Настройтесь на домашний лад
Усталость, проблемы, неприятности – все это не стоит тащить с работы домой. Дайте отдохнуть себе и своим близким.
«Я люблю свою работу, – говорит Мила Н., детский врач-психолог. – В течение дня я не чувствую усталости, она наваливается позже, уже дома. И это даже не столько физическая усталость, сколько эмоциональная: очень непросто начать слушать своих собственных детей – их у меня трое, весь день занимаясь проблемами чужих".
Причина, по которой работающая женщина испытывает перегрузки на службе, может быть разной – сам характер работы, напряженный график, непростые отношения между сотрудниками. Что бы там ни было, но результаты последних социологических опросов таковы: около трех четвертей респонденток заявляют, что хотя бы раз в неделю приходят домой с работы в состоянии стресса, а около 40% жалуются, что напряженные ситуации там возникают почти каждый день.
Что же делать с этим "сором"? Не тащить его домой. Так уж повелось, что прежде всего женщина ответственна за климат в доме, за настроение всех членов семьи. А для них, увы, неважно, что происходило у вас на работе и какие проблемы вы там решали. И когда мама приходит с работы, ее не станут забрасывать вопросами, как прошел день. Вернее всего, дети заглянут к ней в сумку и будут крутиться под ногами в ожидании ужина. Значит, ей нужно быстро переключиться и настроиться на нужную волну. Кстати, и в своих собственных интересах тоже.
"Имеет право у тихой речки отдохнуть"
Чаще всего у работающей семейной женщины не хватает времени на все дела, которые сваливаются ежедневно. Отсюда чувство вины за те минуты, которые она умудряется выкроить для себя. Скажите себе, что это время тоже идет на пользу семье. Отдохнувшая, красивая женщина принесет в дом больше радости и пользы, чем придавленная заботами, усталая мать и жена. Интересно, но очень многие называют эти минуты для себя ежедневным ритуалом. Пусть это и будет чем-то постоянным, священным и приятным для вас. "Чтобы смыть с себя все накопившееся за день, я сразу ныряю в ванну, – делится уже знакомая нам Мила. – Только после этого я чувствую себя человеком и могу включаться в домашние дела. Муж и дети знают, что эти полчаса после работы – мое время".
Казалось бы, полчаса – это так мало и несерьезно. Конечно, идеально было бы тратить на себя больше времени. Но для многих женщин, "задействованных" на работе и дома, это практически нереально. Для них рекомендации: "Уединитесь с мужем на весь уикэнд," – выглядят смешно. А вот найти спасение в получасовом занятии аэробикой удается. Или, встав пораньше, посвятить себе целый час. Иногда этого утреннего заряда бодрости хватает на целый день.
Дом – не работа, работа – не дом
Смена деятельности – это уже своеобразный отдых, возможность расслабиться. Нередко нас выводит из себя именно необходимость заниматься дома тем же, чем мы только что были заняты на работе. Вы по долгу службы целый день слушаете других, учите или даете советы, координируете чьи-то действия или помогаете кому-то сделать выбор. А что вас ждет дома?
"Был у нас с мужем такой эпизод где-то в начале совместной жизни, – рассказывает 32-летняя Вера, диспетчер в таксомоторном предприятии, – я пришла домой с тяжелыми сумками, а муж встретил сообщением: "Представляешь, у нас сломалась машина!" И я не выдержала, бросила сумки с продуктами на пол: "Может быть, я еще и машину тебе должна ремонтировать?" Я ждала, что он просто возьмет у меня сумки из рук и найдет тапочки, а вместо этого он обрушил на меня свои "таксомоторные" проблемы".
Подобное недопонимание легко устраняется, если обсудить все с близкими людьми и найти общее решение. Муж моей приятельницы Марины как-то в шутку предложил ей, чтобы в те дни, когда она приходит с работы в состоянии "натянутой струны", с порога предупреждала домашних. Сначала Марина воспользовалась остроумным советом и как-то раз приколола себе на куртку значок старшего сына с "черепом и костями". Войдя домой, она молча постучала ноготком по устрашающему значку, и муж, забрав ребят в комнату, предупредил, чтобы маму не беспокоили, у нее сегодня был тяжелый день. А Марина включила любимую кассету и полчаса просто лежала и отдыхала. Теперь и значок уже не нужен: Маринины домочадцы дают ей какое-то время и возможность прийти в себя, перестроиться и не докучают вопросами и проблемами.
Особенно необходимо такое "переключение" тем, кто находится на руководящей работе и для кого стрессовые ситуации – обычное дело. Для такой дамы главное – научиться оставлять за порогом неприятности и настраиваться на положительную волну. По дороге домой можно внушать себе: "Я иду туда, где могу расслабиться, быть самой собой и наслаждаться общением с близкими людьми. Я не дам служебным проблемам испортить мою личную жизнь". При этом и дома стоит избегать раздражителей, способных выбить из колеи. Вместо того чтобы смотреть "Катастрофы недели", почитайте детям книжку или расскажите им что-нибудь о своем детстве.
Рассказать – и забыть
Если речь идет о неожиданных неприятностях, а не просто об обычной суматохе и усталости, то лучше всего поделиться с мужем. Моя сослуживица рассказывала, что, когда на ее предыдущей работе готовилось большое сокращение и в течение месяца никто не знал, что с кем будет, она спасалась лишь поддержкой в семье: такое подвешенное состояние невозможно переносить в одиночку. Однако стоит все-таки ограничивать время обсуждения служебных проблем.
Если вам повезло и на работе рядом есть подруга, то вы можете обсудить с ней создавшееся положение и прийти домой уже "налегке". Тем более что ей не придется объяснять все подробности. А в общем-то все психологи советуют, что лучше чувствует себя тот, кто умеет отключиться от мыслей о работе, выходя на улицу.
Осторожно, перегрузка!!!
Если вы "зашиваетесь" на службе, подумайте на досуге, отчего это происходит. Возможно, вы плохо организовали свое время или взвалили на себя слишком много. Постарайтесь изменить что-то в своем графике или объеме работ. Ведь страдаете от этого и вы, и ваша семья. Иногда утомляет даже не сама работа, а то, что ее сопровождает, например длинные концы от дома до офиса. Некоторым женщинам психологически тяжело осознавать, что они далеко "оторвались" от дома. Если это так, постарайтесь организовать свою жизнь как можно более рационально. Что касается такой привычки, как брать работу домой, то целесообразность этого определяется в каждом конкретном случае по-разному. Бывает, что этим женщина лишь повышает нагрузку и усталость. Например, когда она и так работает полную рабочую неделю и должна успевать делать все на службе, а не устраивать из дома офис. Если же у вас есть возможность уйти домой пораньше, то иногда удобно взять недоделанную работу с собой. Пусть вы и заняты, но вы дома и можете, к примеру, попутно накормить детей или помочь им сделать уроки.
Но порой никакая изобретательность не поможет разгрузить напряженный график или снять напряжение. Остановитесь и скажите себе: "Ничего страшного ни с моим здоровьем, ни с моими домашними не случилось. Это главное, а все остальное как-нибудь утрясется".
- Ирина Калмыкова
- 01.09.2006
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru