Касты против страсти


Для индийцев немыслима жизнь вне брака. Но всякое проявление чувств, как и сам брак, подчинены древним моральным нормам и кастовым законам.

Индия – страна наивных кинофильмов с неправдоподобными драками, но в то же время это еще и край Тадж-Махала, Ганга и женщин в сари, с точкой на лбу. Вот что в первую очередь привлекает сюда туристов.
Точка на лбу (в разных районах Индии ее называют по-разному, бинди, тилак или тика) имеет свое объяснение. Здесь смешивается несколько обычаев и веровании. Тут и легенда о третьем глазе бога Шивы, который является символом высшего духовного звания, и сам красный и коричневый – цвет крови. Для человека, который родился и вырос на этой земле, тилак – открытая книга. Индиец может определить по точке на лбу женщины – именно они чаще всего носят тику – замужем она или нет, сколько у нее детей, из какого района, даже селения огромной страны она произошла и главное – какова ее каста. Мужчины также носят тилак, но в гораздо более редких случаях. Тику ставит мать на лоб сына, которому предстоит трудное дело или битва, благословляя его. Тилак рисуют мужчинам по большим праздникам – религиозным или таким важным, как свадьба или рождение сына.
Туристы иногда не могут понять, почему, совершив одни и те же действия в отношении двух людей чуть ли не на одной улице, они могут от одного услышать проклятия, а другой будет благословлять их чуть не до самого отеля. Дело тут не в плохом характере одного и доброте другого члена индийского общества, а в их кастовой принадлежности. Например, человек низшей касты может осквернить пищу одним своим прикосновением.
Определить, к какой из каст принадлежит тот или иной индиец, неспециалисту весьма сложно. Можно только говорить о том, что кожа представителей высших каст светлее, чем у низших. Отличаются они и по одежде, но это тема для отдельного разговора.
На особом положении в Индии находятся неприкасаемые и вдовы, которые также являются париями. Эти люди будут счастливы, если вы даже заденете их случайно на улице. Какое-никакое, а это все же общение. Неприкасаемые могут поговорить хотя бы с себе подобными; вдовы – обритые налысо, в однотонных сари, обреченные вечно вымаливать у небес прощение за то, что прогневали богов и те отняли у них очаг, – лишены даже этого.
Кстати, как ни забавно, в иерархии каст высшее место заняли бы представители интеллигенции: врачи, учителя и журналисты, а также священники.
Непосвященному может показаться, что суровые кастовые законы не оставляют в Индии места для любви. Это не так. Но если на Западе люди вначале влюблялись друг в друга и только потом женились, то в Индии все наоборот. Индийцы всегда считали, что сначала нужно выбрать спутника жизни и сыграть свадьбу. А чувство придет потом. Не случайно в ходу здесь слово «параккам» – любовь, возникшая из привычки.
Индийцев это всегда устраивало. Кажется, устраивает и до сих пор. Юноши из касты парайанов признаются, что никогда не женились бы на объекте своих юношеских желаний. В результате 90 процентов браков в Индии – это браки «по договоренности». К согласию приходят родители, а молодые люди могут только подать сигнал, что они «созрели» до изменения своего статуса. Если в доме юной тамилки день и ночь гремит музыка – это не беспричинное шумное веселье. Это «саданки» – четкое сообщение, что девушка уже готова выйти замуж. Нравы и традиции на юге и севере страны заметно различаются. На юге браки внутри рода – обычное явление. На севере они запрещены, поэтому пару нужно искать за пределами родной деревни.
Важнейшую роль играет происхождение. Будущие супруги должны обязательно принадлежать к одной касте. А если, допустим, он – брахман (жрец), а она – вайшья (земледелец) или шудра (ремесленник)? Тогда ничего не получится. Как бы сильно ни билось сердце при виде его или ее, увы, кастовые границы практически непреодолимы. Межкастовые браки даже в сегодняшней Индии – явление скорее нетипичное. Какая участь ждет нарушителей этих норм? Обычно родители просто высказывают ослушавшемуся чаду свое неодобрение. Но могут и выгнать из дому. И даже убить. Последнее, впрочем, в наши дни случается крайне редко.
Супружеская жизнь протекает весьма своеобразно. Недовольный поведением жены или ее бесплодием, муж вполне может ее обменять или продать! Проходит это на живописных ярмарках в штате Мадхья-Прадеш, расположенном в центре страны. Брошенных женщин здесь осматривают, как домашний скот, за них оживленно торгуются.
Свои чувства индийские мужья подчас проявляют нестандартно и бурно. «Слабых половин» здесь нередко поколачивают. Странная логика «бьет – значит любит» понятна не только в России.
А для индийской женщины главное – замужество и продолжение рода. Без этого ее жизнь просто немыслима. Бездетность здесь считается позором. Вдова уважением не пользуется. В касте брахманов вдовам запрещают вступать в повторный брак.
Поэтому легко понять привязанность жены к мужу. Его физическая смерть – это ее социальная гибель, конец нормального существования в обществе. Такая установка имеет глубокие исторические корни. Некогда североиндийские воины-раджпуты заставляли вдов приносить себя в жертву на погребальном костре супруга. Только в XIX веке этот страшный обычай, именуемый «сати», был запрещен английскими колониальными властями.
Еще одно проявление неравенства полов – запрет на произнесение женой имени мужа. Тут корни уходят еще глубже: ведь древняя традиция практически уподобляла супруга божеству. Индийцы убеждены: любовь должна оставаться тайной. Иначе можно привлечь к себе «дисти» – сглаз. Поэтому супруги не демонстрируют свои чувства на людях. Традиция позволяет только целомудренно держать жену за руку.
И хотя без бурных любовных сцен не обходится ни один индийский фильм, не путайте искусство с реальностью! То, что происходит на экране, с обычной жизнью не имеет ничего общего. Впрочем, как и во всех других странах.

поделиться
Робер Дельеж, Екатерина Молдаванцева
24.03.2006

    Интересно, но чисто в историческом плане. Автор статьи была в современной Индии?, это перевод статьи 50-летней давности….

    Когда непрекасаемый переходит в буддизм, он выходит из этой порочной системы. Что чрезвычайно не нравиться высшим кастам, особенно варне брахманов.

    Информация действительно старовата. Например, цвет кожи никакого отношения к касте не имеет. Мой дед был из браминов — и он сам, и многие его ныне живущие родственники были весьма темными. И несмотря на подавляющее количество браков «по договоренности», никто никого не колотит… Может, Вам стоит съездить в Индию и самой посмотреть?

    This is a bunch of wrong information! U menya ochen’ mnogo druzey i podrug iz Indii, dolgoe vremya ya zhila v Indiyskoy community, bol’shinstvo etoj informacii ochen’ staro. zvet deystvitel’no k kaste imeet ochen’ maloe otnoshenie.
    Demonstracia chuvstv na ludyah — imeet mesto. vy bi videli kak moya znakomaya indiyskaya parochka celuetsya v parke!

    Чудненько, если учесть, что от первоначального варианта статьи (в приложении к газете «репортер»)мало что осталось.И это не перевод статьи пятидесятилетней давности — мне всего двадцать пять.

    Все очень Интересно… Хотела узнать насчет пятнышка на лбу у женщин — узнала. Всегда это интересовало: у меня на этом месте на лбу родинка…

    Очень интересно! Прониклась! Была в Индии, именно так все и происходит, знаешь даже захотела с молодым человеком расстаться, так как думала, что он мне сделает там предложение, но этого не случилось((((((

    Кошмар! Что вы тут понаписали!
    Мой парень индиец, когда я ему прочла эту статью он был в шоке! Он например сам не знал, что у них там бесплодными женщинами торгуют. И к вдовам такого отношения нет, сейчас Индия очень изменилась! Не понимаю зачем писать такие статьи и вводить людей в заблуждение! Уверена, что тот кто написал ЭТО ни разу не был в Индии!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru