Влюбленность - это Эдемский сад


Это уже случалось с нами. Или вот-вот произойдет. И редко кому удается избежать этой стихии. Она почти неизбежна. Она практически неуправляема. И каждый раз она настигает нас, как и впервые - внезапно.
Влюбленность - это Эдемский сад. Все мы знаем, что он из себя представляет, все побывали в нем, все мы так или иначе его лишились, и для нас всех он вполне узнаваем.


Что такое влюбленность? Это состояние зарождения коллективного движения, в котором взаимодействуют два человека. Влюбленность - не порождение повседневной действительности, не сублимация сексуальности или каприз воображения. Ее нельзя причислить к явлениям непознаваемым, имеющим божественную или дьявольскую природу. Влюбленность входит в категорию таких широко известных феноменов, как коллективное движение, и, как всякое коллективное движение, находится в ряду явлений необычных, тем более, что какую бы универсальную ценность она ни несла в себе, участвовать в ней могут только двое.
У человека нет биологических сексуальных ритмов, но его сексуальная активность имеет прерывистый характер и проявляется со всей своей безудержностью только в периоды любви, когда сексуальная потребность становится как бы неисчерпаемой и, тем не менее, получает полное удовлетворение.
В такие периоды наша физическая и чувственная жизнь расширяет свои пределы, становится намного интенсивней: мы начинаем "слышать" запахи, которые раньше не воспринимали, обращать внимание на оттенки цвета и световые блики, которых раньше не замечали, мы оказываемся способными проникать в чувства любимого и глубже понимать свои собственные чувства. И в других людях, и в себе самих мы безошибочно отличаем искренность от фальши, потому что сами искренни. Но это не мешает нам создавать в своем воображении особый фантастический мир и, поместив в этот мир образ возлюбленного, без устали им любоваться. Все, что имеет отношение к любимому человеку, воспринимается нами через призму бьющей через край сексуальности, через наше стремление получать радость и дарить ее.
И тогда сексуальный акт превращается в желание слиться с телом любимого человека, жить в этом теле и отдать ему всего себя целиком, и, как следствие этого, возникает нежность ко всем слабостям любимого человека, к его глупостям, недостаткам, несовершенствам.
Все эти чувства обращены к одному-единственному человеку, и только к нему. И не важно, что он за человек, важно, что влюбленность порождает великую необоримую силу, которая влечет к слиянию с этим человеком и делает каждого из нас единственным и незаменимым для другого. Это происходит независимо от нашей воли, хотя мы, как раньше, продолжаем считать, что можем обойтись без этого человека и обрести точно такое же счастье с другим.
В действительности же дело обстоит совершенно иначе: достаточно на короткое время расстаться с любимым, чтобы убедиться в его незаменимости, в том, что он обладает чем-то таким, чего нам всегда не хватало и чего мы сами никогда бы не обрели.
Обычная сексуальность, аналогичная потребности в пище и питье, сопровождает нас тогда, когда наша жизнь течет размеренно и монотонно, как отсчет времени в часовых механизмах. Особая сексуальность появляется тогда, когда жизненная энергия начинает искать новые, неиспробованные еще пути выхода. В такие моменты сексуальность становится средством, с помощью которого жизнь изучает границы возможного и реально существующего, то есть сексуальность оказывается в состоянии зарождения.
Такого рода сексуальность связана с интеллектом и с фантазией, с эмоциональными порывами и страстями, сливается с ними воедино. Но она же призвана подорвать, преодолеть, сломать предыдущие связи.
Эрос - это революционная сила, действие которой распространяется только на двоих. А революций в жизни происходит не так уж много. Поэтому особая сексуальная активность не может возникать по нашему желанию. Она проявляется в переломные моменты нашей жизни или тогда, когда мы пытаемся переделать эту жизнь.
Привыкнув ко всему подходить с меркой обычного "часового" времени, мы забываем, что в периоды особой сексуальной активности, то есть в периоды любви, время меняет свой характер. В состоянии зарождения настоящее получает выход в вечность. Когда мы теряем нашу любовь, один час ожидания может превратиться для нас в годы или века, а тоска по прожитым мгновениям вечности не покидает нас всю жизнь.
Во все исторические периоды, предшествовавшие появлению коллективных движений, и во всех личных историях перед возникновением влюбленности происходят длительные подготовительные процессы, медленно изменяющие и разрушающие отношения между старыми объектами любви.
Появлению всех коллективных движений (и влюбленности в том числе) предшествует период депрессивных перегрузок. Перед опасностью самоуничтожения страх отступает на второй план, и многое из того, что раньше считалось искушением, от которого следует бежать, начинает восприниматься в совершенно новом свете.
В состоянии зарождения высвобождаются две силы. Первая - эрос - с огромной энергией стремится соединить новые объекты, вторая - агрессия - разрушает все общепринятые и законные ограничения. И как итог возникает чувство освобождения, полноты жизни, счастья. Возможное становится реальным и выступает в качестве объекта эроса в чистом виде, не содержащего противоречий между долгом и наслаждением, не знающего, что такое отчуждение.
Преобразования происходят не мгновенно, они представляют собой определенный временной процесс. Мгновенно происходит только появление чистого объекта эроса, который является нам как откровение.
Влюбившись, мы еще долго продолжаем уверять самих себя, что мы вовсе не влюблены. Момент первого потрясения проходит, и мы возвращаемся к повседневной жизни, думая, что все случившееся нам пригрезилось. К нашему удивлению, мы начинаем постоянно возвращаться мыслью к этому моменту, и в нас рождается неутолимое желание, страсть, затихающая только тогда, когда мы слышим голос этого человека и видим его. Но потом страсть исчезает, мы объясняем это тем, что попали во власть наваждения, от которого теперь окончательно избавились. Возможно, это так и есть, ибо вначале трудно определить, действительно ли речь идет о настоящей влюбленности, то есть о коренном изменении социальной среды, в которой мы существуем и которая является органичной частью нас самих. Если же все-таки эта страсть возвращается к нам снова и снова, если она укореняется в нас, значит, мы влюблены.
Влюбленность - процесс, в котором встреченный нами и ответивший на наши чувства человек становится объектом нашего страстного желания. И это заставляет нас пересмотреть, переосмыслить всю свою жизнь и, в первую очередь, свое прошлое. Даже не просто переосмыслить, а как бы родиться заново.
Влюбленные люди возвращаются в свое прошлое и понимают, что все произошло именно так, а не иначе, потому что они в свое время сделали определенный выбор, они хотели этого, теперь их желания изменились. Они не утаивают и не отрицают своего прошлого, они его просто обесценивают.
Самое привлекательное для каждого из нас во влюбленности - это вспыхнувший яркий свет в унылой череде тусклых будней, острое ощущение новых возможностей, порою связанных с опасностью. Влюбленность раскрепощает наши желания, делает их центром всего. Делать что-то для любимого человека - значит делать для себя, для своего счастья. Теперь вся наша жизнь устремлена к одной цели, которая в награду обещает счастье. Наши желания и желания любимого человека пересекаются. Влюбленность увлекает нас в возвышенный мир, и в этом мире мы либо все получаем, либо все теряем. В повседневной жизни, делая что-то для других, мы всегда вынуждены выбирать исходя из чужих интересов, то есть выбирать из двух зол наименьшее. Во влюбленности выбор один - между всем и ничем. Влюбленные каждый день получают то, что в повседневной жизни просто немыслимо: царскую корону, власть, счастье, радость бытия. Но эту корону очень легко потерять, причем потерять сразу, в одном единственном сражении. Поэтому влюбленные каждый день как бы выходят на свой последний бой. Диапазон повседневности - от покоя до неприятности. Диапазон влюбленности - от экстаза до страдания. Повседневная жизнь - вечное чистилище. Для влюбленности существует либо рай, либо ад: либо мы будем счастливы, спасены, либо нас приговорят к вечным мукам. поделиться
Франческо Альберони
14.02.2003

    все очень тонко и точно сказано. а повседневная жизнь — вечное чистилище — просто гениально

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru