Черная русалка


Тайные женские ритуальные общества Африки законспирированы гораздо более мужских, а потому сведения о них практически отсутствуют. Африканцы к их секретам прикасаться не рискуют: из-за любопытства можно подвергнуться неотвратимому воздействию амулета женской мести джу-джу.

Африканка как бы противостоит в традиционном племенном обществе мужчине. Африканские мужчины издревле вменяют своим подругам жизни разрыв отношений человека с небесами. Рассказывают старинную легенду. Однажды женщина ударила местного бога деревянным пестом за чересчур фривольное обращение. Глубоко оскорбленный языческий бог покинул землю, строго запретив людям появляться в его небесной обители. После этого уделом женщин стала земля, а на земле - вода. Небо же больше благоволит к невиновным мужчинам, предпочитающим, кстати, воде огонь.



Речные феминистки



Африканцы считают символом женственности воду - стихию естественную, податливую, легко приспосабливающуюся к меняющимся обстоятельствам. Но совершенно необходимую для людского существования и сочетающуюся с культом плодородия. Согласно местным легендам, самые важные женские тайны лежат на дне речном и заключены в их слезах, соленых, как океан. Неудивительно, что активистки секретных феминистских обществ в традициях полумифических праматерей много времени проводят в воде, в совместных купаниях голышом. Там они надеются получить ответы на волнующие их вопросы от давно ушедших из земной жизни в водную стихию прародительниц.

Естественно, все виды деятельности, связанные с водой, принадлежат женщинам и часто являются табу для мужчин. Исключением выступают рыболовство, устричная марикультура и крокодиловые фермы.

На местных спортивных праздниках соревнования по плаванию проводятся, как правило, среди девушек и женщин. Мужчины, даже живущие на берегах океана или крупных африканских рек, плавать обычно не умеют, и учиться плаванию избегают. Зато слабому полу заказаны занятия с огнем, кроме приготовления пищи.

В Сьерра-Леоне до сих пор действуют связанные с культом воды женские ритуальные общества Санде и Бондо, Хумон и Раруба. Они готовят девушек к вступлению в брак и всячески ограждают соплеменниц от мужского физического, психологического и экономического произвола вплоть до жестоких коллективных расправ над "зарвавшимися" мужчинами. Хорошо известно, что африканские мужчины не проявляют даже желания проникнуть в женские тайны или разгадать оберегающие их символы. Более того, они остерегаются случайно на них наткнуться, опасаясь если не погибнуть, то, как минимум, потерять мужскую силу.



Детская "жена"



Формирование качеств африканской женщины начинается рано. До сих пор в отдаленных деревнях есть обычай с шести-восьми лет отлучать девочек и мальчиков от родителей. Их селят в "детских хижинах" со строгим обособлением по признаку пола. Там дети объединяются в "братства" и "сестринства".

Внешне все выглядит, как у старших. Но не совсем. Каждый мальчик должен самостоятельно выбрать понравившуюся "жену" - девочку, которую при условии совпадения симпатий и согласия с ее стороны он опекает, ухаживает за ней, защищает, выступая в роли "мужа". Ей, соответственно, полагается импровизировать на свой лад, имитируя внешние черты поведения образцовой супруги.

В "детском супружестве" нет ни выкупа за невесту, ни родственных связей. Никто не навязывает "молодым" свою волю, и "игрушечный" брак оказывается гораздо более избирательным, нежели потом семья, строящаяся на фундаменте суровых архаических традиций. В дальнейшем пути "супругов", как правило, расходятся. Каждый из них строит семью с кем-то другим, но игровые ситуации несут важную нагрузку в гармоничном становлении будущих семейных отношений. Именно в "детской деревне" они представляют собой незамутненную модель исходного равенства полов.



Буйволица Соголон



Африканский эпос XIII века "Сундьята" описывает безраздельное господство матриархата в долине реки Нигера - "африканской Амазонки". Власть принадлежала женским тайным ритуальным обществам "буфало", или "буйволйцы". Мать главного героя, Сологон, была попеременно то мягкой, покладистой женщиной, то неистово жестокой буйволицей, убившей сто семь и ранившей семьдесят семь незадачливых охотником из мести брату, лишившему ее справедливей доли в наследстве. До сих пор, отправляясь на охоту, африканцы панически боятся встречи с буффало.

"Буйволистость" Соголон проявилась в уродливости, горбатости и физической мощи, необходимой для рождения богатыря и защиты от недостойных претендентов на роль отца. При приближении мужчины тело Соголон покрывалось буйволиной шерстью и наливалось нечеловеческой силой. Так что совладать с ней и превратить в женщину-мать будущий отец богатыря смог только хитростью и изощренной смекалкой.

Как и мужчины, девушки и молодые женщины-буффало до сих пор совершают дерзкие набеги на "вражеские" селения и "мужские дома-клубы". Они нападают в масках, украшенных рогами, покрытые бычьими шкурами, и издают буйволиный рев под глухой барабанный бой, распевая угрожающие куплеты.



Стихия "мамми"



Перевороты в Африке часто начинались на рынке, с "бабьего бунта", который, как пожар в саванне, быстро охватывал кварталы города, парламенты и президентские дворцы. Бывало, властям приходилось спешно менять свои решения. Чтобы не было хуже...

Африканки дорожат ритуальными тайнами. В условиях рыночных отношений сферу мелкого овощного и фруктового бизнеса захватили энергичные и горластые торговки "мамми". Они перенесли под навес неказистого лотка значительную часть "бабьей" жизни, включая кормление и воспитание детей. Тайные общества обрели поддержку "живыми" деньгами и стали продвигать специфически женские интересы и чаяния в политике. "Мамми" заседают в парламентах, представляя организации женщин, городские окраины и... женские тайные ритуальные общества одновременно.



Клятва амазонок



В наши дни наиболее вызывающе использовал экзотику матриархата полковник Каддафи. Он создал специальные женские батальоны из числа ливийских "революционных монахинь", готовых отказаться от замужества "в знак протеста против арабского мужского начала, ибо по его вине потеряна Палестина, преданы забвению права и достоинство арабов". Это слова официальной клятвы ливийских амазонок, которые в камуфляже и с автоматами в руках охраняют своего лидера даже во время его зарубежных визитов.



Игорь Андреев поделиться
08.11.2002

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru