Есть ли у женщины душа?
Вопрос, вынесенный в заголовок, для мусульманских богословов не риторичен. Они его и слышат, и сами ставят, черпая в утвердительном ответе убеждение в высоком статусе, который ислам, по их мнению, обеспечивает женщине. Разве христианам не потребовалось несколько веков, чтобы прийти к такому заключению? Разве вопрос, есть ли у женщины душа, не был главной темой споров отцов церкви в VI в.? И лишь ничтожным большинством они согласились наделить слабый пол душой. Хотя, по мнению мусульманских теологов, ад населен в основном женщинами, что свидетельствует об их пороках и слабости их религиозных устоев, но ведь добродетельным женщинам гарантирован рай. Это ли не говорит о равенстве полов в исламе? Что же до социального неравенства, то речь идет просто о том, что мужчины и женщины наделены разными физиологическими особенностями, несут весьма разную нагрузку, выполняют различные функции.
Египетское общество - мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. Существует полиция нравов. В городах, да и в состоятельных семьях в деревнях требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем больше запрета, тем больше соблазна. Чем больше одежды, тем сильнее хочется оголиться... по большей части хотя бы на словах. Святоши осуждают "испорченность нравов" на Западе, но сластолюбиво рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи, особенно при поздних браках мужчин!
Египетское общественное мнение освящает семью и самым важным делом жизни считает женитьбу. Такое отношение к семье имеет глубочайшие исторические корни и было пронесено в Египте через все превратности судьбы. Египтяне стремятся к стабильности, предпочитая ее переменам, и выше многих других благ ставят прочный семейный очаг. Мало того, улемы-богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.
Но парадокс в том, что в Египте все увеличивается число разводов. О какой же стабильности, преданности семье можно тогда говорить? Не значит ли это, что семейные устои стали непрочными, что развод слишком легок? Не будем делать поспешных выводов.
Египетская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены, детей. Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его жена, эта группа включает в себя женатых сыновей, их детей, возможно, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство, но и так называемая "асабия" - "кодекс чести", социальные связи и обязанности большой семьи. У оседлых "асабия" охватывает большую семейную группу, называемую в нашей этнографической литературе "патронимией", у кочевников - племя или даже конфедерацию племен.
Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что "асабия" - одно из важнейших средств в установлении и регулировании общественных отношений. "Береги свою семью, иначе она погубит тебя", "Большая семья подобна соли, без нее не обойтись", "Родственники - ближайшие, о ком надо заботиться". - Говорят народные пословицы.
Чувство привязанности к родственникам - каркас, на котором держится семья. Он обрастает плотью взаимных интересов и обязанностей. Это предопределяет силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивидуума.
Естественно, что не всегда интересы членов семьи совпадают. Иногда они противоречивы. Однако общественное мнение считает, что настоящей вражды внутри патронимии не должно быть: "Ложь близкого родственника не убивает". Конечно, идет и борьба внутри большой семьи, но при столкновении с внешним миром все родственники должны объединиться.
Сплоченность большой семьи издавна поддерживается обязательством кровной мести, которое рассматривается сквозь призму "асабии". На мужчин - членов большой семьи распространяется как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собирают средства для того, чтобы откупиться от мстителей, если старики смогли полюбовно урегулировать спор. Но тысячи людей все же гибнут каждый год от пули или кинжала мстителя за дальнего или близкого родственника. Все же факт существования кровной мести при слабом проникновении органов правосудия в гущу народа предупреждает многие преступления. Потенциальный убийца тысячу раз подумает, прежде чем поднимет руку на кого-нибудь, так как хорошо знает, чем это грозит не только ему, но и его близким. Кровная месть распространена прежде всего в египетской деревне, но и в крупных городах она остается реально существующим, хотя и ослабевшим социальным институтом.
В большой египетской семье имеет значение родство только по мужской линии. Для прямых родственников жены даже ее дети - не то чтобы чужие, но они принадлежат к другой семье. Однако дети сына считаются членами семьи и патронимии. Поэтому пословица говорит; "Сын сына - сын любимого человека, а сын дочери - сын чужака". Это - разные семьи, хотя сами брачные отношения предполагают их дружественные связи и, возможно, взаимовыручку.
Традиционная египетская большая семья основана на власти мужа - главы семейства. Его называют "господином семьи". Часто даже молодого человека не называют по имени, а говорят: "Сын такого-то", как по-русски "Иванович", "Михайлович". До недавнего времени юношу оценивали только на основе репутации и статуса его отца. Социальные связи юноши формируются на основе социальных связей отца. Египетское общество до недавнего времени не признавало независимости детей, ни экономической, ни в смысле поведения, и требовало, чтобы они подчинялись отцу. Пословицы говорят: "То, что рекомендуется отцу, не рекомендуется сыну" или "Даже до того, как его увидели, о нем говорили: он хорош, потому что хорош его отец". Общество постоянно интересуется происхождением сына, его, так сказать, наследственностью.
Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения отца и сыновей. Взаимопомощь братьев - дело обязательное, и общество сомневается, можно ли сотрудничать с человеком, который не помогает своим братьям. Пословица говорит: "Я и мои братья - против двоюродных братьев, но я и двоюродный брат - против всех чужаков".
Покорность и признание авторитета старших - одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Общественное мнение требует: "Уважай отца, даже если он разбойник". Но сын уверен, что ему будет оказана такая же честь, когда он станет пожилым. В общем-то в египетской семье жестокое обращение с детьми встречается редко, и если дети почитают отца, то они находят у него нежность и тепло.
Когда юноше приходит пора жениться, его родители и он сам обдумывают этот шаг очень тщательно. Всю тяжесть содержания жены муж должен возложить на свои плечи в коллективе большой семьи или самостоятельно. Сама свадьба требует больших расходов. Пословица иронически утверждает: "С твоими деньгами и дочь султана станет твоей невестой". Многие молодые люди долгие годы собирают деньги на калым и волей-неволей вспоминают другую, саркастическую пословицу: "Кто не может жениться, тот постится".
В Египте распространен брак с двоюродными сестрами и по линии отца, и по линии матери. "Люби свою кузину, даже если из-за этого придется пролить кровь", - говорит пословица. Женитьба на двоюродных сестрах, с точки зрения египтян, имеет много преимуществ: молодые, как правило, знакомы до свадьбы, что облегчает притирку характеров в семье; и муж и жена имеют примерно равный социальный статус, калым в этих обстоятельствах меньше; семьи знают друг друга, а когда молодые - родственники по линии отца, то это вообще брак в пределах одной большой семьи - патронимии.
Выбор невесты или жениха в Египте - чаще всего дело родителей. Но сейчас все больше считаются с мнением молодых.
Что касается красоты девушки, то у народа вкус здоровый. Он отдает предпочтение женщинам с чистой белой кожей, стройным, с тонкой талией, с полной грудью, правильными чертами лица. Однако физическая красота, чувственная сторона брака хотя и важны, но отступают на второй план перед моральными достоинствами будущей жены, ее происхождением, ее умением вести себя и статусом ее родителей.
Отвлечемся на мгновение от свадебных обычаев и брачного права и поговорим просто о физической красоте народа. Египтяне и египтянки, как правило, хорошо сложены и красивы, если они здоровы и нормально питаются. Египтянки привлекательны пропорциональным сложением, мягкими чертами лица, густыми, черными как смоль волосами. Их огромные черные глаза, осененные густыми ресницами, прекрасны. Они справедливо вдохновляют поэтов. Египтянки знают свои чары и усиливают их, подводя сурьмой веки и ресницы, как они делали это еще в фараоновские времена. Раньше женщины из высших и средних слоев красили кисти рук и ступни ног хной, но сейчас этот обычай сохранили лишь феллашки. Богатые женщины перешли на импортную косметику, сырье для которой энергично поставляет Египет - от розового и жасминового масла до ароматических трав. Женщины обычно сохраняются довольно неплохо, но к сорокалетнему возрасту многие выглядят увядшими.
Брак на немусульманке (христианке, иудейке, зороастрийке, но не анимистке) дозволен для мужчин-мусульман. Выходя замуж за мусульманина, женщина-немусульманка не обязана отказываться от своей религии, но ее дети будут мусульманами. Так в раннее средневековье ускорялась исламизация покоренных арабами стран. И в наши дни она ускоряется в Африке. Однако сейчас смешанные браки редки, хотя и возможны.
В прошлом мусульманке вступать в брак с иноверцем запрещалось под угрозой смертной казни. Трагическую историю такого рода передал Э.У. Лэйн: женщину, перешедшую в христианство и отказавшуюся раскаяться, приговорили к смерти, ее с позором провезли на осле по городу, вывезли на лодке на середину Нила, выпороли и утопили.
С тех пор нравы и законы изменились. В Египте женщине, вышедшей замуж за иноверца и принявшей его веру, не грозит смерть, но от нее требуется отчаянная смелость или безумная любовь. Совершая такой шаг, она рвет все свои прежние родственные отношения и социальные связи. Она даже не сможет жить в прежнем квартале города, не говоря уже о деревне. Выходя замуж, она часто вынуждена покинуть страну.
Брак мусульманки и иноверца официально разрешен в Египте, Тунисе, Марокко. Но есть государственные законы и есть шариат. Улемы Аль-Азхара специальной фетвой подтвердили запрет шариата на брак мусульманки с иноверцем и мусульманина с язычницей. Они же объявляют недействительным брак мусульманки с коммунистом.
Традиционное консервативное общество не прощает девушке "греха". Если сын совершил нечестный поступок, дело поправимое. Это не позор для семьи. Но если испорчена репутация дочери, то на семью ложится страшное пятно, ее существование в деревне становится невыносимым. Молодой муж, обнаруживший, что его жена не девственница, с позором прогонит ее. В прошлом отец и братья несчастной могли выволочь ее в пустыню и перерезать ей горло. Внебрачные связи замужней женщины равноценны игре со смертью. Случается, что неверную жену забивают камнями или топят, как и ее любовника. К внебрачным связям мужчины, если они не направлены на чужих жен, общественное мнение относится снисходительнее, но не в деревне.
На следующий день после свадьбы мой знакомый феллах должен был выйти в поле, хотя по случаю такого события имел право отдыхать три дня. Я встретил его через полгода. Он был, как обычно, худ и оборван, но весел. Его жена ждала ребенка. Он оказался счастлив в браке. "А если бы жена не понравилась тебе, ты бы развелся?" - спросил я его. "Аллах повелел терпеть, - ответил он. - Для развода денег нет, на новый калым денег также нет".
Люди женятся отнюдь не для того, чтобы разводиться. Лишь шиитское право разрешает временный брак - иногда на несколько часов. Но простота или сложность развода учитывается при вступлении в брак.
В отличие от католического в мусульманском праве нет положений, запрещающих развод. Частые расторжения браков в Египте, видимо, связаны с тем, что супруги не имеют возможности знакомиться до женитьбы. У коптов же разводы почти невозможны.
Еще Коран подробно изложил правила развода, который бывает трех видов. Окончательным считается тот, в котором мужчина трижды объявляет жену разведенной в присутствии свидетелей или судьи. По шариат существует семнадцать формул окончательного развода. Фраза "Ты разведена!" используется наиболее часто.
Произнося формулу окончательного развода, муж может вернуть себе жену лишь в том случае, если она выйдет замуж за другого и разведется с ним. Я знал курьезный и печальный случай: в порыве ревности пожилой конюх из спортивного клуба дал при свидетелях окончательный развод своей молодой жене. Буквально на следующий день он горько пожалел об этом и начал искать ей временного мужа, чтобы после развода женщины с ним он вновь мог жениться на ней. После ожидания - срока идда, длившегося три периода месячных очищений, он нашел временного мужа, обещав ему заплатить за причиненный ему "моральный ущерб". Шариат требует соблюдения идда, чтобы убедиться, не беременна ли разведенная жена. Если да, то она остается в доме бывшего мужа до родов, так как ребенок принадлежит отцу. Но судьба посмеялась над незадачливым конюхом. Новый муж, взяв деньги, отказался развестись, а бывшая жена конюха оказалась вполне довольной новым браком.
У мусульман практикуется временный развод. Имеется в виду, что муж должен за какие-либо прегрешения воздерживаться от супружеских обязанностей определенный срок до исполнения им необходимого искупления, например, долгого поста, пожертвования на неимущих или на нужды мечети.
Муж может расторгнуть брак в любое время и по любому поводу. При этом он несет определенные материальные обязательства по отношению к своей бывшей жене. В двух случаях и женщина вправе потребовать постановления суда о расторжении брака, не неся никаких обязательств по отношению к мужу: если он не выплатил калыма, оговоренного брачным договором, или не предоставил средств на ее содержание. Еще один способ развода по инициативе женщины - выдать себя за "непокорную", вынуждая мужа на полюбовное расторжение брака.
В любом случае женщина, покидая мужа, оставляет ему детей. Женщина принадлежит, как правило, к другому роду или племени, а дети принадлежат отцу и наследуют ему. Уход детей вместе с разведенной женой способствовал бы раздроблению имущества.
По шариату разведенная женщина обязана заботиться о своих малолетних детях. Но их материальное содержание вменяется в обязанность мужу. Забота матери о сыне продолжается до того момента, пока он не будет в состоянии сам заботиться о себе. Обычно с семи лет мальчик считается самостоятельным, и затем его воспитание становится заботой отца или его ближайших родственников. Дочь находится у матери до тех пор, пока она не достигнет зрелости. После этого она переходит жить к отцу или к его ближайшим родственникам.
Когда молодая жена перебирается в дом к мужу, она чувствует себя там чужой, и, возможно, медовый месяц не обходится без горечи. О ее нелегкой доле говорят пословицы вроде: "Чужая, и забитая, и мало любимая", "Ни любимого человека, ни близкого соседа". Молодая женщина предпочитает сохранять связи со своей старой семьей, чтобы было убежище, куда можно уйти в случае развода или серьезной ссоры с мужем.
Взаимоотношения жены и родственников мужа складываются из противоречивых элементов: трений, поисков взаимопонимания, вызова, соперничества. Молодая жена должна подчиняться свекрови, из любимой дочери родителей превращается на первых порах в униженное существо. В доме женатых сыновей правит их мать, ей должны подчиняться все снохи. Молодая женщина, не выражающая уважения к свекрови, вряд ли найдет понимание у своего мужа. Такие отношения создают трудности для молодой семьи да и для самого мужа, потому что он разрывается между двумя сторонами: не хочет гневить свою мать и ссориться с женой. Чаще всего кто-то берет верх. Впрочем, так бывает не всегда. Если родители мужа уже пожилые люди, они просто нуждаются в помощи молодой женщины по хозяйству. Если у нее оказывается сильный характер, она подчиняет себе мужа.
Главное, чем женщина укрепляет свои позиции, на кого опирается в большой семье, - это ее дети, точнее, сыновья. Чем их больше, тем больше у нее влияния, тем больше к ней уважения. Рождение детей - смысл жизни и смысл брака.
Пусть нас в Египте не вводят в заблуждение плохо одетые, часто неумытые дети рядом с ухоженной, холеной матерью. Детей берегут от сглаза, а так как дурной глаз - в первую очередь глаз завидущий, то его надо отвести от предмета зависти, обмануть. Другой способ против сглаза - мальчиков одеть в одежду девочки. Но грязные, оборванные, с гноящимися глазами дети в народных кварталах отнюдь не маскируются от нечистой силы. Их внешность определяет просто нищета.
Мальчики до шести-семи лет растут среди женщин. Церемония ритуального обрезания, которую совершают в этом возрасте, считается как бы первым шагом к их включению в общество взрослых мужчин. После обрезания их начинают приучать к работе, они помогают отцу в поле, их могут брать на пятничную молитву, если они крепкие, им разрешают поститься.
Не ислам ввел обрезание - оно было известно и в фараоновском Египте (изображение его сохранилось на фресках), и у древних евреев. Возможно, у этой операции были какие-то гигиенические функции, но затем она приняла ритуальный характер. Копты в Египте также практикуют обрезание, но именно перед крещением детей.
В городах детям из состоятельных семей операцию делает врач, в деревне и среди городской бедноты - цирюльник. Он приходит дня за два до операции, чтобы специальным образом подстричь мальчику волосы. Перед этим ребенка моют, закрашивают ему ладошки и ступни ног хной, а перед стрижкой приходят гости и прилепляют ему на лицо мелкие монетки (в состоятельных семьях раньше и серебряные и золотые), которые цирюльник забирает себе.
Накануне церемонии мальчика нарядно одевают, иногда специально в свободные женские одежды - чтобы обмануть дурной глаз, сажают на лошадь или мула и в сопровождении друзей с музыкой и шумом катают по деревне. Если обрезание делают сразу двоим, что предпочтительнее, так как сокращает расходы, то на лошадь или мула сажают двух мальчиков. Вечером родители мальчика устраивают пир для друзей, и гости преподносят ему подарки. Нередко накануне операции мальчик часть дня проводит со сверстниками и взрослыми в мечети.
Муж-египтянин - страшный ревнивец и уверен, что за женой нужен глаз да глаз, иначе она готова изменить. "Не доверяй женщине, даже если она молится, и солнцу, даже если оно садится". Не подтверждает ли эта пословица наблюдения, сделанные Э.У. Лэйном полтора столетия назад? "Египтянки распущеннее женщин из любой страны, претендующей на цивилизованность, - писал он. - Это качество охотно признают за ними соотечественники мужского пола и даже в разговорах с иностранцами. Конечно, существует немало исключений из общего правила... Случается, что египтянки весьма хитроумны и могут обвести вокруг пальца самого осторожного и подозрительного мужа. Несмотря на огромный риск, их интриги редко расстраиваются".
Мы не раз убеждались в справедливости и неустаревшей ценности наблюдений Э.У. Лэйна. Но здесь его замечания вряд ли бесспорны даже для его времени. Если речь идет об обитательницах гарема, то их поведение понятно и объяснимо, а с точки зрения европейца, будь то XIX, будь то конец XX в., - оправданно. Женское чувство вряд ли удовлетворит роль второй, третьей, четвертой жены. Гаремы состоятельных людей превращались в собрание не просто хитроумных и чувственных женщин, а в сборище неудовлетворенных неврастеничек, склочных фурий. Это была их беда и трагедия.
Но и для современности существует похожая проблема. Чем больше запретов и ограничений, тем больше скрытого, задавленного желания их нарушить.
Жесткая регламентация поведения, быта, семейной жизни рождает в женщине чувство протеста. Вынужденная жить с мужем, которого она не выбирала и, возможно, не выносит, не решаясь на развод из-за сложностей по материальным, моральным, социальным мотивам, иная жена действительно может поддаться стремлению нарушить супружескую верность.
"Все египтяне независимо от пола и положения в обществе отличаются развязностью речи, - писал Э.У. Лэйн. - Этим грешат даже самые благочестивые и респектабельные дамы, за исключением очень немногих, чья речь хоть и груба, но все же пристойна".
Спустя сто лет английский социолог Уайнифред Блжэкмен, проведя несколько лет в Верхнем Египте, пришла примерно к такому же выводу: "Учитывая невежество крестьян, неудивительно, что круг тем их разговоров довольно-таки узок... Разговоры обычно вращаются вокруг сексуальных вопросов, и это оказывает деградирующее влияние как на них самих, так и на их детей, потому что перед детьми они не скрывают в разговорах самые интимные подробности, и дети, естественно, повторяют разговоры взрослых. Женщины в разговорах на эту тему выражаются еще более откровенно, чем мужчины. Девочки, которые находятся вместе с матерями, постоянно слышат разговоры о самых интимных сексуальных подробностях".
Возможно, что разговоры на интимные темы в присутствии детей - это инстинктивная народная форма их полового воспитания, а разве необходимость более свободного и открытого обсуждения вопросов секса не признается сейчас большинством социологов и психологов? Поэтому будем с уважением относиться к нравам и обычаям других народов, принимая или отвергая их.
В Каире обращаешь внимание на то, что взгляд девушек и женщин нередко открыто говорит об их чувстве к мужчине, особенно когда городская толпа создает обстановку анонимности. Русская девушка или другая европейка будет смотреть на мужчину как бы украдкой. Означает ли эта неосознанная особенность поведения египтянок большую свободу для них, чем для европеек? Как раз наоборот. Английский писатель Джеймс Олдридж дает взглядам египтянок объяснение, которое мне представляется убедительным: века и века египетские женщины смотрели на чужих мужчин сквозь прорезь чадры или из-за узорчатой решетки женской половины дома, им не было нужды скрывать свои чувства, просто никто не мог видеть их лица. Теперь практически ушла чадра, исчезли гаремы, но во взглядах египтянок-горожанок нет-нет да и мелькнет выражение прежней гаремной затворницы.
Еще в период оккупации Египта армией Наполеона с французами приехало немало женщин. Египтяне были озадачены их ролью в обществе мужчин. Принявший ислам французский генерал Мену, женившись на египтянке, стал обращаться с ней, как с французской дамой, подавая руку, когда они входили в столовую, пододвигая ей стул, передавая блюда. Если у нее падал платочек, он спешил его поднять. Когда другие египтянки увидели это, то они якобы обратились с просьбой к Наполеону, чтобы он заставил их мужей оказывать им такие же знаки внимания и почтения. Произошел ли этот "гаремный бунт" в действительности или он исторический анекдот - сейчас трудно сказать.
Алексей Васильев
- 14.03.2003
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
да, многое стало понятно… соовсем разные понятия у женщин и мужчин. Вместе он египтянин- мусульманин и она христианка могут быть только по любви сильноц и взаимной — но и это не удержит их долго . Грустно, но факт.