Такие далекие друг от друга педагогика и психология!


Отзвенели последние выпускные в детском саду, родители мотались по Москве в поисках подходящей для меня формы и прилагающихся к ней фартуков. Родители умилялись, глядя на меня то в белом фартучке, то в черном. А я в соответствии с цветом фартуков меняла выражение лица. Я была четко уверена, что данный вид одежды символизирует рабский труд на виллах богатых американцев в качестве постоянно унижаемой горничной. А цвет фартуков означал: черный – повседневное рабство, белый – легкий труд по выходным. С тем и готовилась к 1 сентября.
Первые четыре года начальной школы пролетели так быстро, что ухом не моргнула. В это время я присматривалась и прислушивалась, смирно сидела за партой, получала пятерки и не нарушала школьной дисциплины. Учительница нас любила, особенно в первое время, когда общая масса первоклашек сидели и одинаково хлопали глазами. А вот когда пришла пора хлопать еще и мозгами, любовь к детям стала распределяться неравномерно. И вот тут я впервые заметила какую-то несостыковку, даже больше – несправедливость! Одаренных детей игнорировали, зубрил продвигали: им ставили, не глядя пятерки по всем предметам! Еще снисходительно относились к категории тихих троечников, которые особо не напрягались в учебе и вели себя тихо и меланхолично.
Пока я училась в начальной и средней школе, все было отлично и без претензий ко мне со стороны последователей Макаренко, Белинского, Крупской и иже с ними. Пока прогуливать не начала и не схлопотала в 8 классе свою первую тройку. Одна учительница, неплохой педагог и никакой психолог (естественно, в ее-то годы да в 87-м году она и слово-то это произносила с трудом), строго делила детей на хороших или плохих исключительно по их дисциплине, умению смотреть в рот с выпадающей невовремя челюстью и героически не реагировать на стойкий запах мочи при ее кардинально близком приближении к парте. О том, что существуют кризисы развития, ей было невдомек наравне с тем, что секса в нашей стране в помине нет, особенно среди людей ее возраста. Так вот, была я у нее в любимчиках, так как сидела тихо, говорила мало, у доски отвечала четко. А когда прогулял пару первых ее уроков по алгебре и геометрии, я стала не такой безоблачно идеальной и была тут же переведена в разряд никчемных ученичков. Она стала мстить мне, а я, в силу своего подросткового кризиса, ей. Естественно, ей и в голову не пришло, что у подростков бывают кризисы и она решила унизить меня с помощью оценок. Спасибо родителям, которые меня никогда за них не ругали. Конечно, я все помню: и как было обидно и горько с отличницы стать троечницей по алгебре, а самое главное – она сумела мне внушить мысль, что математика для меня закрыта навсегда и я так и буду по этому предмету дуб дубом. Я поверила, но хвала Богу, ненадолго, с успехом получив по высшей математике уже в ВУЗе отлично. И как наш математик мне сказал: «Девушка, вам бы не психологией, а математикой заняться». Хорошо, что память у меня хорошая… Потому что…
Когда я выросла и стала психологом, а потом отправила свою дочь в школу, я опять наткнулась, как на забытое в степях вологодщины немецкое минное поле, на все эти несостыковки, которые никуда не делись за все время существования школьной системы.
Вопрос уже стоял остро – с одной стороны, учителя казались более подкованными в детской психологии и необходимости применения и внедрения психологических знаний в педагогический процесс, а с другой, наша педагогическая система оказалась твердой и непоколебимой, как монолит.
Данная педагогическая действительность подразумевает, что родители должны корпеть над уроками вместе со своим ребенком и вести строгий контроль, чтобы ребенок хорошо учился. У меня остро встал вопрос - а кому надо, чтобы ребенок хорошо учился и насколько верны педагогические критерии оценки, и кто вообще их изобрел, а, главное, с какой целью?
Когда учитель с укоризной показывала мне дневник с первыми тройками моего ребенка, когда я первый раз испытала всю боль и истерику собственного ребенка от полученных троек, я поняла, что надо что-то делать. И сделала. Я просто перестала ругать за тройки и сетовать на некоторую безмозглость. На оценки ради психики ребенка пришлось наплевать, так как:
 - оценка уравнивает всех и разделяет грубо детей на 5 групп, а это психологически неправильно, поэтому система оценок должна быть более гибкой;
 - как правило, с оценкой связывают общий уровень развития ребенка; протестировав свою дочь и узнав, что с интеллектом все на самом высоком уровне, я поняла, что существуют дети, которых нельзя оценить однозначно, а в школе именно такая – однозначная оценка;
 - в школе благодаря оценке на ребенка навешивают ярлык, типа троечник – так, посредственная личность, а я не раз консультировала одаренных детей, имеющих трояки по многим предметам;
 - оценка напрямую связана с самооценкой ребенка: у отличников часто она завышена и впоследствии они имеют проблемы в ВУЗе и в общении с другими людьми.
Итак, моя цель обучения - чтобы ребенок был обучаем, умел оперировать информацией по своему усмотрению и не испытывал чувства вины за полученные оценки… нет, даже больше – не ориентировался на оценки, а делал упор на свои ошибки, их видение и вычленение и работу над оными.
Я понимаю, что в одиночку бороться с системой бесполезно, поэтому и не приживаются в школе психологи. Все твердят, что нужен школьный психолог, но он там теряется и выполняет нелепую и ненужную работу, потому что устои педагогики, далекой от психологических вещей, непоколебимы
К сожалению, пока эту классно - урочную систему и стабильную систему оценок нам не сломать очень долго, поэтому так и будем иметь в конце каждого года новых невротиков. поделиться
Светлана Сушинских
28.04.2006

    Господи, как же все верно! Сына моего, который англ. стал изучать только с 4-го класса (и догнал одноклассников за год, а они с 1-го класса учат), в конце концов превратили в неврастеника, в школу под прицелом теперь….ужас…

    Очень хорошая статья, побольше бы таких тем. Ведь действительно это настоящая проблема нашей страны и нашего образования. Я тоже совсем недавно сталкивалась с такими проблемами в школе (буквально 3 года назад), и сейчас мой младший брат проходит подобные «круги ада». Я считаю, данные темы нужно чаще выставлять на обсуждение.
    С уважением Анна.

    Автор не очень понимает о чём говорит.

    Школьная оценка по предмету не оценивает ни ребёнка, ни его интеллект. А оценивает степень усвоенности конкретного материала. Не менее, и не более.
    Ярлыки и личностные оценки- это уже проекции невротизированных мам, обиженных на своих школьных учительниц.
    Если человечек получил, например, за контрольную по математике тройку, это значит что он большинство задач (70%) решил правильно, а в меньшинстве допустил ошибки. И боле ничего.

    И да, школa исходит из постулата, что все дети посещающие общеобразовательную школу равны и обучаемы, а вот с данным конкретным материалом справляются по-разному. Для детей «менее равных», гибкости ради, предусмотренны особые школы, где с пониманием относятся к их трудностям с обучением.

    «- оценка напрямую связана с самооценкой ребенка: у отличников часто она завышена и впоследствии они имеют проблемы в ВУЗе и в общении с другими людьми.»

    я бы так не тревожилась за судьбу отличников в ВУЗе, право 🙂

    Ingeborga, а вы, наверное, та самая учительница)))

    Ирина, а вот и фигушки. Просто мои родители относились к моим оценкам здраво, а не болезненно. Схлопотала трояк- значит допустила конкретные ошибки,которые ниужно исправить, а не дурёха, и не плохая ленивая девочка. Как видите, вовсе необязательно сражаться с СИСТЕМОЙ, дабы достичь адекватности.:)

    Автору не приходило в голову, что оценки ставяться за выполненную работу, а не за потенциальные знания и способности?
    Да, в школе много способных детей, а так же много ленивых и тех, кто в кризисе. надо им всем за красивые глазки оценки ставить? Почему учительница должна была к вам относиться с пониманием- вы к ней так относились? вы поинтересовались, сколько раз ей влетело от директора за прогульщиков и пониженную успеваемость?

    «…в степях вологодщины немецкое минное поле…»
    и не стыдно образованному человеку писать такой бред??? на вологодчине никогда ни степей, ни немецких минных полей не было. тут вам по истории, по русскому языку и по географии не то что трояк, а и двойку ставить-много…

    Ух ты, какая дискуссия! Всем спасибо за отзывы. Хотелось бы все-таки услышать более конкректную критику, а не критиканство.))

    Кстати, с удовольствием отвечу на все письма с вопросами и возмущениями, а также конструктивной критикой в личной переписке. Мне очень интересно не только ваше личное мнение по данному вопросу, но и обоснованное рассуждение о психологических основах современной педагогики и истории нашей системы оценок.
    Мнения учителей с большим стажем особо не интересуют, уж извините. Очень хотелось бы услышать мнения мам, дети которых учатся классе в 6-7, а особенно тех, кто выпускает сейчас своих чад.
    Согласна, что статья слишком популяризирована и содержит лишь некоторые моменты моих личных рассуждений, но Яблоко — не место для научных и даже околонаучных дискуссий. Поэтому милости прошу в личку! А там заодно и о минном поле поговорим…..в степях))))))

    «Мнения учителей с большим стажем особо не интересуют, уж извините.»

    Ну что ж Вы так лезете в бутылку, уважаемая авторесса? И так психологически неграмотно подставляетесь? 🙂 :

    Яблоко- отнюдь не Ваш личный сайт, где Вы решаете,чьи мнения Вам интересны, а чьи нет. Уж позвольте читающей публике высказаться.

    Если это смягчит мою участь- я ни в коей мере не педагог. Честное слово. Правда, имею диплом с отличием и учёную степень. Есть такой грех. Может статься, что моё мнение по системе отечественного образования не менее ценно, чем Вашe 🙂

    Мнение мам всегда одно: во всем виновата система, моя дочь/сын так талантлива, что учителя просто не понимают всей глубины ее души.
    Это самое большое заблуждение родителей.
    Если вы не хотите истерик, волнений вашего драгоценного чада, не ругайте его. Ему не надо волноваться. ОН привыкнет, что за плохие оценки не ругают. И однажды вылетит из ВУЗа, или даже не поступит в него. Но вашему ребенку нельзя волноваться, поэтому просто купите ему диплом.

    Большинство училось еще в совестких школах. Что? Советская школа не дала вам шанса? Плохо учила? Оценивала нечестно? Из-за этого вы не смогли стать личностью? Ничего подобного! Школа большинству дала много ценного. А школа была ведь еще строже.

    Я с автором полностью согласна. Помню я и «медалистов» которые потом ни куда потом поступить не смогли…и «трешников», которые в люди выбились. И речь-то не о системе образования, а о человеческом отношении и понимании. Все детки очень разные, к каждому подход нужен. И меня удивляют некоторые весьма агрессивные комментарии… Видимо кому-то на «Больную мозоль наступили».
    …А ещё бывают «подводные лодки в степях Украины» 🙂

    Я считаю, что учителей старой закалки необходимо ознакомить с элементарными правилами психологии. У меня был личный пример: придя на родительское собрание, родители должны были ознакомиться со степенями знаний своих детей. Учитель проводила проверку знаний таблицы умножения игря с детьми в мяч: кидая мяч называла пример, а ребенок должен был вернуть тут же мяч, назвав ответ. Так вот мой ребенок (отлично зная таблицу умножения, при этом будучи у учителя троечником) отвечал ЧЕТКО, БЫСТРО, ПРАВИЛЬНО, а учительница не унималась и хотела «завалить» второклассника при родителях, но у нее неичего не получилось поскольку другие родители стали провозглашать — «молодец». По результатам ответов моего ребенка она сказала: «Ну чтож, неплохо…» (все знаю что приставка «не» человеческим сознанием отбрасывается и остается «плохо»).Хотя должна была сказать: «ОТЛИЧНО!»

    у меня трое детей. и мнение таково, что требовать с ребенка надо. Не требуя сейчас, учитывая то, что осталось от нашей школы, трудно предположить что с ребенком будет дальше….уровень образования упал, учителя не оставляют, как раньше, исправлять оценки после уроков, а уж тем более объяснять что-либо — рыночная экономика.
    если уж совсем трудно ребенку, отдайте в альтернативную школу, к примеру, в Вальфдорскую или по системе Монтессори — там кардинально другой подход. ребенок будет развиваться духовно, но учтите, что в старших классах всё равно придется перейти на привычное образование, одной духовностью ту же математику не усвоишь, тм мало понимать, надо знать.

    Пожайлусто, ситуация.
    У ребёнка «2» за изложение (3 клас). Очень сторался (память хорошая, но тип психики подвижный -эмоциональный. Написал-перечеркнул, опять написал. В прочем неразбериха, если взглянуть. Подпись под изложением: » Не смогла прочитать.» Ну и 2 в дневнике!
    А мне сына вопрос задаёт 🙁 при переписывание дома)
    А как же Н.В.ошибки нашла, если она прочитать не смогла? И с недоумением, а с сорказмом ( при том, что он её любит)?
    Вот вам и психология…
    И переписал он это изложение со своего текста — слово в слово с первоначальным текстом!

    На мой взгляд надо просто почаще проводить учителям курсы повышения квалификации. Когда я, к примеру, училась в школе, у нас многие учителя решали ещё с 5-го класса какая у кого оценка будет. И я училась, не задумываясь, зная что я хоть на 2, хоть на 5 напишу, всё равно 4 будет. А у подруги вообще по алгебре всегда была 3 с 3-мя минусями была, хотя иногда она работы лучше меня писала (у меня за все работы 4 было). Ну а сейчас я решила сама в педагоги податься и сломать такие системы оценок.

    Интересная точка зрения, многое правда и с чувством юмора)

    Есть над чем задуматься..а мне скоро вести ребенка в первый класс. Вспоминаю свое детство — все очень похоже. Надеюсь, сейчас в школах более прогрессивный подход.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru