Сладостный плен


Варианты на тему горестей любви от сотворения мира до конца нашего
века.


Каждый из нас вечно играет в Соблазненную(ого) и
Покинутую(ого)... Пока мы живем, мы влюбляемся, грустим, обманываемся и снова
попадаем в сладостный плен любви. И это прекрасно, такая игра стоит свеч.


Неудавшийся эксперимент
Бог мерит шагами свой
кабинет и вдруг видит через окно Дьявола, который волочит за собой какой-то
старый сундук. Заинтригованный Бог зовет своего секретаря и спрашивает: "Что в
этом сундуке?" "Мужчина и женщина", - отвечает тот. Бог, недоумевая, роется в
своих бумагах и, наконец, хлопает себя по лбу: "Ах да, вспомнил! Этот
неудавшийся эксперимент... Что же, они еще живы?"

Плюшевый
медвежонок

Как много рассуждали еще не так давно об эротике и
смерти, об эротике как известном тяготении к смерти! Не означает ли это веры в
пагубность сексуального влечения и всесильность смерти? А ведь главное в этой
жизни - верить, что живешь. Кто же в наше время окажется столь самонадеянным или
столь наивным, чтобы принять на веру эти разглагольствования? Очарование конца
века в том и состоит, что время измотало нас и повергло в глубокое уныние: даже
наши собственные мечтания, будь они самыми сладострастными или, наоборот,
смертоносными, угнетают нас, лишенные прелести, словно располневшие танцовщицы,
которые никак не решаются покинуть сцену.
Действительно, можно ли
представить себе что-нибудь более эротичное, чем слезы девочки, прижимающей к
груди свою любимую игрушку - плюшевого медвежонка - лишь для того, чтобы
убедиться в бренности собственного существования, в бренности существования
вообще?

Капелька извращенности
Что остается
современному человеку, у которого отнята его природная сексуальность? Только
воссоздавать ее в области воображаемого. Ибо в реальной жизни он сталкивается
лишь с собственным бессилием да с холодностью партнеров. Но именно из бессилия и
холодности рождаются самые изумительные шедевры - на то и существует искусство.
Все - самообман, даже наслаждение; так и блуждаем мы от иллюзии к иллюзии,
силясь то успокоить себя, то поразить чем-то неожиданным, изобретая замысловатые
сценарии, которые кажутся нам новыми, но на деле являются всего лишь вариациями
того якобы аморального, что известно и принято веками, с примесью капельки
извращенности, без которой любовные игры давно прискучили бы нам.


Собака Лакана
Я очень люблю вот этот анекдот о
Лакане. У него была сука-боксер, которую он называл Жюстиной. На одной из своих
лекций он поведал слушателям, что его собака может разговаривать с ним и
понимает все, что бы он ей ни сказал. "Жюстина отличается от женщин, - добавил
он, - тем, что она никогда не спутает меня с другим мужчиной".


Падение
Похоже, что любовь рождена под знаком
грамматики: юноша учит правила, удел мужчины - спряжение, а старику остается
склонение. В определенном возрасте наши любовные утехи ценны уже не столько
удовольствиями, которые они нам доставляют, сколько усилиями, которых от нас
требуют: когда радуешься, что ты еще на высоте, это уже признак начала падения.


Аргумент Фонтенеля
Фонтенель всю жизнь страстно
любил женщин, однако жениться не хотел.
- Почему вы не женитесь?
-
Потому что меня постигнет печаль.
- А почему вас постигнет печаль?
-
Потому что я буду ревновать.
- А почему вы будете ревновать?
- Потому
что я буду обманут.
- А почему вы будете обмануты?
- Потому что заслужу
это.
- А почему вы это заслужите?
- Потому что я женюсь.
Еще
Фонтенель говорил, что благоразумие мужчины в том, чтобы верить в загадку
женщины: именно в силу этого в женщине появляется загадка.


Лестница Мазоха
Захер-Мазох создал свою шкалу
влечения, своеобразную лестницу, на которой он располагает женщин в порядке,
противоположном общепринятой шкале ценностей.
В самом низу этой лестницы
стоит супруга, женщина всеми уважаемая, которую можно сравнить с государственным
служащим - правительство предоставляет ему пожизненную должность, но платит
более чем скромное жалованье. Ступенькой выше - неверная жена; она сумела
освободиться от пут, но еще стремится соблюсти внешние приличия: "...поэтому она
вынуждена лгать, а, солгав однажды, уподобляется банкроту или несостоятельному
должнику и, чтобы удержаться на плаву, все, сильнее запутывается в сетях лжи".

Захер-Мазох осуждает неверную супругу, чья жизнь - "каждодневный и вполне
сознательный обман"; куда более высокого мнения он об "одинокой женщине",
которая решается расстаться с супругом, чтобы получить свободу в любовных
связях. И, наконец, на самой вершине лестницы - Амазонка, женщина, явившаяся
ниоткуда; она не боится людских суждений, не зависит, ни от отца, ни от мужа, ни
от любовника; это женщина-повелительница, а ее отношения с мужчинами - лишь
контракты на более или менее длительный срок.

Трезвость
ума

Величайшее искусство - вовремя положить конец. Есть что-то
низкое в том, чтобы пытаться удержать любимого человека; здесь показывает зубы
инстинкт собственника. Как напоминает нам Марсель Конш, всегда надо желать
одновременно любви и конца любви, дружбы и конца дружбы, творчества и разрушения
творения. В чем состоит трезвость ума? С самого начала распознать в любовной
связи то, что обречено на гибель.



* * *

Принято считать, что в основе любви
лежит плотское желание. Это не так. Любовь - роман, который все мы знаем
наизусть, но всякий раз тщетно пытаемся изменить на свой лад его развязку.



* * *

Счастье... Рано или поздно, каждый из
нас его испытывает, но в той форме, которая ему меньше всего нравится.


* * *

Шопенгауэр прав, утверждая, что после
любовного акта всегда слышится смешок дьявола... поделиться
Ролан Жаккар
22.12.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru