Миф о краткосрочном обучении


Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей (часть 24).

Начало здесь


Это один из самых злобных мифов, о работодателях, которые ты можешь услышать. Злобный – потому что нашим уважаемым сотрудникам (читай, всей моей аудитории), в общем массе не нравится то обучение, которое сейчас так модно, которое дает многим людям, вроде меня, хлеб и иногда масло. Но, зато, это обучение очень нравится тем, кого я называю своими работодателями.
Принято думать, что успех краткосрочного обучения зависит от трех вещей – потребности в обучении у работника, потребностей организации и личности тренера. Процентное соотношение зависимостей меняется – основной приоритет всегда в руках того, кто излагает свое мнение. То есть, если это работодатель – виноваты глупые работники и некомпетентные тренеры. Если это работник – виноваты те же тренеры и работодатель, принудивший его к обучению. Если излагает тренер – то виноваты немотивированные работники и работодатели, не конкретизирующие задачу.
Поскольку я и сама – тренер, я попытаюсь отрешиться от последней установки, благо и сама посещала тренинги, выступала заказчиком и сама их поводила. Таким образом, я имею опыт тройного осуждения по указанной проблеме. Надеюсь, что у меня получится быть объективной.
Мое личное отношение к тренингам таково: тренинг – это не место для получение новой, основополагающей информации и фундаментальных знаний. Тренинг – это то место и занятие, во время которого вы уложите в голове всю ту информацию, которую уже однажды слышали или изучали. Возможно, что-то припомните или восполните пробелы в своих знаниях, но ничего кардинально нового вы не изучите.
Более того. Если тренинг-компания обещает некие «златые горы» в виде абсолютно новых техник продаж, доселе на рынке не известных, которые вы изучите за один-два дня – это сущая ерунда.
Потому как это невозможно.
Возьмем самые популярные (и от этого самые продаваемые) тренинги продаж – SPIN, авторство методики принадлежит Нилу Рекхему. Сама по себе методика хороша своей простотой, понятностью и тем, что она основана не только на мнении психологов, но и на сухих данных статистики. Если вкратце, этот метод сводится к умению задавать правильные вопросы в процессе продажи.
Казалось бы, чего проще – прочитай книгу Рекхема, пойми ее содержание и сделай тренинг. Для того, чтобы объяснить сущность метода, более двух дней не требуется.
Но будут ли продажники, прослушавшие такой тренинг, ВЛАДЕТЬ этим методом? Нет, конечно.
Вырастут ли продажи? Возможно… немного, и ненадолго, за счет стимуляции продавцов и подъема интереса к работе. Что, собственно и является целью одно-двухдневного тренинга или семинара.
Изучение и внедрение SPIN требует напряженной многонедельной работы. На протяжении этого времени будут собраны входные статистические данные, разработана программа внедрения, проведены два-три установочных занятия, потом – едва ли не ежедневные корректирующие беседы и, в качестве финала – выходное тестирование. В случае проведения такой программы продажи предприятия действительно вырастут.
Но, как водится, мы хотим, мало заплатив, много выиграть. Руководители и собственники заказывают маленькие (читай, ознакомительные) программы, спрос на двух-трехнедельные программы низок. Тренеры не приучены следовать «благу компании», они следуют лишь собственному благу и требованию рынка. Мои коллеги-тренеры обещают «златые горы и реки полные вина» заказчикам в виде скачков продаж на безумное количество процентов… В результате получается, что до конечного потребителя доходит невразумительный и низкокачественный продукт, на который народ еще и засовывают в выходные дни и насильно…
Конечно, не все тренинги одинаковы (и одинаково полезны). К примеру, долгосрочная программа по деловому письму или командообразованию – это несусветная чушь. Только при условии того, что на деловое письмо набрать людей, которые вообще никогда не писали деловых писем, а на командообразование пригласить двадцать совершенно незнакомых друг с другом людей, это будет иметь хоть какой-то смысл.
Поэтому продолжительность тренинга может варьироваться от трех часов до трех дней. Все остальное – это долгосрочные программы.
Разумеется, даже если у тренинга сбалансированная и важная программа, хороший ведущий и сильный методолог, проведены входные мониторинги и точно известны исходные результаты, вроде бы и не о чем беспокоиться. Но дело в том, что на наших дорогих сотрудников влияет не только конкретный тренинг, но и предыдущие впечатления от тренингов вообще. В голове среднестатистического обывателя появляется некий абстрактный тренинг, который не имеет ярко выраженной тематики и всегда носит негативный оттенок. Мало кто из нас способен абстрагироваться от прошлого негативного опыта.
С негативно настроенной группой даже хорошему тренеру невозможно работать.
Кроме всего прочего существует опасность «побочных» результатов тренингов. Прежде всего речь идет о последствиях для сотрудника как такового. На моей практике неоднократно были случаи увольнений после тренингов, когда работодатель, посмотрев на работника в неформальной обстановке, кардинально менял свое мнение о человеке. Нередко не в лучшую сторону.
В среде бизнес-тренеров не принято об этом говорить, но это – правда…
Поскольку тема сложная, начала я, как всегда, со сбора статистики.
90% принявших участие в опросе ходили на тренинги не по собственной инициативе, а по рекомендации (или принуждению) работодателя. Печально. Думаю, что это не из-за того, что мотивация у сотрудников низкая – просто они разочаровались в краткосрочном обучении и в обучении, как в мотивации. Это плохой знак.
Удовлетворенность краткосрочным обучением – примерно 50%, причем две трети из этих пятидесяти приходится именно на тренинги командообразования (или team-building). Это – понятная точка зрения, потому что некоторые формы team-building – это вечеринки «с элементами тренинга». Естественно, что они многим нравятся.
Самое низкое же по популярности у сотрудников-участников место держат тренинги по деловому письму. Это не из-за их малой эффективности, а из-за их излишней «протокольности». Очень тяжело пребывать в напряжении постоянно. Но тут уж ничего не попишешь.
Какие же тренинги тебе могут предложить, и насколько они полезны? Вот некоторые виды.


Тренинг командообразования – существует в нескольких вариациях. На некоторые разрешено приводить даже членов семьи. Но чаще всего это не разрешено. Если у вас запланирован такой тренинг – не рекомендую отказываться. Рекомендую ничему не удивляться и прийти на такой семинар в кроссовках и удобных брюках – мало ли что? Довольно часто такие тренинги выливаются в банальные гулянки, прикрытые красивым названием. Но отдых – это всегда неплохо.
Основная опасность такого тренинга – показать себя начальство и коллегам не с лучшей стороны. Кто это напился на спор на завершающем банкете и плясал на столе, горланя разухабистые песни? Ты? Ну-ну…


Тренинг продаж – в глобальном смысле бывают двух видов – тренинги по продукту и тренинги по методикам.
Очень рекомендую посещать тренинги по продукту в учебном центре твоей компании. Если даже ты сам не продавец, а, скажем, секретарь. Это очень тебе поможет. Думаю, что ты сама поймешь, чем и как.


Тренинги по технологиям – вещь не то, что бы глобальная... Не жди от этих тренингов многого, особенно, если они меньше двух дней продолжительности. Возможно, что ты услышишь что-то новое и интересное. Но конечный результат тренинга будет завесить только от тебя – насколько ты пробовал применить методику или способ. Честно скажу, мало кто применяет. Может быть, потому у нас так мало хороших продавцов?


Есть еще один вид тренинга – мотивирующий. Тренинг, который дает тебе драйв и настраивает тебя. Хорошая вещь. Но учти, после него от тебя будет требоваться немедленный результат (именно на него такие тренинги и рассчитаны).


Тренинг лидерства. Не то, чтобы тренинг был хорош сам по себе… Но если руководство направило тебя на такой тренинг, то можешь быть уверена, что «начинается отделка щенка под капитана». Это очень хороший знак для карьериста. Не отказывайся от такого шанса. Даже если тренинг тебе не понравится, ты сможешь показать начальству, что его заботу и внимание к твоей персоне ты ценишь. А дальше…


Тренинг тайм-менеджмента. Хороший тренинг для людей, которые не умеют планировать свое рабочее время. Но, скорее всего, посетив такой тренинг, ты повесишься со скуки, а свое время планировать так и не научишься. Потому как у 70% тренируемых неумение планировать себя происходит от безалаберности, а у оставшихся тридцати – из-за перегрузки.
80% успешных менеджеров рано или поздно сами «доходят» до такого стиля ведения дел безо всяких тренингов – у них просто нет выбора. Кроме того, на эту тематику выходит достаточно периодики.


Тренинг клиентоориентированности. Слава Богу, что наш рынок наконец-то начал наполнятся такими тренингами! Будем надеяться, что хотя бы на тренингах у нас из голов наконец-то вышибут понятие «ненавязчивый российский сервис»!  А пока что, если тебя посылают на такой тренинг – иди. Даже если он не поможет тебе лично, то он весьма поднимет отношение к клиенту в целом. Надо думать не только о себе, но и об уровне того дела, которому ты служишь.


Тренинг стресс-менеджмент. Существует в двух основных вариантах, точнее, стилях. Кто-то предпочитает обучать и обучаться преодолению стресса путем столкновения с ним. Такой вид тренинга назовут «тренингом личностного роста». Кто-то – изучая релаксационные и нейтрализующие техники. Это, собственно, и есть стресс-менеджмент.
Тренинг не плох, особенно, если у тебя нет денег на психоаналитика. Но, учти, на тренингах личностного роста тебе придется засунуть куда подальше свое самомнение и самолюбие, в противном случае твой внутренний мир пошатнется. Или, в лучшем случае, ты просто сбежишь, не выдержав давления. Самое лучшее в таком тренинге – это попытаться воспринимать происходящее, как игру. Не исключено, что для тебя откроется истина.


Тренинг делегирования полномочий. Если ты уже – руководитель, то тогда то, что тебя направили на такой тренинг, можно трактовать, как плохой знак. Это значит, что начальство считает, что ты не способен к руководству и совсем «зашился». Но, с другой стороны, если оно вкладывается в твое обучение, ситуация не совсем безнадежна. Не исключено, что такой тренинг тебе поможет. Если же ты – рядовой сотрудник, и у тебя пока нет подчиненных – возрадуйся! Скоро они появятся!


Тренинг делового общения (этикета, стиля и так далее). На мой взгляд, довольно бестолковый тренинг. Именно по своей сути. Что-то слабо верится, что кто-то, отработавший в деловой среде и удержавшийся в ней не менее года, не владеет хотя бы азами этого самого общения. Часто в тренинг такой тематики пихается все подряд из книжек по современному этикету. От этого эффективность обучения снижается.
Само обучение в большинстве своем скучновато и изобилует лекционным материалом. Исключение составляют тренинги очень узкой специализации. Например, деловое письмо. Чем более конкретно сформулирована тема такого тренинга, тем лучше.


Тренинги по конкретным специальностям. Все зависит от продолжительности таких тренингов. Но за два дня из секретаря бухгалтера не сделаешь, не надейся. Увы!


Кроме всего перечисленного, в тренинги очень часто включаются специализированные психотехники. Например, НЛП. Не буду расшифровывать свое отношение к данной психотехнике, единственное, что хочу добавить – присутствие большого количество НЛП в программе тренинга, одно из названий которого указано выше, означает только одно – это мусор, засоряющий программу. НЛП – хорошая техника, но ею не овладевают за один день, и на ней не основываются тренинги.


Идти ли тебе на предлагаемый тренинг от компании? Иди. Особенно, если с тобой не заключали договор о компенсации обучения (см. «Миф о благах»). Если же договор есть – позволь себе выбирать, нужно ли тебе такое обучение.
Потому что чем больше в тебя вкладывают (даже ненужного), тем больше ждут от тебя. Ты готова платить за это своим временем и деньгами?
Вопрос к работодателям – почему мы по-прежнему тратим свои деньги, направляя на обучение людей, которые не хотят этого самого обучения, а, зачастую, и не нуждаются в нем? Ведь у нас в компаниях (в каждой!), есть люди, которым остро необходимы новые знания, и которые и способны воздать нам сторицей?
У меня нет ответа.
Но каждый решает сам.


Продолжениее

поделиться
Ирина Угрюмова
09.09.2005

    Мне компания оплачивает институт. Я не совсем рад этому, потому что теперь я должен работать здесь хотя бы до его окончания

    Очень интересная статья! Особенно интересная еще и тем, что Ирина Угрюмова сама работает Бизнес-тренером! Из этой статьи можно сделать два вывода:
    1. Автор не добился больших результатов в своей работе, и теперь, пытается самоутвердиться за счет обесценивая работы других.
    2. Автор пытается таким способом «пропиарить» себя, опять же, за счет принижения других.

    я — муниципальный работник, стаж -15 лет.,занамаю оч высокий пост.С автором согласна полностью и оцениваю статью в 10 баллов. В моем окружении нет сотрудника не страдающего СПВ. Реальность такова как она есть. Спасибо за статью.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru