Почта, телефон, телеграф… Или как заполучить Дамоклов меч
Легенды и мифы древней Греции или Всемирный Заговор Работодателей
(часть 12).
Я никогда не бываю готова к их новому появлению. Они пугают меня больше приведений, больше чем змеи и почти так же сильно, как пауки. Но страх от пауков походит быстро и исчезает вместе с воплощением страха. Только если жить в террариуме с этими членистоногими, страх может стать почти вечным и превратиться в паранойю. Но я не живу в террариуме и пауков вижу редко, в основном, по телевизору. Но мои страхи перед НИМИ превращаются в паранойю только от воспоминания. Я почти маниакально боюсь, что мне в очередной раз ударит по голове очередная сплетня, и я, как всегда, не буду готова…
И чего только про меня не говорили. Во-первых, меня «переспали» практически со всеми «жеребцами» контор, которые встречались мне на моем пути. Хотя реальность состояла в том, что у меня не было ни одной половой связи на рабочем месте. Во-вторых, всем моим коллегам постоянно мерещились всякие «покровители» и «друзья», стоящие за моей спиной. Таких людей не было, но против этого слуха я не очень протестовала и опровергать его не спешила – так или иначе они защищали меня от последствий всех других слухов. В-третьих, из бухгалтерии периодически просачивалась информация о моем бюджете, зарплате и прочих денежных суммах, которые так или иначе имели ко мне отношение. Эта информация обсасывалась, передавалась из уст в уста, обретая катастрофические размеры и ужасные очертания. Иногда мне казалось, что проще ограбить Центробанк, чем выполнить бюджет собственного отдела. В-четвертых, постоянно обсуждался стиль моей одежды, нюансы моей прически, мой макияж, туфли и машина. А также муж, собака, ребенок и квартира. Ничего не ускользнуло от цепкого взгляда и чуткого уха сплетников.
Как правило, в организации есть целая групп людей, а часто и не одна, которая распространяет слухи и является как бы «телеграфным аппаратом» – бездушной машинкой для передачи информации. Наиболее часто информацию собирают и культивируют те, кто имеет к ней свободный, но случайный доступ, немного времени и желание поговорить.
Есть даже профессии, которые наиболее склонны к тому, чтобы стать этим самым «телеграфным аппаратом» – секретари, бухгалтера, сотрудники отдела кадров (простите, коллеги!), а также водители и, иногда, курьеры. Конечно, и представители других профессиональных сообществ носят по офису слухи не менее охотно, но, как правило, наибольшее количество информации для обсуждения сосредотачивается именно в руках вышеуказанных людей.
Это самая страшная, разрушительная и, зачастую, бессмысленная сила в организации. В ее ведение и поле зрения попадает все – от личной жизни сотрудников вне офиса до последних тенденций в управлении крупных корпораций. Зачастую, «корпоративный телеграф» обладает собственным интеллектом и интуицией, предсказывая события задолго до того, как они произойдут. В основном, это касается деловой сферы.
В голове среднестатистического человека центров возбуждения примерно в два раза больше, чем центров удовольствия, поэтому наиболее остро и ярко человек реагирует на поступающую ему отрицательную информацию. Отрицательная информация рождает ответную защитную реакцию и провоцирует размышления, которыми потом надо с кем-нибудь поделиться. Так возникают слухи.
Разумеется, вслед за возникновением слухов появлются люди, которые хотят воспользоваться этой разрушительной силой. Приручение этой силы сравнимо только что с обуздыванием торнадо – сам процесс опасен, непредсказуем и практически невозможен, зато результат сулит невиданные выгоды и преимущества.
Поэтому каждый более-менее значимый человек в организации мечтает о том, что слухи исправно заработают на него. Что «корпоративный телеграф» превратится в послушный и удобный инструмент по манипулированию коллегами и начальством…
Ах-ха, сча-а-з! Жизнь, она плотоядная, она ничего не дает без оплаты этого нервами, слезами, а то и кровью!
Для начала запомните, что желающих воспользоваться таким мощным инструментом и кроме вас навалом. Представьте себя некой страной третьего мира, которая мечтает завладеть ядерным оружием. Ей придется:
1. Собрать информацию о продавце;
2. Скрыть свои намерения;
3. Обойти множество конкурентов;
4. Предложить более интересные условия первоначальному обладателю;
5. Скрыть у себя наличие предмета;
6. В случае необходимости «отмазаться» от нападающих пацифистов;
7. Очень разумно и экономно использовать столь опасный и редкий ресурс.
Возьмите себе на вооружение эти принципы.
1. Собираем информацию
Обязательное подготовительное условие. И, если хотите, этап. Для того, чтобы осуществить этот этап в полной мере, необходимо прежде всего понять, КТО и КАК разносит по твоей организации сплетни. Как правило, это делают одни и те же люди. Открой уши всем, даже самым маленьким и глупым сплетням. Внимательно фиксируй их. Некоторые специалисты по карьерному и личностному росту даже советуют записывать не только сами сплетни, но и их результат. Твоя задача – выяснить, какие слухи и кого в организации «возбуждают».
В некоторых организациях лучше циркулируют слухи личного плана, в других – профессионального. Зависит это, как правило, от личности тех, кто слухи носит, и от корпоративных ценностей. Если в компании царит атмосфера трудоголизма и карьеризма, то вряд ли ее сотрудников заинтересую шашни Светы из бухгалтерии и Петра Владимировича из АХО. Зато слухи про "откаты", которые, возможно, получает Петр Владимирович с подрядчиков, покажутся наиболее важными.
Если же в данной ситуации и в данной организации обе эти новости совпадут, то «новость 1», как менее важная для данной организации, будет подтянута к «новости 2», как к более важной. В итоге мы получим весьма достоверно звучащую сплетню о том, что Петр Владимирович берет взятки и из-за своей жадности связался со Светой из бухгалтерии, которая теперь покрывает любовника-взяточника в финансовом плане.
Если же по результатам слуха случится внутрикорпоративное расследование (что бывает нередко), то «раскручивать» будут уже не только Петра Владимировича, но и Свету.
В случае, если в компании чрезвычайно популярно межличностное общение, сотрудники пьют друг с другом пиво после работы, поигрывают в боулинг, а чаепития затягиваются на часы, то на лицо перекос в другую «слуховую» сторону – межличностные отношения. Отношения Светы и Петра Владимировича в таком случае будут муссироваться в курилках совсем в другой тональности и совсем с другим уклоном – будут обсуждаться несчастные жены, дети и мужья, если таковые имеются, а так же перспективы незадачливых влюбленных.
2. Скрываем намерения
Пользоваться «корпоративным телеграфом» хотят многие. Некоторые проявляют это желание агрессивно и ярко, некоторые – скрыто и тихо. В первом случае это чревато скандалом и увольнением, во втором – репутацией «стукача» и полной потерей авторитета в коллективе.
Задача того, кто хочет поставить «корпоративный телеграф» себе на службу, состоит в том, чтобы спрятать свои намерения от окружающих. Для того, чтобы эффективно (и эффектно!) пользоваться «корпоративным телеграфом», вы должны иметь репутацию непогрешимого и сдержанного гуру общения. «Жена цезаря» должна быть вне всяких подозрений! Вам должны доверять.
Не участвуйте в обсуждениях в курилках, не поддерживайте стенания коллег на тему «ну какая же сволочь и некомпетентный карьерист этот Петр Владимирович!». Единственное, что вы можете сказать в случае, когда из вас прямо-таки тянут реакцию «да, он очень сложный человек!», это психологически нейтральная фраза, которая позволит вам проявить визуальную активность, сохранив свои эмоции глубоко внутри.
3. Обходим конкурентов
Один из важнейших этапов захвата «корпоративного телеграфа». Для того, чтобы овладеть каналом распространения сплетен, вы должны уметь вычислять не только тех, кто разносит по офису сплетни – это просто, но и тех, кто пользуется этим – то есть, пускает информацию в «телеграф» крупицу за крупицей, оставаясь вне подозрений. «Ищи того, кому преступление выгодно!» – даже если это кажется невероятным.
Иначе говоря, если произошел инцидент между отделом продаж и отделом закупок по поводу ценовой политики, а через два-три дня в бухгалтерии заговорили о превышениях и приписках на этапе проплаты закупщиками товаров, то вряд ли эти слухи выгодны бухгалтерии и ею создаются. Скорее всего, кто-то из отдела продаж «пустил» крупицу дискредитирующей конкурентов информации в «телеграф», и вы увидели на выходе качественное оружие конкурентной борьбы.
Главное в обхождении конкурентов – это превзойти их в скорости реагирования и интересе к «пускаемой» информации с учетом правила первого (см. Собираем информацию). Кроме того, самое большое доверие бывает к информации, которая была сообщена первой. Поэтому вы должны уметь быстро генерировать достоверные слухи с учетом интереса данной конкретной организации и правильно их преподносить.
4. Предлагаем более интересные условия первоначальному обладателю
Согласитесь, интереснее беседовать об интимной связи «начальник отдела - секретарь», чем о связи «курьер-секретарь». «Пуская» в «телеграф» малоинтересную информацию частыми порциями, вы уподобитесь самому «телеграфу» и деградируете до уровня тех, кого собрались использовать в своих целях. Исправить ситуацию в таком случае в этой организации уже скорее всего не получится, и вам придется применять свой опыт где-то в другом месте.
То, что вы сообщаете, должно быть неизменной редкой сенсацией, своего рода откровением, и, если уж не абсолютной истиной, то хотя бы близкой к тому. Пара сбывшихся прогнозов о повышении/понижении зарплаты, одно или два подтвердившихся увольнения – и готово! Неправда, что нет пророка в своем отечестве! Станьте им – и вы получите в свои руки знаменитый Дамоклов меч, который будет постоянно висеть над всеми вашими конкурентами по службе.
5. Скрываем у себя наличие предмета
Никто не бывает рад узнать, что им манипулируют. Никто не простит вам попытки опорочить его в глазах начальства. Если кто-то узнает о том, что вы манипулируете хоть кем-то – это будет поводом вас, как минимум, сторониться. Конечно, велик соблазн сменить такое изящное оружие, как меч, на дубинку –грубоватую, но действенную, но тогда вы рискуете уподобиться неандертальцу, которого все будут бояться, но с которым уже никто и никогда не выпьет кофе и не выкурит сигаретку.
Если вы большой начальник, это уже не важно, но запомните – чем вы выше, тем больше вокруг вас свободного места и острее ваше одиночество. Не стоит попадать в ситуацию эмоционального вакуума заранее, иначе вас просто не хватит на все.
Никогда не принимайте участие в «развитии» слухов. Контролируйте обсуждения и дискуссии в своем присутствии железной рукой. Всегда помните правило второе – тщательно скрывайте свои намерения!
6. В случае необходимости надо «отмазаться» от нападающих на вас пацифистов
Случай «прокола» нельзя исключать никогда. Иногда неконтролируемая утечка информации происходит на самом высоком уровне – вы с удивлением можете узнать, что ваш генеральный директор тоже не дурак посплетничать, и с удовольствием доносит информацию, которая предназначалась только для его ушей, до того, кто был вашей мишенью.
В данном случае поможет только железная выдержка, абсолютно каменное лицо и «нежелание обсуждать подобные темы». Будьте выше сплетен. Всем своим видом показывайте, что все произошедшее – досадная ошибка, не имеющая к вам отношения.
И не допускайте таких проколов часто!
7. Очень разумно и экономно используйте столь опасный и редкий ресурс!
На самом деле грамотные манипуляции – это удел немногих. Надо иметь за плечами большой опыт проколов, ошибок, неправильно выбранных стратегий, огромное количество коллег, с которыми вы рассорились в пух и прах, целый сонм скандалов и недоброкачественных увольнений, прежде чем вы сможете более-менее точно чувствовать и прогнозировать тактику и стиль манипуляций, который подойдет в данной конкретной ситуации. Даже профессиональные психологи часто ошибаются в таких случаях. Поэтому я бы советовала применять манипулятивные способы воздействия на коллектив и начальство как можно реже – когда уже нет другого выхода или необходим взрывной результат. Меньше прецедентов применения – меньше ошибок.
Что же делать, если вы сами стали жертвой манипуляции коллег?
А это – тема следующей беседы.
- Ирина Угрюмова
- 27.05.2005
Оставьте свой отзыв
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
Супер!
Как всегда, смешно и интересно
Жду продолжения
Было интересно почитать.