Мода уходит, а Шанель остается
За всем, что составляет стиль Chanel - костюм, духи, бижутерия, аксессуары, - стоят благоразумие и пристойность. Находки Коко Шанель в одежде сравнимы лишь открытиями величайших ученых XX века. Впрочем, теперь это уже не находки - это классика.
Однажды на балу, наблюдая за одетыми в павлиньи туалеты дамами, Шанель шепнула своему спутнику: "Их надо одеть в черное". Она любила называть женщин этим презрительно-обобщающим "их", одним словом обозначая пропасть, отделявшую ее от всего Парижа.
Сегодня дамский гардероб решительно невозможен без строгого черного платья. А тогда, в 1925 году пресса ерничала: "Шанель не могла носить траур по своему любовнику Бою Кейпелу, погибшему в автокатастрофе, потому что он был женат. Но она заставила носить траур по нему весь мир. Какой дурной вкус!"
В подобных статьях было только три слова правды: заставила весь мир. Этот мир подчинялся Шанель еще не раз. Вслед за нею устремились к морю сотни бледнотелых светских львиц. По ее примеру женщины расстались с длинными волосами, оценив практичность предложенной Шанель короткой стрижки. Эта хрупкая француженка не просто воспитала в женщинах скромность, вкус, чувство меры и дала свое имя костюму - она шанелизировала моду. Этого грандиозного успеха могло и не быть, не затронь Шанель первопричину любой моды - отношения мужчины и женщины.
...Коко увидела Париж глазами содержанки. Сиротка из монастырского приюта, прельстившая кавалерийского офицера Этьена Бальсана, мечтала только об одном - о независимости. Бальсан поселил Коко вместе со своей первой возлюбленной - знаменитейшей кокеткой начала века Эмильен д'Алансон. Известный всему Парижу тройственный союз угнетал Шанель. Отстаивая свою свободу, Коко выступила против моды тех лет, превращавшей женщину в дорогую безделушку.
"Закована в корсет, грудь наружу, выставлен зад, так стянута в талии, будто разрезана на две части... содержать такую женщину - то же самое, что управлять недвижимостью" - в оценке туалетов светских дам Коко была беспощадна. Предложив женщинам свой костюм, Шанель в конечном счете разрушила отношения между мужчиной-дарителем и женщиной-содержанкой. Сняв с женщины тугой корсет, она раскрепостила не только тело, но и душу. Это больше, чем просто революция в моде, - это потрясение нравов.
"Мода имеет две цели - комфорт и любовь. Красота возникает тогда, когда обе эти цели достигнуты", - говорила она.
Стиль Chanel начинается со шляпы. Предельно простые шляпки от Chanel затмили сооружения из цветов и перьев времен Belle epoque. В разное время их предпочитали Брижит Бардо, Ингрид Бергман, Роми Шнайдер. Сама Мадемуазель никогда не снимала шляпы, считая ее высшим отличием принадлежности к касте богатых и изысканных. Предельная простота стиля Chanel, основанная на традициях английской мужской одежды, резко порывала с модой тех лет.
Одежда от Chanel стала символом богатства, а на самом деле революция Коко заключалась именно в том, что она ввела в моду скромность и бедность. Главным критерием для нее были удобство и практичность, а лучшим материалом - трикотаж, считавшийся до той поры пригодным только для белья. Разумеется, пресса частенько ее поругивала. "Шанель ввела стиль бедных - сделала элегантными воротники и манжеты горничных, косынки землекопов и одела принцесс в комбинезоны механиков", - упрекал ее New Yorker в 1920-е годы. А она шила из этого бельевого джерси платья черного и синего цвета, украшала их воротниками и манжетами из белого органди и утверждала, что эта ткань завоюет мир. Как и во многих других случаях, она оказалась права.
Трикотажные кардиганы и тельняшки, мужские свитера - Шанель сознательно творила моду из антимоды. В отличие от большинства бедняков, чье стремление к роскоши становится, как правило, навязчивой идеей, Шанель всегда старалась все довести до крайней степени простоты и незаметности. Великий кутюрье начала века Поль Пуарэ утверждал, что женщины, одетые в ее платья, похожи на недокормленных телеграфисток.
Костюм Chanel состоящий из короткого, свободного, отделанного кантом пиджака и строгой прямой юбки, поначалу тоже упрекали в бедности. Теперь это называется иначе - элегантность.
Стеганая, на "золотых" цепочках сумка Chanel и метры искусственного жемчуга служат важным дополнением этого стиля. Chanel не любила дорогих украшений, им она противопоставила бижутерию от Шанель - "ничего не стоящие состояния" из поддельных рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов. Утвердилась и предложенная Шанель длина юбки - прикрывающая колени. "Колени - это суставы. Разве могут быть красивы суставы" - в подтверждение своих слов она демонстрировала слушателям скрюченный указательный палец. В то время как нелюбимые Шанель Кристиан Диор и Пьер Карден укорачивали юбки и даже обнажали пупки своих манекенщиц, она сделала ставку на целомудрие - и не ошиблась. Длина Chanel не участвовала в сражениях "мини" и "макси", всегда оставаясь длиной Chanel - единственно возможной для жен президентов, послов, дипломатов. Мир облетела фотография Жаклин Кеннеди в розовом костюме от Chanel, залитом кровью президента. Начиная с первой мировой войны в магазинчиках Шанель продавались ее духи "Буа дез Иль", "Шанель № 5", "Кюир де Рюсси", позже к ним присоединились "Мадемуазель Шанель", "Рю Камбон № 31". Самые знаменитые ее духи "Шанель № 5" несли в себе свежесть целого сада, а не одного цветка, как это было принято. С новыми духами Шанель провозгласила и новый способ душиться: "Там, где вы хотите, чтобы вас целовали". Невиданным ранее соединением костюма и духов Шанель обогатила понятие стиля.
Дизайнеры моды о Chanel
ДРИС ВАН НОТЕН
Все мы дети Коко Шанель. Она полностью изменила манеру одеваться и вести себя, создала повседневную комфортную одежду и мальчишеский стиль, такой женственный и соблазнительный в своей сути.
КЭЛВИН КЛЯЙН
Она придумала брюки для женщин - очень радикальная идея для того времени. Это был первый шаг на пути к тому, что мы сегодня называем casual, и это изменило пейзаж моды окончательно и бесповоротно.
ЖАН-ПОЛЬ ГОТЬЕ
Она радикально изменила моду. Я считаю, что все, что было до нее, - исторический костюм, а все, что создала она, выглядит современным и по сей день, даже одежда 20-х годов.
СОНЯ РИКЕЛЬ
Она придумала абсолютно все, вплоть до новой манеры поведения. Она создала новую свободу в одежде и открыла андрогинность для моды.
ДЖЕРЕМИ СКОТТ
Честно говоря, сейчас уже поверить трудно, что она была революционеркой. Но это правда - она создала фундамент современного женского гардероба.
Шанель умерла в 1971 году. Новая жизнь Дома Chanel началась с приходом Карла Лагерфельда. Его миссия была очевидна - сохранить стиль Chanel и сделать его привлекательным для женщины 80-х. Костюм Chanel, бывший униформой добропорядочных дам из высшего сословия, подвергся шоковой терапии. Там, где еще недавно и помыслить не могли ни о чем, кроме классического твида и джерси, появилась кожа и даже джинсовка. Плечи стали шире, жакеты - свободнее, силуэты - жестче. Лагерфельд посягнул на святая святых - длину юбки, которая уже много лет не отступала от колена. Он предложил радикальные макси и мини, считая, что как только одежда превращается в символ статуса, она немедленно становится нестерпимо скучной. В своем святотатстве он пошел еще дальше - классические аксессуары Chanel он увеличил чуть ли не до размеров елочных украшений. Жемчужины стали похожи на мячи для гольфа, а цепи - на побрякушки рэперов. У Лагерфельда было одно большое преимущество перед французами - он не испытывал трепета перед наследием их великой соотечественницы. Поэтому смело использовал все ее открытия, приводя их к знаменателю модных тенденций.
Надо ли говорить, что его без конца обвиняли в вульгаризации стиля Chanel. Все эти бесконечные разговоры о том, что старуха переворачивается в гробу, не оказывали на него ни малейшего воздействия. Великая Старуха в молодости устраивала переполохи и похлеще Великого Карла, так что критикам оставалось лишь наблюдать за тем, как растут продажи Chanel, а бутики открываются один за другим по всему земному шару.
Лагерфельд сумел так блестяще развить стиль Chanel, что его коллекции никогда не выглядели ни послушной копией, ни пародией на прототип. Чувство юмора ему не изменяло. Воспроизвести маленькое черное платье - фетиш каждой француженки - и украсить его вышивкой, имитирующей пояс-цепь, браслеты и все культовые украшения Chanel, - это ли не дерзость? Но он ничего не боялся и не боится, и это роднит его с самой Шанель.
В середине 90-х, черный цвет, который всегда считался воплощением таинственности и сексуальности, оказался безжизненным, претенциозным, наконец просто немодным. Однако он вернулся, как возвращается все, что мы любим. Осенне-зимний сезон 2001-2002 не оставляет сомнений: мировая мода снова вернула этот цвет на позиции главного цвета нашего времени.
"Мода - это то, что выходит из моды, вечен лишь стиль", - говорила Коко Шанель. Брошенная вскользь фраза стала гениальным пророчеством - ведь мода уходит, а Шанель остается. Это по-прежнему беспроигрышный вариант для работы и торжественного приема, деловой встречи и свидания. Конечно, с Chanel не прослывешь ультрамодной, зато репутация хорошо одетой женщины вам обеспечена. А это ценилось во все времена.
Ольга Карпова, Ольга Михайловская
- 15.06.2001
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru