Маленький воришка как большая проблема
Обычная сценка на детской площадке: трехлетняя кроха позаимствовала для изготовления песочных куличей чужой яркий совочек и несет его к маме вместе со своими игрушками. «А это у тебя откуда?» - удивленно спрашивает мама, и, выяснив, что вещица принадлежит вон той девочке, отправляет чадо возвращать присвоенное: «Скажи спасибо Машеньке, и отдай ей совочек. И запомни: нельзя брать чужие вещи без разрешения!».
Это важное правило человеческих взаимоотношений – нельзя брать чужое! – в свое время сообщают каждому ребенку, но усваивается оно далеко не всеми цветами жизни. Как утверждают сотрудники правоохранительных органов, кривая детского воровства с каждым годом ползет вверх, причем, согласно некоторым исследованиям, почти каждый ребенок хотя бы раз в жизни выступал или в роли преступника, или в роли потерпевшего. Увы, ни элитный район, ни престижная школа не страхуют от подобных ситуаций. Следовательно, надо быть к ним готовой.
Алина, 34 года:
«На двенадцатилетие дочери мы подарили ей мобильный телефон. Таня давно мечтала о мобильнике, да мне хотелось иметь постоянную связь с ней. Специально выбрали простую, без наворотов модель, чтобы не привлечь уличных грабителей. Ровно через два дня Таня вернулась из школы с распухшими от слез глазами: мобильник украли. И хотя Таня догадывалась, кто это сделал, вернуть телефон не удалось: родители той девочки просто отказались с нами разговаривать».
Что делать, если твой ребенок стал жертвой воровства:
1. Ни в коем случае не кричи на него и не обвиняй (даже если он действительно проявил беспечность). Ребенок и без того подавлен и расстроен. Наоборот, постарайся поддержать его и снять эмоциональное напряжение.
2. Когда ребенок успокоится, подробно расспроси его обо всех обстоятельствах кражи. Если какие-то детали вызывают настороженность, попроси ребенка повторить рассказ еще раз: случается, что дети теряют или проигрывают вещи/деньги и, боясь гнева родителей, сочиняют сказки о краже.
3. Продумай дальнейшие действия, исходя из того, кто отвечал за безопасность ребенка в момент кражи. Если его обворовали на улице или в общественном транспорте, есть смысл обратиться в милицию. Однако следует учесть, что скорее всего украденное не найдут, а общение с правоохранительными органами может стать дополнительным психотравмирующим фактором. Если кража случилась в школе, об этом следует немедленно поставить в известность ее руководство, причем, желательно, в письменном виде.
Будь готова к тому, что твое появление не вызовет у педагогов бурной радости («Этого не может быть! У нас такие чудесные дети!»). Перед визитом в школу следует выяснить у ребенка, не являются ли кражи в данной школе обычным явлением. Если подобные случаи уже имели место, возможно, есть смысл связаться с родителями других потерпевших и действовать сообща. Но, так или иначе, действовать надо достаточно тонко, учитывая, что твоему ребенку еще учиться в этом классе, и ему совсем ни к чему нелестная репутация «стукача».
Еще более продуманной тактики требует тот крайне неприятный случай, когда из квартиры что-то пропадает после посещения ее друзьями или одноклассниками (и нет сомнений, что имела место именно кража). Для начала предложи ребенку самому переговорить с подозреваемым (в духе «а не взял ли ты случайно? А не забыл ли ты вернуть?»). В случае неудачи придется обратиться к родителям, но учти: твоя цель – не излить праведный гнев, а информировать о произошедшем. Если общение с родителями закончится ничем, стоит постепенно свести на нет и общение с их отпрыском, во всяком случае, в твоем доме ему больше делать нечего.
4. Независимо от развязки, из случившегося следует извлечь уроки. Если раньше ты уделяла мало времени обучению технике выживания в современном мире, самое время заняться этим. Причем «воспитательные беседы» – это лишь одно из профилактических мероприятий, позволяющих уменьшить риск кражи. Другие, в общем-то, давно известны, но не мешает напомнить, что не стоит:
1) вводить ближнего в искушение, т.е. давать ребенку крупные суммы денег и дорогие украшения;
2) сообщать ему, где хранятся семейные сбережения;
3) позволять приглашать в ваше отсутствие детей, прежде не бывавших в доме;
4) оставлять без внимания тревожные звоночки, например, исчезновение мелочей.
Кстати, последний звоночек может вызванивать две мелодии: если у вещей в доме начали отрастать ножки, не исключено, что вором является младший член семьи. Другими тревожными симптомами является появление у ребенка вещей, происхождение которых он не может убедительно объяснить («нашел», «дали поиграть») и траты, превосходящие сумму его карманных денег (при отсутствии других доходов), а также недвусмысленные намеки и прямые обвинения окружающих.
Ольга, 29 лет:
«Когда двоюродная сестра обвинила моего Мишку, что он якобы украл у них компакт-диск, я была вне себя от ярости! Как можно заподозрить такого милого, воспитанного ребенка? Возможно, я разругалась бы с сестрой окончательно, если бы через несколько дней не нашла, убирая, злополучный диск в комнате сына. Находка вызвала у меня шок, но еще большим шоком стало признание сына: оказывается, он украл, чтобы… узнать, поймают ли его».
Но даже если самые худшие подозрения подтвердились, не спеши рвать на себе волосы со словами «Я вырастила преступника!» Мотивы маленьких воришек существенно отличаются от мотивов взрослых рецидивистов, и руководит ими зачастую отнюдь не жажда наживы.
Причиной детского воровства может быть:
1) подражание (как правило, лидеру компании);
2) неумение себя контролировать («не смог удержаться»);
3) любопытство и озорство («а что будет?»);
4) самоутверждение (в подростковом возрасте);
5) нехватка любви, невостребованность (совершая противоправное действие, ребенок пытается обратить на себя внимание родителей);
6) протест (кража как проявление бунта);
7) месть (ребенку или взрослому).
Если ребенок начал красть, следует прежде всего выяснить мотивы. Начни не с брани и не с истерик, а с откровенного разговора: «зачем ты сделал это?». Как показывает практика, мелкие воришки раскалываются очень быстро и честно сознаются, какой бес толкнул их. С ребенком постарше разговор будет, скорее всего, долгим и трудным. Если чувствуешь, что не можешь «пробить» защитную стену, которой ребенок отгородился от тебя, не стесняйся обращения к посреднику, в качестве которого может выступить авторитетный родственник, старший друг, священник. Если же и посредник не поможет, следует обратиться к детскому психологу или семейному психотерапевту.
Когда выяснится причина воровства, начнется второй этап: работа по ее устранению. Сравнительно легко компенсировать нехватку родительского внимания и заботы или перевести стремление к самоутверждению на другие рельсы. Сложнее вырвать подростка из плохой компании (нередко для этого приходится переезжать в другой квартал), но самый скверный случай – это когда кражи обусловлены отклонениями в психике (клептомания) или употреблением наркотиков. Здесь не обойтись без помощи специалистов, причем чем раньше, тем лучше.
Чего нельзя делать:
1. Бить ребенка. Ничего, кроме озлобления, ты не добьешься (не говоря о том, что детей вообще бить нельзя).
2. Оставлять кражу безнаказанной. Наказание должно соответствовать сумме кражи и возрасту ребенка (очень отрезвляет продажа личных вещей ребенка (велосипеда, компьютера) в качестве компенсации).
3. Обвинять в краже без серьезных доказательств.
4. Использовать факт кражи в качестве психологического оружия (например, попрекать им ребенка и после исправления).
- Елена Шерман
- 14.07.2006
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru