Миф о первом рабочем дне


Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей
(часть 9).

Начало здесь


Для любого из нас все однажды бывает впервые. Мы рождаемся на свет, женимся, рожаем и зачинаем детей, умираем, поступаем в ВУЗы и школы, находим работу по душе и по кошельку. На этом пути мы неизбежно совершаем одну и ту же ошибку, причина которой в том, что у нас нет предварительного практического опыта деятельности, которую мы планируем осуществить. Мы ни разу не переживали некоторых событий и нервничаем, ожидая их наступления.
Очень часто наши переживания гораздо страшнее и драматичнее самих ожидаемых событий.
Каждый раз, выходя на новую работу, мы волнуемся. Я знаю один случай, когда девушка так нервничала, что умудрилась уронить горячий утюг себе на ногу и на работу таки не вышла. Лично мне этот случай показался прямо-таки демонстрационным – тело не выдержало накала переживаний и, таким странным образом защитило себя от кошмарного события. Примерно в таких ситуациях у индивида могут развиваться суицидальные настроения. То есть, выход на работу может быть страшнее смерти.
Самая страшная ситуация, в которую может попасть человек, самое ужасное событие (после смерти, кончено), это быть противопоставленным социуму, в котором ему предстоит обитать. Быть новичком всегда страшно. Тебя может не принять команда, не опознав, как «своего». Ты можешь ошибиться в оценке собственных сил и возможностей. Ты еще не знаешь всех «подводных камней» данной организации.
Лично мне выход нового человека на новую работу представляется неким аналогом средней школы в советские времена, или, если хотите, первой «ходкой» в тюрьму. Такие аналогии вызывают несколько причин:
1. Замкнутость пространства
2. Изменение привычного круга общения
3. Отсутствие личного пространства
4. Вынужденное общение с разнообразными людьми. Не всегда приятное.
В таких условиях необходимо проявить недюжинную выдержку и спокойствие, сохранять высокий уровень мотивации и не принимать первоначально настороженное отношение коллег близко к сердцу.
Весь период, в течение которого вы будете ощущать дискомфорт, научным языком называется «период адаптации». Это не испытательный срок, а нечто другое. Это – временной промежуток, в течение которого вы должны интегрироваться в новую среду и почувствовать себя там комфортно.
Но это – околопсихологические изыски.


Вот несколько общих советов, которые помогут вам пережить этот день (и всю первую рабочую неделю) с честью.


1. Спокойствие, только спокойствие!
Хороший прием для успокоения – это сосредоточиться на деталях. Правильное заполнение документов при приеме на работу, представление коллегам, рабочее место, должностные обязанности.


2. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Не стоит проявлять недюжинные таланты и ум в первый же рабочий день, а тем более громогласно извещать об этом новых коллег и поучать их. Ваша цель в первый день – показать интерес к работе. Чтобы раньше времени не прослыть всезнайкой, которого никто не любит, не произносите фразы типа: «А почему вы делаете это так? Принято делать по-другому...» «Я прекрасно знаю то-то, разбираюсь в том-то...» «Другая методика намного лучше вашей методики». Нельзя вносить на начальной стадии никаких, даже самых дельных предложений и изменений. Постарайтесь избежать скоропалительных выводов: вам предстоит еще разобраться, насколько плохо то, что таковым показалось в первый день, и вообще, уместно ли ваше «рационализаторское» предложение. Вместо того чтобы давать умные советы, поинтересуйтесь о производственных процессах. Попросите других коллег объяснить те или иные проблемы и растолковать что-то, не вполне понятное для вас. Разумеется, всем хочется сразу заявить о себе, как о профессионале. Но не торопитесь давать умные советы в первый день. Лучше почаще задавайте вопросы, которые начинаются со слова «как». Запомните – в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Подождите, пока монастырь станет вашим.


3. Ваш козырь в первую неделю работы – наблюдение.
Внимательно наблюдайте, как сотрудники работают. Расспросите сотрудника кадровой службы, как на предприятии налажены внутренние и производственные взаимосвязи, как сотрудники общаются между собой, с шефом, как должны общаться с вами. Вы и сами в первый день кое в чем разберетесь, если сосредоточите свое внимание на тех факторах, которые определяют корпоративную культуру. Это как раз и есть те ценности, которые исповедует фирма. Насколько доброжелательны коллеги по отношению друг к другу, насколько они расположены к новому сотруднику, каковы их взаимоотношения с начальником — подобострастны ли они в общении с ним или держатся вполне демократично. В самом начале очень важно пытаться понять неофициальные правила игры в компании. Конечно, не в первый день, но уже в самое ближайшее время придется определять, кто является неформальным лидером, к кому следует обращаться за помощью при нестандартных ситуациях, от кого можно получить поддержку, а кому нельзя доверять ни в коем случае.


4. Встречают по одежке - провожают по уму.
Попытайтесь соблюсти корпоративный dress-код. Надеюсь, что приходя на собеседование, вы успели краем раза посмотреть, что принято носить в данном коллективе. Или, в крайнем случае, расспросили кадровика или секретаря. В первый день вас встретят по одежке. И никаких гвоздей. Это потом вам станет позволено приходить на работу заспанной, без косметики и в растянутом свитере (но все-таки этого лучше избегать и в родном коллективе). Ничто так не раздражает коллектив, как залетевшая туда белая ворона. Какой бы стиль одежды не импонировал вам в жизни, на работе следует придерживаться принятых условностей. Очень неприятно чувствовать себя одетым не так, как требует ситуация. Излишне говорить, что в деловом мире существуют свои правила, согласно которым должны одеваться сотрудники разных фирм. То, что возможно, например, в творческих организациях, совершенно неприемлемо в банковской сфере и т. д. Посмотрите, как одеты ваши коллеги. Кто во что горазд или в соответствии с неким законом? Если вы не вполне уверены в правильности своей оценки, можно деликатно поинтересоваться у показавшегося вам наиболее симпатичным сотрудника компании, существует ли, действительно, какое-то правило или определенный стандарт в отношении одежды.


5. То, что дозволено Цезарю – не дозволено быку.
Обязательно приходите на работу вовремя. Точный режим вашего рабочего дня прописан в трудовом договоре. Но с самых первых дней вы начинаете замечать, что этот пункт касается не всех сотрудников фирмы. Кто-то, на ваш взгляд, приходит на работу с опозданием и уходит, когда ему заблагорассудится. Не торопитесь делать поспешные выводы относительно свободного режима. То, что прощается, а может быть, и разрешено, старым сотрудникам, не простят новичку. Не опаздывайте, особенно в первый день, приходя на работу или возвращаясь с обеда, иначе можно очень быстро потерять симпатии сослуживцев и шефа.


6. Ласковое теля двух маток сосет.
Не могу вспомнить более подходящей пословицы, чтобы иллюстрировать необходимый стиль поведения в первые дни на новом месте. Доброжелательность и ласковость. Но не открытость. Старайтесь с первого дня налаживать отношения с коллегами: их помощь и доброжелательное отношение очень нужны на первом этапе. Обычно руководство фирмы на первых порах прикрепляет к новому работнику наставника, который помогает быстрее адаптироваться. Но если вы оказались без официального учителя, то перед вами стоит задача самому найти такого сотрудника. Практически в любой компании имеются опытные коллеги, которые готовы опекать молодых или неопытных сослуживцев. Пытайтесь как можно быстрее установить нормальные отношения с теми членами коллектива, которые занимают ключевые позиции в организации. Внимательно присматривайтесь к коллегам открытым, доброжелательным и симпатизирующим вам. Но будьте осторожны: полностью доверять можно лишь тогда, когда вы хорошо узнаете человека. Очень часто уже в первые дни с подачи некоторых «доброжелателей» по предприятию начинает расползаться искаженная информация о новичке. А он к тому времени наболтал о себе уже слишком много.
Что делать, если кто-то распространяет о вас неправду? Конечно, есть возможность проигнорировать все сплетни для того, чтобы сэкономить силы и энергию, необходимые для работы. При разовых подобных «акциях» это лучшее решение. Однако если сплетни по вашему поводу не прекращаются и носят характер, угрожающий вашей успешной карьере на фирме, то лучше напрямую в корректной форме поговорить с этим человеком и выяснить причины его действий. Как правило, распространитель кривотолков не ожидает открытого выяснения отношений. Если и разговор не поможет, то обращайтесь за помощью к людям, заслуживающим вашего доверия, в совет трудового коллектива, в кадровую службу, может быть, даже к самому шефу.
Вы должны защищаться. Покажите, что вы не станете мириться, когда оскорбляют ваше личное достоинство. Вы приобретете уважение к себе, если сразу и четко обозначите границы дозволенного в свой адрес. Особенно осторожной рекомендую быть с «офисным телеграфом». Пользование им – большое искусство, которое сделает вас классным игроком на «этой танцплощадке», но опытный игрок никогда не станет играть чужой колодой карт, не выяснив ее особенности – метки, недостающие карты и прочее. Подождите пару месяцев.


7. Подальше от начальства – поближе к кухне.
Первое время придется присматриваться к начальству наиболее внимательно. Избегайте возможных конфликтов с начальством. Если уже собрались идти к начальнику – четко формулируйте вопросы, которые хотите задать – возможно, на них может ответить ваш коллега. Через какое-то время в зависимости от продолжительности установленного вам испытательного срока следует поинтересоваться у шефа, как он оценивает вашу работу. Спросите его прямо, какие недостатки он видит в вашей работе, насколько он вами доволен и что бы вы могли, на его взгляд, делать еще лучше. Не бойтесь таких вопросов. Они свидетельствуют о вашей высокой социальной компетентности. Руководитель поймет, что вы готовы к критике и заинтересованы в своем дальнейшем профессиональном развитии на фирме. Если выяснится, что от вас требуется улучшить свою работу, не впадайте в панику. Еще есть время, чтобы исправить положение.


И последнее, то, что никогда не стоит забывать, когда вы приходите на новое место работы. В новый, незнакомый коллектив. Во время испытательного срока и даже сразу после его окончания от вас никто и не ожидает блестящих успехов на работе. Просто потому, что это невозможно. Естественно, что вы совершаете ошибки. Это происходит оттого, что вы еще не полностью разбираетесь во всем, не до конца понимаете производственные процессы предприятия. Поэтому не оправдывайтесь бесконечно по поводу возникающих недочетов. Лучше проявите понимание и покажите свое стремление их исправить, сделать в следующий раз работу лучше. Даже если в первый день вы умудрились одновременно вывести из строя ксерокс, факс и компьютер, а несчастный принтер заставили печатать тысячу страниц без перерыва, дайте понять, что нормально воспринимаете справедливую критику в свой адрес.
Ваши ошибки – это ступени на пути к успеху. Рано или поздно им суждено остаться позади и, если вы учтете предыдущий опыт, то польза даже от самой маленькой ошибки будет неоценима.


Продолжение

поделиться
Ирина Угрюмова
29.04.2005

    Пункт насчет своего устава и чужого монастыря — очень ценный. Спасибо.

    ИМХО, все это замечательно — но не для всех. Очень многое зависит от того, на какую именно позицию человек приходит на новую работу. То, что рекомендуется в данной статье — «подальше от начальства», «больше молчать», «найти себе наставника», «не высовываться» — хорошо именно для начинающего молодого специалиста, пришедшего в большую фирму на должность какого-нибудь средне-мелкого клерка. А вот когда на руководящую позицию приходишь в новый коллектив, да еще после того, как твой предшественник всю работу развалил — тут всеж таки не приспосабливаться надо, а как раз проявлять свою компетентность и жесткость, а иногда даже жестокость… По крайней мере, я из своего личного опыта знаю… вот если бы полгода назад придя на новое место работы, я не пыталась приспособиться, работать с теми людьми, какие есть, со всеми ладить, а сразу бы уволила всех и набрала новых, и начала все с нуля, то сэкономила бы кучу времени и нервов.

    Что правда — то правда. Пришла к нам одна дама, главбух, в первую неделю полезла во все отчеты для акционеров, в результате до 2 недели до ОСА пришлось все переделывать — править. Даму уволили

    Ну вообще-то главбух должна была «полезть в отчеты» даже не в первую неделю, а в первый же день, а лучше даже до того, как принимать решение, идти на это место работать или нет.
    И еще… А вы уверены в том, что «ее уволили», а не она сама сбежала, увидев, в каком состоянии на Вашем предприятии бухгалтерский и особенно налоговый учет?)))

    а вот у меня сегодня выход на новое рабочее место.:-)) как ни странно — я совершенна спокойна. советы для новичка действительно неплохие.а вот по поводу наблюдения не совсем соглашусь. иногда еменно в первые рабочие дни ждут инициативы.

    А у неня в понедельник начинается стажировка. Выбрали меня и еще одну девочку. Очень переживаю по этому поводу. В своих силах уверена…но все же вдруг выбирут не меня. Прочитала ваши советы…очень очень ксати…

    завтра мой первый рабочий день…ничего серьезного-просто работа на лето,мне всего 16…страшно немного…как все боюсь накосячить в первый день..надеюсь все обойдеться 🙂
    просто главноая проблема,что меня устроили через знакомых в магазин -= продавцом,но там так выразиться продукция в которой я совсем не разбираюсь…это пугает….

    Статья, по-моему, очень емкая, лаконичная и, действительно, нужная!! У меня через 4 дня первый рабочий день. Перед этим 9 месяцев я не могла работать (по физическим причинам)… Поэтому волнуюсь, будто впервые вообще иду работать, будто нет моего 4-х летнего успешного опыта….

    спасибо за статью…теперь не так страшно)

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru