Счастье - есть!


Все мы помним историю про обезьяну, которая в начале времен слезла с дерева и, взяв в руки палку, через некоторое время превратилась в человека. Но вот движущая сила этого исторического акта всегда указывалась неверно. Сами посудите, какая нормальная обезьяна покинет свое удобное дерево ради сомнительной цели "потрудиться"? Единственной силой, сподвигшей ее на путь эволюции, могла быть тяга к еде. Именно тяга, а не голод. Ведь ели же что-то ее сородичи, сидя на деревьях! Но наша обезьяна была гурманкой. Ей захотелось чего-нибудь новенького... Так что именно Еда - главный двигатель прогресса.



Первое блюдо



В давние времена, когда человечество еще не ввязывалось ни в какие истории, оно активно ело. Об этом свидетельствуют всякие доисторические объедки, найденные в местах питания наших предков. Наскальные изображения, по-видимому, исполняли роль своеобразных меню, то есть некий прародитель, уходя на охоту, рисовал на видном месте мамонта, и его соплеменники заранее начинали готовиться к банкету. Если охотник возвращался ни с чем, в меню вносились коррективы - мамонта зачеркивали, а рядом рисовали фигуру человека. Когда в округе кончались мамонты или на стенах не оставалось места, племя куда-нибудь перекочевывало.

Когда первобытное общество разделилось на сытых и голодных, возникло государство. Таким образом, эволюция в области принятия пищи повлекла за собой развитие общественного строя...



Основа государства и права



Отношение к этому важнейшему рычагу прогресса среди властей предержащих, как правило, было недостаточно серьезным, если не сказать наплевательским. Одним из немногих политических лидеров, понимавших истинное значение Еды, был спартанский законодатель Ликург. Осмотрев Древнюю Грецию, Ликург с неудовольствием заметил, что каждый древний грек норовит кушать обособленно от государства, отчего возникает брожение умов, искусства, философские школы, роскошь и переедание. Дабы спартанцы имели здоровое тело и соответствующий дух, он разработал единое меню для всех свободных граждан мужского пола и обязал их питаться совместно в особо отведенных местах. К тому же он отменил всякую одежду, чтобы появившийся жирок явственнее изобличал скрытого чревоугодника. В истории Ликург остался как основатель системы общепита. Но, по-видимому, официально утвержденный рацион ему самому пришелся не по вкусу - и он предпочел заморить себя голодом.



Хороший рыцарь - сытый рыцарь



Знаменитый Круглый Стол короля Артура, откуда есть пошло европейское рыцарство, был, по сути, столом обеденным. Присутствующие, благодаря форме стола, имели равные шансы дотянуться до любимого кушанья. "Кто смел, тот и съел", - любили говорить артуровские рыцари. Кстати, постоянный объект их поисков, Святой Грааль, тоже был всего-навсего элементом сервировки.



Сильнее всех иных желаний



Живший позднее английский король Генрих VIII всему прочему предпочитал два занятия - есть и жениться. Еде, правда, он отдавал явное предпочтение, так что под конец жизни не смог самостоятельно передвигаться и был вынужден обедать в собственной постели, уже не отвлекаясь на женитьбы. Он, можно сказать, сделал свой выбор.



Еда в России больше, чем еда



В России трапезы государственных лидеров нередко приводили к заметным историческим последствиям. Как-то раз, в 1147 году московский князь Юрий Долгорукий велел приготовить себе покушать. Повара потрудились на славу, и обед получился столь замечательным, что князю срочно пришлось вызывать к столу брата. Наверное, именно за столом братьям пришла в голову шикарная идея - основать на том месте, где они трапезничали, будущую российскую столицу.



Если гости засиделись...



Русские, да и не только русские, цари умели совмещать приятное с полезным. Иван Грозный, например, очень любил устраивать обильные пиры для нелюбимых бояр. Отравив пару-тройку особо прожорливых гостей, он успевал сбегать в пыточный застенок и, отведя там душу, возвращался к столу как раз к горячему.

Вообще, отравление сотрапезников - традиция древняя. К примеру, Медичи и Борджиа прославились тем, что делали ее семейной, руководствуясь принципом: "Нам больше достанется".



"Когда низы не едят - верхи не могут"



К сожалению, главы государства и церкви часто оставляли без внимания желудки своих подданных. В результате происходили революции, после которых наступал абсолютный голод. Основываясь на историческом опыте, можно смело утверждать, что пища и революция - две вещи несовместные.

Великая Французская революция началась с того, что народу не хватило хлеба "Почему же они не едят пирожные?" - воскликнула удивленная королева. Но было уже поздно. Народ не стал есть пирожные, а устроил переворот, после чего хлеба в стране не прибавилось, а вот пирожные исчезли надолго.



Общество "чистых тарелок"



Вообще, пища - самая контрреволюционная штука. Во время Великой Октябрьской, как известно, в Москве и Питере был голод. Для прокорма рабочих масс были созданы продотряды, призванные изымать у несознательного крестьянства излишки продовольствия. Результат таких, казалось бы, разумных действий оказался неожиданным - к голодающим рабочим присоединились крестьяне. Произошел редчайший физический феномен: в одном месте отнялось, но в другом отнюдь не прибавилось.



Жить стало лучше, есть стало тяжелее



Горбачевская перестройка тоже, в сущности, была революцией, но мягкой. В области трапезничанья она подарила советскому народу антиалкогольные свадьбы. От алкогольных такие бракосочетания отличались тем, что горячительные напитки содержались в самоварах и разливались в чайные чашки. Начало девяностых годов ознаменовалось введением в Москве талонной системы - на сахар, водку и табак. Почему именно эти продукты оказались столь дефицитными - история умалчивает. Возможно, при крутом повороте к капитализму они просто случайно вывалились за борт. Во всяком случае, это был последний привет уходящей эпохи дефицита. Вскоре на прилавках советских магазинов появились ананасы, рябчики, а на улицах все чаще стали встречаться люди буржуйского вида, для приличия названные "новыми русскими".

Традиционной для рядового россиянина остается трапеза семейная. Помимо теплой атмосферы ее отличительной особенностью является большое количество выпивки и закуски. Из дружного коллектива питающегося человечества выпадают фотомодели, наркоманы и сектанты. Они пьют минеральную воду в надежде достичь нирваны или миллионных контрактов.



Еда от Бога



Непросто складывались отношения с пищей у духовной власти. Первым серьезным диетологом среди богов стал ветхозаветный бог Яхве. Он по несколько раз, зная легкомыслие своего подшефного народа, подробнейшим образом перечислил сколько копыт, плавников, чешуи и щупалец должно быть у пригодных к употреблению животных. Как смертный грех Он запретил иудеям "варить козленка в молоке матери его". Наверное, это единственная заповедь, которую ни разу не преступил Избранный народ за всю свою историю. Козлят варили исключительно в молоке, полученном от коров. Но Господь и дальше не оставлял рацион своих подопечных без внимания. Дабы опробовать свое новое изобретение - сухой сбалансированный корм, Он на сорок лет загнал евреев в пустыню, где нечего было есть, кроме экспериментального продукта, известного под названием "манна".

Сын Божий, Иисус, был неизмеримо более экономным кормильцем. Независимо от количества присутствующих, Он, как правило, обходился пятью хлебами и двумя рыбами. За время своего земного существования он дал только один пир, да и тот очень скромный, для узкого круга апостолов, известный нам как "Тайная Вечеря". Христово невнимание к пище дало повод Его последователям провозгласить особо угодным Богу людей худых, умертвивших свою плоть до состояния мощей. Объявление чревоугодия грехом сделало предосудительным питание вообще. Сами же клирики, руководствуясь народной мудростью "Не согрешишь - не покаешься", боролись с искушением пищей на территории противника.



Шампуры без шашлыка



Причудливыми гастрономическими пристрастиями отличаются фокусники. Оказавшись в центре внимания, они начинают глотать разнообразные предметы, не вызывающие у подавляющего большинства даже подобия аппетита. В ход идут шпаги, ножи, вилки, стеклянные стаканы, огонь и различные кислоты. Учитывая, что спят фокусники на гвоздях, а ходят только босиком по битому стеклу, удивляться их странным вкусам не приходится. Каждому, как говорится, свое.



Отвратительное рядом



Естественно, истории известны примеры, когда отдельные личности и даже целые народы извращали высокие идеалы принятия пищи и превращали процесс еды в нечто отвратительное. Древние татары имели неаппетитную традицию праздновать свои боевые победы на деревянных настилах. Под них ровным слоем укладывались побежденные противники, а в качестве посуды использовались черепа ранее убитых врагов.

Когда-то Москва со страхом читала статьи о похождениях каннибала Джумангалиева; всем прочим блюдам он предпочитал манты из парного женского мяса. Как выяснилось позже, он считал себя прямым потомком Чингисхана, который под конец жизни начал активно употреблять в пищу девичью кровь, дабы превратиться в андрогена и получить бессмертие. Эксперимент ханского потомка был прерван правоохранительными органами в самом начале.



Шифрожрачка



Шпионы, как правило, питаются секретными документами и шифровками. Согласно должностной инструкции, при возникновении малейшей опасности, шпион обязан съесть всю имеющуюся при нем документацию. Так что жизнь шпиона "и опасна, и трудна", а вовсе не сытна.



Так поедим!



Извращения, сопутствующие, увы, всем видам человеческой деятельности, не должны заслонить светлого идеала, к коему стремились миллионы наших предков. Они не отступали ни перед чем, чтобы насытиться, и многие из них не дожили до этого момента, пав в борьбе за пищу с себе подобными. Мы с вами - дети победителей, об этом говорит любовь к еде, пылающая в наших сердцах. Так пойдемте же на кухни, откроем холодильники и подчинимся властному зову предков! Люди, будьте упитанны, приятного вам аппетита.





Надежда Воробьева поделиться
12.10.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru