Дешевле некуда


В Рождество во всех странах принято дарить подарки. Поэтому уже за месяц до праздника в магазинах начинаются массовые распродажи. По радио, телевидению и в газетах регулярно сообщается, сколько дней осталось до торжества, а также где и что именно можно приобрести.



Лихорадка по-американски



Разгул покупательской лихорадки в США начинается 28 ноября, на следующий день после Дня благодарения. Во время самой главной распродажи года американцы тратят иногда больше, чем за весь год, а фирмы с легкостью, как бы у нас сказали в прежние времена, "дают план".

В декабре в центре Нью-Йорка нет ни одного магазина, который бы ни соблазнял прохожих фантастической распродажей со скидками от 10 до 80%. Из всего этого изобилия дорогих, а в этот месяц совсем доступных товаров всегда можно выбрать себе что-то нужное. Нередко за подарками, которые в Рождество дарят всем - включая почтальона и дворника, - приезжают целыми семьями. Поход на рождественскую распродажу в Америке - это целый торговый ритуал. Достаточно сказать, что в магазин многие одеваются как в театр.

Между всеми магазинами в США, особенно между крупными сетями вроде "Робинсон Мей", "Сакс", "Мейсис" и остальными, идет жестокая конкурентная война за покупателя, обостряющаяся перед Рождеством. Кроме объявления скидок, на прилавки в огромных количествах выбрасывается так называемый стоковый товар - дорогие вещи, вовремя не выкупленные и теперь только занимающие место на складе. Под Рождество их по минимальной цене (final clearance) покупают люди с невысоким достатком. "Сток" сметается с прилавков буквально в считанные дни.

Многие считают, что перед Рождеством распродаются в основном товары к празднику. Но в действительности в общей структуре спроса в эти дни в США подарочные товары составляют не более 40%. Америка давно усвоила: распродажа - прекрасная возможность обновить в квартире мебель, бытовую технику, купить себе новый компьютер или автомобиль.

В эти дни магазины почти не получают прибыли - только немного за счет возрастающего в несколько раз оборота. Вот почему американцы под Рождество универмаги любят больше, чем мелкие бутики - в последних цены значительно выше. В ряде случаев в универмагах продают товары по ценам даже ниже закупочных. Это касается той продукции, которая в течение года почти не пользовалась спросом, а потому в следующем году по этим позициям магазины просто не будут заключать договор с поставщиками.

Распродажи требуют скрупулезного соблюдения всех декларируемых в рекламе условий, поскольку малейшая фальшь и неточность приводят к оттоку клиентов. В целом рождественские распродажи выявляют как факты недобросовестной конкуренции, так и маркетинговые "приемчики", которые магазины совершенствуют весь год, чтобы продемонстрировать в конце ноября.



Большой базар



Католическая и протестантская Европа начинает готовиться к торжествам уже в середине ноября. В это время она превращается в большой праздничный базар со всеми сопутствующими приметами: елками на городских площадях, шумными развлечениями и зимними распродажами.

По большому счету, вся Европа проводит эти полтора месяца одинаково - за исключением, разумеется, местного колорита.

В Париже приход каждого Нового года ассоциируется с неизбежным падением уровня жизни из-за неизменного роста налогов. Но до неприятностей с налогами начинаются распродажи в магазинах - "soldes". Поэтому необходимость задуматься о заполнении налоговой декларации отчасти компенсируется возможностью купить туфли или кусок сыра на 30% ниже обычной цены.

Как утверждает статистика, именно в конце года обычно делаются крупные приобретения: покупаются холодильники, компьютеры, посудомоечные машины, дорогая одежда. Резко возрастает в это время и объем продаж автомобилей и недвижимости. Разумеется, все это сопровождается "девятым валом" рекламы.

Доводы рассудка в пользу экономии семейных средств быстро уступают великолепию праздничных украшений. В витринах знаменитых универмагов устраиваются настоящие кукольные театры. Особенной роскошью спектаклей славится универмаг Bon Marche ("Задешево") - совершенно, впрочем, не соответствующий своему названию. Сюда приезжают как на выставку, приводят детей, стоят часами, обмениваются впечатлениями, радуются.



Деньги под елку



Чтобы почувствовать аромат скандинавских рождественских праздников, нужно приехать в Стокгольм в середине декабря, когда в парке "Скансен" открывается главный базар страны. Но, в отличие от практичных американцев, шведы не спешат снижать цены - скидки в Швеции откладывают на начало января. Тем не менее на количестве предновогодних покупок такое положение дел никак не отражается.

Как свидетельствует статистика, накануне Миллениума шведы установили своеобразный национальный рекорд, потратив на рождественские покупки по три тысячи крон (примерно $400) на человека. Потому практичные члены общества защиты прав потребителей советуют вместо подарков класть под елку конверты с деньгами. Ведь после Нового года, когда начнутся сезонные распродажи, на эту сумму можно будет купить вдвое больше, чем накануне Рождества.

Глинтвейн, жареные каштаны и печеная картошка - вот традиционные ароматы Вены в дни Рождества, особенно ощутимые на базаре, устраиваемом на Площади Ратуши (Rathaus-Platz) вплоть до 24 декабря. Но это не единственное место в городе, где можно сделать недорогие покупки: все магазины Вены распродают товары с завидными скидками, которых, пожалуй, не найти больше нигде в Европе - от 20 до 70%.

Интересная подробность: в Нидерландах даже в Coffee-shop, торгующих "легкими" наркотиками, в это время практикуются рождественские скидки.



...но по три рубля



В России опыт праздничных распродаж не так велик. Прежде всего, наше Рождество отмечается на неделю позже, чем в католическом и протестантском мире. Поэтому наши распродажи называются скорее новогодними - ведь все покупки нужно сделать до начала долгих российских праздников. А вот продолжительность распродаж у нас значительно короче - в ноябре о них никто еще не вспоминает.

Во время распродаж доверять стоит только фирмам, много лет работающим на рынке, потому что к ним обращаются постоянные покупатели, знающие, что и сколько действительно стоит. Поэтому обман в этом случае может отпугнуть клиентов и бросить тень на имя фирмы.

Даже крупные фирмы, работающие в России, не могут себе позволить, как, например, в США, выкинуть на прилавки в Рождество чуть ли не весь имеющийся на складах товар по до смешного низким ценам. Причина тому - нестабильность экономической ситуации и душащие налоги. К тому же склады у всех магазинов по западным меркам просто крохотные и освобождать их к Новому году просто нет смысла.

Тем более что в самом конце декабря все разметут по любым ценам - дарить-то подарки нужно даже в России. поделиться
Ирина Корягина
20.12.2002

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru