Таинственная незнакомка. Век ХХ.


На ее первом большом настоящем показе в старинном замке в Барвихе собрались в основном друзья, среди которых, например, внучка Алексея Максимовича Горького. Вообще, публика была особенная. Тонкие, интеллигентные молодые дамы, язык не поворачивается назвать их светскими львицами. Хотя стильность в одежде и, главное, изящество в умении ее носить предполагают, что обладательницы сих достоинств выходят в свет, и довольно часто. Приятно, что рядом с ними не тушевались, напротив, держались с достоинством совсем юные барышни, судя по всему, студентки театральных и художественных институтов. И конечно же, семьи тех, с кем Ирина Деркач трудится плечом к плечу в своем, пока еще совсем небольшом, ателье со старой вывеской "По ремонту и пошиву кожаных и меховых изделий", что размещается в кинотеатре "Тбилиси". Что ж, когда-то и Коко Шанель начинала в маленьком шляпном ателье, и сами знаете, что из этого получилось.

Первой вещью Ирины, придуманной и сшитой самой, были брюки-галифе.




- Но я сшила себе не такие скромные, как у всех, - вспоминает Ирина, - а с большими ушами. Ходила, и на меня все смотрели. И тогда, помню, один из мастеров Большого театра, куда мы студентами ездили, что-то там периодически красили, сказал мне: "Понимаешь, Ира, важно сделать, чтобы это не было смешно, чтобы люди восхищались". Мой первый урок. Я поняла, что промахнулась с "ушами", что во всем нужно чувство меры. А потом был институт легкой промышленности, обувная фабрика Муханова.

- То есть в профессиональном плане все началось с обуви?

- Да, я пришла в отдел моделирования, и мне сказали: так как ты еще ничего не можешь, работай на перспективу. А поскольку я очень патриотичный человек, обожаю нашу русскую природу средней полосы, березки, то решила сделать сапоги такие же белые, в черный штрих, каблук-сучок. Первые мои сапоги-кокошники тут же уехали на какую-то престижную выставку и имели успех. А потом началась перестройка и я решила начать работать самостоятельно. Перешла в частное предприятие, армяне-частники шили по моим эскизам. Причем производство было ручное. Потом, когда я создала свою фирму, мастеров взяла оттуда. Таких уже нет, это старой выучки асы - те, кто вручную может сшить любую обувь.

- Можно сказать, у тебя работают раритетные кожных дел мастера.

- Да, Константин Алексеевич и Валерий Александрович.

- Судя по всему, они люди достаточно пожилые. Интересно, как они реагируют на твои замысловатые эскизы?

- Уже привыкли за столько лет. Раньше, правда, говорили: "Ира, так нельзя, так никто не делает, не по правилам". А сейчас уже смирились, им даже нравится. Помнишь, у меня был такой каблук - профиль лица и еще сережка свешивалась?

- А как пришла к тебе идея комплектности: сначала обувь, сумки, теперь еще и верхняя одежда?

- На это натолкнули меня сами клиенты: хотелось именно к моим сапожкам какую-то юбочку, сумочку и так далее. С этого все и началось. Так постепенно появилась эта коллекция.

- У нее романтичное название - "Ностальгия по веку уходящему". Откуда эта ностальгия у тебя - модной, современной, молодой женщины? Какое именно прошлое время больше всего будоражит твою фантазию?

- Двадцатые годы XX века. Это всплеск яркий, неожиданный. Всего: человеческих страстей, красок... Естественно, все это находит отражение в моде. Это новая длина до колена, это маленькие шляпки по головке, это длинные сигареты в руках абсолютно новых женщин, каждая из которых эдакая штучка.

- Да, это ретро-модерн в твоей коллекции произвело впечатление буквально на всех, кто был на показе. Что ни говори, а каждой из нас хоть иногда хочется предстать в образе таинственной незнакомки, загадочной и чуть вамп. Но, увы, чаще эти мечты так и остаются нереализованными. Как думаешь, почему?

- Потому что большинство женщин, и это, наверное, естественно, в повседневной жизни не хотят выделяться, делать акцент на себя. И только человек очень артистичный не боится этого.

В любом случае все должно идти от внутреннего посыла, желания, настроения. Тогда все гармонично. Кстати, мои модели "ретро" легко видоизменяются. Например, перья на рукавах, воротнике - на "липучке", и при желании можно отстегнуть и пойти просто в маленьком черном замшевом платье. Кредо нашей мастерской - делать прет-а-порте, одежду на каждый день, но обязательно хорошего качества.

- А твоя любимая модель в обычной повседневной жизни?

- Обожаю свитера, поэтому в моей коллекции их много. С добавлением меха, замши.

При этом еще, что очень здорово, головной убор, берет или шапочка, плюс сапоги - все из того же цвета замши. Эдакая трикотажная замшево-меховая фантазия.

Ну а теперь - маленькое отступление. Познакомились мы с Ириной совершенно случайно - на выставке мехов в Экспоцентре. Но оказалось, совсем даже не случайно. Узнав, что я из Самары, Ирина призналась, что обожает наш город: здесь жил ее любимый мужчина, так что воспоминания о Самаре и самарцах самые теплые. Вот и выходит: все в этом мире совсем даже не случайно.

Но продолжим наш разговор.


- Ирина, ты уверена, что нашла себя, свое главное дело? Вдруг через несколько лет мы встретимся и окажется, что ты занялась, скажем, созданием мебели?

- Не знаю. Меня часто бросает в разные стороны. Мои сотрудники уже не удивляются: то занималась кожей, теперь мехами, были даже заказы на разработку эскизов шуб для фабрик. Кстати, что касается дизайна, то интерьер моего дома - мое творчество, как и сад камней - моих рук дело. Жду в гости, все увидишь сама.

Одним словом, художник - он художник во всем. Кстати, дед Ирины по фамилии Лучишкин - профессиональный художник, чьи картины висят в Третьяковке, так что от ген не спрячешься. Опять же дед очень верил в талант внучки, везде брал ее на этюды с собой. В любом случае это было не напрасно.

- Особенность твоих моделей, что они как бы над, вне возраста. Как вообще ты относишься к разговорам о том, что мода рассчитана на молодых?

- Не согласна. Мода рассчитана на женщину, и возраст здесь абсолютно ни при чем, тем более что определяется он не годами, а состоянием души. Одной из моих подруг, Дарье Максимовне (той самой внучке известного пролетарского писателя. - Авт.), за семьдесят, но ни она, ни я этого не ощущаем. Нам интересно друг с другом.

Одна из ее давних клиенток - коллега по цеху Виолетта Литвинова. Недавно заказала себе восточные туфли. Как всегда, особенные. Чтобы если уж носы загнуты, то до предела, так как сама Виолетта - максималистка во всем. Достаточно встретиться с ней на каком-нибудь бомонде. Впервые лично я увидела ее на Неделе Высокой моды. Была она в длинном белом саване, на голове необыкновенный белый колпак и черные прямоугольные очки. Незамеченной такая женщина остаться не может. Но среди клиенток Ирины не только богема. Бизнес-вумен, жены известных политиков, звезды эстрады. Например, Лариса Долина, Ирина Аллегрова заказывали обувь в мастерской Деркач. Мне, например, безумно понравились ботинки а-ля старуха Шапокляк на каблуках - в виде яйца, - кстати, достаточно устойчивые, а еще сапоги-мокасины из телячьей шерсти, выкрашенной под леопарда. И это еще не предел Ирининой фантазии. Как, например, вы относитесь к подошве-танкетке, где каблук срезан не сзади под пяткой, а как бы в начале ее? Вот-вот, так не делают, - говорили Ирине и ее уже ко всему привыкшие мастера. Она убедила их сшить для себя. На первом же показе нашлись покупатели. И так почти всегда: она идет от себя, как бы провоцирует фантазию других. И в этом - главный аргумент ее как модельера.

Придумала, например, подбить норковую шубу шерстяными платками - легко и очень уютно. Или вместо воротника роскошного полушубка малинового цвета связала длинный, с рисунком в еловую шишку, пушистый шарф из ангоры того же цвета. Да, вот еще вариант: двустороннее меховое пальто: с одной стороны мех, с другой - вязаное полотно жемчужного цвета. А как Вам эти два пальто-шинельки, которые появились уже на страницах многих модных журналов? Примерив одно из них, автор этих строк не смогла отказаться от него. Пришлось Ирине назначить цену. Хорошо, что по нынешним временам она оказалась не очень большой. Конечно, хотелось бы и ту малиновую шубку с шарфиком, но, как говорит подруга нашего "Яблока" - парикмахер Нина Петровна, всего не купишь.

Правда, за что мне еще нравится мастерская Ирины Деркач, - здесь могут предложить и сделать эксклюзив, например, из относительно дешевого меха, скажем, щипаной ондатры. И сшить ее так, что можешь смело выдавать за марку Фенди. Кстати, сама Ирина иногда разыгрывает так своих состоятельных друзей. Мало того, некоторые из них, увидев что-то на ней, заказывают такое же. А ведь еще не так давно даже муж Ирины относился к ее работе как к баловству, милому увлечению милой женщины.

Но я видела, как умеет она работать - наравне со своими девчонками. Забрав челку под шпильку, взяв в руки обычную иголку.

Кто знает, что придумает завтра Ирина Деркач. Запомните это имя. поделиться
Наталья Сахарнова
27.10.1999

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru