Миф о профессиональном росте


Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей
(часть 21).

Начало здесь


Каждый более-менее удачливый или мнящий себя таковым профессионал рано или поздно начинает чувствовать некий почти неощутимый зуд. Этот зуд мучает его, слегка осложняя ему работу, которая становится уже скучной и обыденной. Эти мучения иногда бывают слабыми, похожими на тонкую рябь на спокойной воде, а бывают сильными, как приливная волна, которая проходит, обнажая наши комплексы
Отчего же мы бываем недовольны существующим положением вещей?
Ну, для начала, как всегда, пример…
Оксане было 28 лет. Последние пять лет она оттрубила простым бухгалтером в крупной фирме. Фактически, она давно исполняла обязанности заместителя главного бухгалтера, которая уже вот три года сидела в отпуске по уходу за ребенком. Главный бухгалтер не желала повышать Оксану даже на время отпуска старой сотрудницы. Оксана поняла, что просто теряет время…
Во-первых, мысль о том, что пора бы карьерно подрасти, чаще всего посещает, когда ты фактически уже «подросла», а документативно – еще нет. Обидно и досадно. Но, даже если твою просьбу удовлетворили, тебя могут ожидать несколько неожиданных подводных камней.


Камень Первый. Карьерный рост – это не всегда денежная прибавка.
Да. Если тебя из секретаря вдруг делают старшим секретарем, а из бухгалтера – заместителем главного бухгалтера, тебе могут не прибавить заработную плату. Фактически, твои обязанности останутся прежними, или видоизменятся, но их не станет больше. Поэтому и денег тебе больше не дадут. Однако, в резюме этот момент весьма и весьма существенен.
Любой карьерный рост внутри компании означает, что ты перспективный и развивающийся кадр. Скажу больше – лично я готова закрыть глаза на «резанный опыт», когда ты меняла дважды за последний год работу, если хотя бы на одном из этих мест у тебя наблюдался «карьерный рост». Моя логика в данном случае проста – ты активно развиваешься и всеми силами стремишься стать «кем-то». Естественно, на этом пути у тебя могут возникать препятствия в виде неверной постановки целей и неверного выбора работодателя. По факту, получается, что ты сделала все, что от тебя зависит, и начальство даже это оценило, но вот незадача – что-то в последний момент не сложилось.
Поэтому рекомендую «ловить на крючок» повышения тебя в должности без изменения оклада – у многих работодателей проблема «повышения» сотрудника – это прежде всего проблема денежная. Таким образом Камень Первый превращается в большое для тебя преимущество.


Камень Второй. Карьерный рост – это не всегда повышение в должности.
Если ты пришла в фирму «Рога и копыта инкорпорейтед» секретарем на триста долларов, которые через год превратились в пятьсот – это тоже своеобразный карьерный рост. Но проблема состоит в том, что мы, твои потенциальные работодатели, не верим во всякие такие случаи без документарного подтверждения. Если в случае карьерного роста без повышения заработной платы ты сможешь предъявить трудовую книжку с записью, то в случае повышения просто оклада никаких документов, это подтверждающих, у тебя не будет.
Есть выход и из этой ситуации – рекомендательное письмо, где будет указано, что такому хорошему сотруднику, как ты, «неоднократно повышали заработную плату», но наличие такого документа далеко не всех потенциальных работодателей убедит. Прежде всего потому, что рост заработной платы – это не всегда рост должностных обязанностей. Как ни печально, очень часто при приеме сотрудника заработная плата просто «занижается» по сравнению с рыночной, и сотруднику приходится потом «выплакивать» себе то, что вроде бы положено ему по Великому Закону Конкуренции.
Иногда «выплакивают» себе заработную плату и сверх того, что положено по рынку. Поэтому, если тебе заслуженно повысили зарплату, проси изменить название должности. Скажем, «секретаря» на «ответственного секретаря» или «помощника».


Камень Третий. В некоторых компаниях не бывает карьерного роста.
Да-да! Есть такие компании, которые принципиально не подходят для карьериста. Это – семейные компании, очень маленькие компании, очень большие компании с сильной управленческой вертикалью, государственные конгломераты, многие западные компании, многие бюджетные организации.
Звучит, согласитесь, невероятно. Как это в крупном концерне, таком, как РАО «ЕЭС» или ОАО «РЖД» не найдется руководящей позиции для карьериста?
Найдется. И их будет много. Но очень скоро ты поймешь, что почти всегда эти позиции занимают какие-то другие люди. А ты, умная, красивая и карьерная, остаешься «девочкой на побегушках».
Но оставим вечную дилемму о том, как и почему это происходит. Не надо забивать себе голову рассуждениями о том, что это чисто российская специфика. Разочарую. Это происходит во всем мире. Так что оставим пустые рассуждения и обратим свой взор на нечто более полезное.
Вернемся к ранее упомянутым конгломератам. Для карьеры эти компании хороши сами по себе, исключительно своими названиями. Как правило, работать в таким фирмах надо либо в начале карьеры, либо в ее «венце» (не путать с концом!). Как правило, на среднем этапе карьеры формулировки в трудовой книжке будут столь странными и усредненными, что никому из кадровиков не под силу понять, что именно ты в такой компании  делала. Скорее всего, в начале карьеры ты будешь «специалистом отдела Х управления Y, департамента Z». В начале карьеры это ничего не значит. Но в середине ее, годкам этак к тридцати пяти, после лет пяти работы в конгломерате, человек на такой должности – это несколько странный, плавный и замедленный индивид, заточенный под узкую специфику. К примеру, я видела юристов-выходцев из крупнейших нефтяных концернов, которые ничего не умели делать, кроме как инспектировать договора поставки. Или бухгалтеров, которые только начисляли зарплату. Даже то, что ты получила прекрасное образование – а у людей в таких фирмах оно, как правило, не просто хорошее, а прекрасное – ничего не значит. Спустя пяток лет работы в такой компании диплом можно спускать в унитаз. В смысле, как документ, подтверждающий твои знания в какой-то области.
Очень многие сотрудники среднего возраста, покинувшие такие компании в ситуации сокращений-реорганизаций, не могут потом адаптироваться к условиям работы в других компаниях. Будь осторожнее!


Камень Четвертый. У тебя всегда будут противники.
Даже если ты никому не мешаешь своей тихой работой и, в принципе, всем без разницы, бухгалтер ты или заместитель главного бухгалтера (все равно никто кроме тебя в организации бухгалтером не работает), то обязательно найдется кто-либо, у кого есть свои соображения на этот счет.
Очень часто карьерный рост становится причиной моббинга (см. Миф о моббинге). Тебе надо свыкнуться с мыслью, что твои активные попытки сделать карьеру могут раздражать кого-то из твоих коллег. Они могут раздражать твое начальство, и что более ужасно, твоих родных.
У любого из нас полным-полно комплексов, которые расцветают наиболее пышным цветом на ниве успехов других людей. Более молодых и красивых женщин, чужих мужей, лучших школьных подруг и даже – о, ужас! – наших детей. Одна моя знакомая до сих пор воюет с собственным отцом, который считает ее ничтожеством и бездарностью. Ни один ее карьерный успех не воспринимается всерьез, все обругивается. Появляются домыслы, уничижительные высказывания, а то и просто оскорбления. Ты готова к таким неожиданностям?
Не находя поддержки и одобрения у самых близких людей, ты можешь запутаться и выпустить цель из поля зрения, а это для карьериста равносильно смерти. Причем, засада может тебя подстерегать там, где ты ее не ожидаешь.
К примеру, неожиданным препятствием на твоем пути может оказаться твой муж или друг. У большинства мужчин комплекс «добытчика в семье» - думаю, ты об этом знаешь. Далеко не всем из них удается обратить его не на разрушение, а на созидание вашего финансового благополучия. Чаще всего борьба с комплексом в отдельно взятой семье сводится к подавлению карьерно-денежных амбиций жены. И перед тобой в который раз встает выбор…
Вообще, выбор придется делать постоянно. Выбор между тем, доделывать ли годовой отчет или идти с ребенком в зоопарк. Между тем, жарить ли мужу курочку с картошечкой или делать маникюр, потому как завтра –  подписание важного контракта, а твои обгрызенные на нервной почве ногти способны распугать всех деловых партнеров фирмы от Урала до Алжира. Между тем, покупать кружевное дезабилье или второй деловой костюм серого цвета, потому что первый невозможно носить ежедневно…
Поразительно, но иногда собственным противником можешь становиться ты сама.  Кто-то или что-то внутри тебя будет постоянно твердить, что ты неправильно расставляешь приоритеты, что ты зря тратишь время, что твоя жизнь – это сплошная работа без конца и края. Берегись таких мыслей.


Камень Пятый. Завтрак.
Не в смысле еды, конечно. А в смысле того «завтрака», которым тебя будут «кормить» в случае, когда ты хочешь повышения, а начальник не хочет. Или не может.
В моей практике был случай, когда одну милейшую даму кормили «завтраками» семь лет. За это время в отделе сменилось четыре начальника. Все они, как один, кормили «завтраками» симпатичную и исполнительную сотрудницу, но никто даже не предложил ей места заместителя. Думается, по разным причинам.
Рецепты «завтраков» могут быть следующими:
1. Начальник думает, что ты не подходишь для этой работы, но не хочет тебя обижать;
2. Начальник не хочет поднимать тебе зарплату;
3. У тебя есть более удачливый конкурент;
4. У тебя нет конкурентов, но есть заинтересованные стороны, неодобрения которых начальник опасается;
5. Ему не до твоих просьб и отдела вообще;.
6. Не ясна его собственная перспектива;
7. Не ясна перспектива компании вообще.
В первых двух случаях поможет откровенный разговор. Надеюсь, как карьерист, ты примешь правильное решение, и пожертвуешь деньгами во имя должности. В случае чего потом поменяешь работу.
В случае номер три твои потуги убедить начальника бесполезны – следует задуматься о причинах повышения другого сотрудника. Но думать надо объективно, без привязки к собственным эмоциям. Если место «зарезервировано» для влиятельного знакомого, друга, свата или брата – тут ничего не сделаешь, придется поискать себе другое. А если причина в твоем профессионализме – что ж, работай над собой.
В случае номер четыре можно говорить о начинающемся моббинге. Радуйся, что тебе удалось «отловить» ситуацию в ее самом зачатке.
В случаях с пятого по седьмой твои попытки будут бесплодными. Стоит подумать и решить, будешь ли ты подыскивать другое место или попробуешь переждать какое-то время, чтобы попробовать снова.


На самом деле карьерный рост – это целая цепь тщательно спланированных мероприятий и поступков. Поэтому рекомендую действовать так – раз уж пришла тебе в голову мысль, что надо бы карьерно подрасти, то советую составить четкий план действий.
Для этого надо прежде всего наметить цель. Скажем, как и кем ты себя видишь лет через пять. Одно условие – цель должна быть реальной. Бесполезно намечать становиться Президентом России или главой Центробанка – не выйдет, если ты уже не Советник Президента и не замглавы Центробанка. А вот, скажем, начальник отдела или владелец своей фирмы – цели подходящие.
Кроме названия должности, укажи оклад и дополнительную атрибутику (машину, профессиональные навыки, управленческие навыки и все остальное, что ты считаешь непременным атрибутом данной должности).
Далее следует составить два списка: в одном написать, что мешает тебе быть начальником или владельцем сейчас, а во втором – что нужно сделать, чтобы преодолеть препятствия.
Теперь берем календарь и делаем график мероприятий.
Держи все указанные записи на видном месте и периодически их пополняй. Записывай все свои ошибки и просчеты – это твой интимный дневник, про который никто и не вспомнит, когда станут видны и ощутимы твои победы.
Кроме тебя, конечно. Я надеюсь, что на основании этого дневника ты когда-нибудь, будучи стильной шестидесятилетней женщиной, напишешь мемуары, который назовешь «История моего успеха» или «Путь жизни», или как-то еще, как принято называть истории успешных и замечательных людей. Надеюсь, и моя книга будет стоять рядом с твоей.
Это и станет апофеозом карьеры.
Ибо она никогда не кончается.


Продолжение

поделиться
Ирина Угрюмова
12.08.2005

    Спасибо, Ирина!
    Читаю с самого первого выпуска, очень интересно и у реально помогло в карьере. Всегда жду новых статей с нетерпением.

    Когда открывала данную статью, почти точно занала, что речь пойдет о бухгалтерах, статья любопытная, но думаю что не все аспекты в ней затрунуты. Есть масса других вещей ради которых люди стараются в «карьерном росте»

    Распечатала все статьи. Ничего более интересного и практичного по этой теме не читала.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru