По одежке встречают
Ученых давно интересует этот феномен. Нескольким группам людей представал один и тот же мужчина весьма заурядной наружности, который, однако, каждый раз был одет no-новому: то в белый халат, то в армейский мундир, то в одеяние священника. "Врач" воспринят как интеллигентный и гуманный, "офицер" – как прямолинейный, может быть, даже чуть грубоватый, но дисциплинированный и серьезный, "священник" – как душевный, искренний и бескорыстный. Каждый раз костюм побуждал испытуемых приписывать совершенно незнакомому человеку те качества, которые у них ассоциировались с его социальной ролью.
Психологи определяют это явление как эффект ореола. Зачастую он помогает нам быстро и довольно точно оценить человека. Ведь индивидуальные особенности побуждают к выбору определенной профессии, да и профессиональные занятия в свою очередь накладывают сильный отпечаток на личность. Хотя, впрочем, разве не встречаются и недобрые врачи, и безвольные офицеры, и неискренние священники?
Самый сильный эффект ореола оказывает традиционный строгий костюм, при виде которого мы заключаем: перед нами серьезный человек.
В целом в манере одеваться сочетается два противоречивых начала человеческой натуры: с одной стороны – желание походить на тех, кто для тебя значим; с другой – стремление как-то выделиться из массы.
Стремление слиться с массой проявляется в выборе неброских цветов. Абсолютно нейтрален серый цвет. Это своего рода туман, которым люди прикрывают свою подлинную натуру. Если вы решили затеряться в многолюдном собрании, серый станет вашим союзником. А вот девушке, отправляющейся на первое свидание, вряд ли стоит надевать серую кофточку, а то второе может и не состояться.
Яркая одежда почти бессознательно выбирается для привлечения внимания. Об этом нелишне помнить, подбирая костюм для делового общения. Отправляясь на работу или на деловое свидание, лучше избегать ярких, раздражающих цветов. Так, желтый китель известного политического деятеля, несомненно, притягивает взгляды, но едва ли создает впечатление серьезности и надежности.
Черный – это цвет дистанции. Мужчины и женщины в глухих, под горло и с длинными рукавами, черных одеждах, черных чулках и ботинках словно сигнализируют окружающим: "Никого к себе не подпущу". Так что не ждите от человека в черном открытости и задушевности. Однако в сочетании с другими насыщенными цветами черный оказывает совершенно противоположный эффект: черный с оранжевым символизирует открытость и готовность к беседе; комбинация черного с красным подчеркивает сексуальную привлекательность. К тому же при искусственном освещении черный идет почти всякой женщине, выгодно оттеняя кожу. Понятно, отчего "маленькое черное платье" так популярно на вечеринках и дискотеках. Мужчинам, правда, надо иметь в виду, что этот и подобные наряды вовсе не обязательно свидетельствуют о повышенной сексуальности. Так называемые эротические наряды, призванные подчеркнуть достоинства женского тела, мужчины обычно расценивают как призывные и... очень часто ошибаются. Иногда такое одеяние действительно служит своего рода спецовкой для жрицы любви, но чаще оно свидетельствует о том, что женщина, одетая столь откровенно и возбуждающе, на самом деле не очень уверена в себе и даже закомплексована. С помощью эротичной одежды она стремится привлечь к себе внимание, которое послужило бы ей подтверждением ее собственной значимости.
Что касается фасона, то классический костюм, сшитый с учетом строгих правил, как правило, носят приверженцы консервативных идеалов.
Экстравагантность практически всегда отражает повышенное притязание на значимость. Очень часто оригинально и броско одеваются люди, которые скрыто ощущают, что недополучают желаемого признания и поощрения.
Важное значение имеет силуэт костюма. Как для женщин, так и для мужчин строгим считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Вольным – приближающийся к шару, с округлыми линиями. Если человек независимо от ситуации придерживается одного силуэта, это свидетельствует о его склонности либо к точности, порядку и дисциплине, либо, наоборот, к вдохновенной импровизации.
Некоторые элементы одежды и украшения обладают особой символической насыщенностью.
Символическое значение галстука – подчеркивание особой роли головы. Понаблюдайте: женщина, в чьем гардеробе есть галстук, обычно всецело полагается на свой интеллект. Она терпеть не может разговоров о женской интуиции и согласна признать разве что женскую логику, поскольку ее способ двигаться по жизни – это думать. Может быть, феминизм родился тогда, когда женщина впервые ради забавы примерила галстук мужа?
Похожую роль выполняет и такая деталь, как пояс. Правда, в мужской костюме пояс или ремень несет чисто функциональную нагрузку – поддерживает одежду. В женском костюме особой необходимости в поясе нет, поэтому его наличие может быть истолковано символически. Зрительно пояс делит туловище на две части. На языке символов нижняя часть тела греховна, тогда как верхняя – нет. В наши дни многие представительницы женского пола, на символическом уровне подавляющие зов плоти, носят ремни – широкие, узкие, лакированные, наборные и, главное, заметные.
А вот африканские и азиатские женщины очень редко носят пояс. Вспомните свободные индийские сари. Усмирять плоть там просто не принято...
- С. Степанов
- 04.11.2005
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
очень хорошо
Ochen’ interesnaya stat’a, tol’ko ya ne ponyala: zachem svyazyvat’ feminism s otsutstviem intuitii? mozhno byt’ feministkoy, pri etom polagayas’ na intuiciu gorazdo bol’she, chem na logiku.