История жизни


На лице - вся история человека, только не все умеют ее читать.

Полгода назад я была вполне симпатичным созданием с сияющей улыбкой. Пять веков прошло с тех пор. Недавно в магазине ко мне обратились - "женщина". Впервые. Ужасно.
Жизнь стала похожа на дешевую мыльную оперу. Сценарий следующий.
Утро. Я варю кофе. Он спросонья улыбается. Мы вместе идем на работу. Жизнь налаживается.
День. На работу Ему звонит некая барышня. Он жарко что-то шепчет в трубку.
Потом говорит: "Я должен проводить Вику". С перекошенным от ярости лицом и плотно сжатыми губами я отправляю ей на пейджер какую-нибудь злобную анонимку. Мне легче.
Полночь. На пороге появляется Он. "Не злись, мы с ней просто друзья!" Я иду солить слезами подушку. До трех ночи мы ведем садомазохистские беседы. Мир восстановлен.
С утра - круги под глазами, уголки губ опущены вниз. Начинается день - сценарий все тот же.
Близкие люди спрашивают с участием: "Ты что, заболела?" - "Нет, - отвечаю я. - Сезонный сплин". Я ничего ему не скажу. Я сама справлюсь.
На работе, случайно бросив взгляд на зеркальную поверхность шкафа, вдруг увидела отталкивающую физиономию с противной складкой на переносице. О, Боже! Невозможно поверить, еще полгода назад меня называли очаровательной. Неужели мой внутренний хаос действительно выходит наружу? Надо что-то делать. Просто выставить его чемоданы на лестницу и никогда его не видеть? Допустим, это я смогу. Но что делать с лицом? Я час гримасничала перед зеркалом, но счастливого выражения добиться не удавалось. Лицо оставалось насупленным. Такой я больше не понравлюсь никому. Никогда.
Я вспомнила восклицание Дориана Грея: "Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод... Ах, если бы все было наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым!" Я, конечно, знала, как нехорошо закончилась эта история, но все-таки очень хотела, что кто-нибудь написал мой портрет. И чтобы на нем отпечатывались следы страстей и стрессов, а мое лицо оставалось бы юным и чистым.
Я пожаловалась подруге-косметологу. Чтобы не было морщин, надо следить за мимикой, сказала она. Как можно меньше морщить лоб, поджимать губы, хмуря брови - и лицо дольше сохранит молодость. Я попыталась последовать этому совету, но скоро поняла: лицо стало более каменным. Какой-то вполне милый человек на улице вроде намеревался спросить у меня, который час, но потом аж отшатнулся. Тут я насторожилась всерьез.
Может, и правда, мне одной не справиться. Я позвонила Алле. Алла - не просто очень уважаемый психотерапевт. Она к тому еще и рыжая, милая, с веснушками, часто хохочет, никогда не одевается в черное и не любит слов "надо" и "плохо".
"Мне не нравится мое лицо, Алла. Я потеряла свое обаяние. Люди меня избегают. Скоро я буду вся в морщинах. Что мне делать, Алла?" - засыпала я ее по телефону торопливыми вопросами. Алла назначила мне встречу.
В ее кабинете было по-домашнему уютно: китайская роза, винтовая лестница на второй этаж. Хозяйка усадила меня на мягкий клетчатый диван и предложила кофе с печеньем.
Алла начала издалека. Косметолог была не права, советуя сдерживать мимику. И вот почему.
Во-первых, неподвижные лица - только у шизофреников и у людей, близких к состоянию депрессии. Поэтому очень странно выглядят те, кто сделал себе инъекцию ботокса, парализующую мышцы лица. Представляете, человек хочет поморщиться и не может!
Во-вторых, люди, которые живут насыщенной эмоциями жизнью, гораздо медленнее стареют. Лица актеров, которые пропускают через себя много чужих судеб, дольше сохраняются молодыми. Опустошенные же люди стареют быстрее, застывая в унылой или ожесточенной маске. Кстати, если на лице человека постоянно одно и то же выражение, это часто говорит о профессиональном опустошении.
В-третьих, отказываясь от мимики, мы отказываемся от своей уникальности: ведь работа тридцати пяти мимических мышц лица формирует его выражение. Поскольку лицо бессознательно реагирует на все движения души, а история жизни у каждого своя, то количество мимических портретов бесконечно. И такого лица, как у вас, больше ни у кого нет, закончила Алла.
Это любопытно - на лицах людей написана вся их история! Я вспомнила Анастасию Вертинскую, которая в одном из интервью сказала, что у нее нет неприятных морщин, потому что она никогда не ревновала, не интриговала и ни у кого не уводила мужчин. Я вспомнила также, как по пути к Алле разглядывала людей, и мне очень не понравилась одна женщина, почто уголки ее губ были уныло опущены, губы плотно сжаты. Потом сквозь автомобильное стекло я увидела привлекательное мужское лицо. Сеточка характерных морщин вокруг глаз наверняка говорила о том, что он часто смеется, но жесткая складка вокруг губ не давала предположить в нем добродушия. Своими наблюдениями я поделилась с Аллой.
Сначала она меня поддержала. "Конечно, человек ответственен за свою мимику. Если он хмурит брови, - Алла напрягла мышцу между бровями, и ее приняло угрожающе-насупленное выражение, - презрительно складывает губы, - Алла поджала губы и показалась мне скупой и стервозной, - то за это он расплачивается своим обаянием". Ее лицо расслабилось и снова стало приятным. А потом она отвергла мою красивую версию о том, что можно узнать все о жизни человека, просто понаблюдав за его лицом. Нельзя говорить - вот, мол, у вас морщины между бровями, значит, вы гордый. У вас морщины на верхней губе - вы несексуальны. Иногда на выражение лица влияют болезни или их неправильное лечение. Кроме того, мы перенимаем мимику окружающих: если радостный человек много времени проводит в компании угрюмых и напряженных людей, его лицо тоже становится более сосредоточенным.
Я спросила: "А почему люди теряют обаяние?" - "Я вам скажу одну важную вещь - надо научиться быть искренней с самой собой. Честно проживать свою эмоцию. Тогда лицо не будет застывать в неприятной для окружающих гримасе." Алла немного помолчала. "Анечка, а вы часто испытываете злость, ревность, гнев?" - спросила она вдруг. "Нет, я не ревнивая и в общем-то совсем не злая."
Тогда Алла рассказала мне такую историю: "Один человек считал, что он никогда не злится. На самом деле родственники и подчиненные не раз сильно раздражали его. Но он продолжал говорить себе: "Нет, я не злюсь, потому что я вообще никогда не злюсь". Он душил эмоцию злобы, а ей, этой эмоции, все равно нужен был выход. Непризнаваемый им гнев все-таки вырывался наружу - и у этого человека появились две глубокие вертикальные морщины между бровями, отчего выражение лица сразу стало казаться отталкивающим".
...Три часа пролетели, как десять минут. Когда я вышла от Аллы, уже стемнело. Но я не замечала промозглого ветра. Мыслями я возвращалась к истории человека. который не понимал, что злится. Неужели все мои беды с лицом - из-за того, что я ревную? Я думала, что мне удастся избежать этого банального и неинтеллигентного занятия. Да, получается, что я злюсь. Хорошо. Что дальше?
Через два дня я снова явилась к Алле и сумбурно изложила суть своего открытия: "Алла, я поняла, что ревную и злюсь! Я зациклилась на своей сопернице. Мне уже не избежать неприятных морщин, раз чувства, помимо нашей воли, все пишут на лице? Можно уже начинать восклицать - где мои семнадцать лет?"
Несмотря на мой внезапный визит Алла спокойно сказала: "Очень хорошо. Раз вы это поняли, вы уже готовы осмыслить то, что с вами произошло. Вы обретаете опыт и изменяете смысл события в свою пользу, становясь мудрее. Вы сами сможете вернуть свое обаяние, а я вам только скажу, что мудрость - это гибкость. Чем вы гибче в жизненных ситуациях, тем естественнее и привлекательнее ваше лицо. И наоборот - чем пластичнее ткани лица, тем более искренне вы на все реагируете".
Подождите, Алла. Нет ли в этом противоречия? В жилах одного моего приятеля текут княжеские крови, и он всегда убеждал меня, что в аристократическом обществе не принято было открыто проявлять свои эмоции. Я хочу иметь благородное выражение лица. Так стоит ли гримасничать, меняя маски, как перчатки?
- С настоящими аристократами все немного иначе. Они мудро реагируют на события, потому что запасы счастья передаются им по наследству. Но запас положительных эмоций можно накапливать и самому, а в трудные времена "подкармливать" себя - тогда лицо человека стареет красиво.

На столе у Аллы лежала книга "Записки от скуки" японского монаха Кэнко Хоси - в ней есть переписка двух самураев, которые жили в разных концах дворца. Так вот, один пишет другому о своих мыслях, снах, еще о чем-то философском. И получает ответ: "Вы написали мне так много о ваших чувствах. Но вы ни слова не сказали об изумительном белом снеге, который сейчас идет за окном. Сердце ваше еще и еще раз достойно сожаления".
- Сердце человека, который не умеет радоваться простым вещам, достойно сожаления. Ведь из мелочей и складываются запасы счастья. Вот вы заметили, Анечка, какое солнце за окном? - улыбнулась Алла.
Я вышла на улицу. Заснеженные крыши деревянных особняков были залиты зимним солнцем. Образ моей ненавистной соперницы перестал пульсировать болью в памяти. Боль медленно растворялась в разреженном белом воздухе. Мышцы лба постепенно расслабились. Никто не сможет меня обидеть.
В этот вечер впервые за много месяцев я увидела в зеркале себя. поделиться
Анна Карабаш
21.05.2004

    Очень точно, с неутраченным чувством юмора, конструктивно и без менторства. Спасибо

    Здорово! Больше всего понравилась цитата Кэнко Хоси, резюмирующая рассказ.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru