3-часового отдыха, если ребенок только до дома добирается в 15-16 часов. Ночью д/з выполнять- хорошая альтернатива…

    Очень полезная информация. Пока настолько полного решения данной проблемы я не нашёл

    Доброе время суток! Да статья неплохая, выводы кое-какие сделать можно, но…Мой ребенок приходит со школы в 18 часов,родители, т.е. мы, приезжаем в 19 часов. Ребенку необходимо отдохнуть после школы 3 часа.Вот и получается в 21 час мы садимся за уроки, в 22-23 часа о каких задачках может идти речь?Тут ребенок совсем не при чем.

    Почти тоже самое говорила нам психолог в детском саду перед выпуском

    я двоешница и про себя узнала всё СПАСИБО!:)

    Мне бы было приятно если бы моя мама прочитала эту статью если бы я могла бы сделать это сама мама на роботе и мне не хочется её тревожить P.S как вы догадались я сама ребёнок которому аж 11 лет

    Здравствуйте, у моего ребёнка (мальчик 10 лет) все симптомы этой статьи, компьютер ему запретил так-как хочет играть больше чем делать уроки(думал появится стимул сделать уроки и играть хоть до отбоя,при этом я обьяснил что ему нужно делать для того чтобы сесть играть) при том что в школе у него всё получается(хорошист, друзья тоже есть). После школы имеет аж четыре часа на отдых, а уроки мы помогаем делать всей семьёй. Кричит, психует, кидается учебниками, тетрадями рвёт в клочья (говорит что мы надоели со своими уроками)убегает в другую комнату в слезах, хряпает дверью и закрывает её на запор, никого после не хочет ни слышать не видеть. Часто с ним играю в шахматы, проигрывает по рассеянности (не сосредоточен)ходит на кружок по шахматам, говорит что нравиться. Кричать на него и бить ремнём не хочется, 10 лет он жил с матерью отец ушел к другой, я являюсь ему отчимом, отношусь к нему хорошо.
    Как мне быть в этой ситуации?

    у нас все точь в точь-на уроках когда нужно отвечать,она(дочь 12лет)улыбается и толком ничего не говорит,а дома когда пытаемся делать 0,

    00000000000000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru