Шаббат, Шалом!


«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Булгаков утверждает, что прокуратор не любил месяц нисан с его жгучим солнцем, не любил беспокойный упрямый народ, населяющий Ершалаим, с его непонятными праздниками. И сразу становится ясно, что Понтий Пиплат не сиживал за праздничным столом ни в весенний месяц нисан, ни в предшествующий ему весенний месяц адар, ни в Шаббат - субботу. А жаль. Возможно, сердце грозного прокуратора смягчилось бы, и история рода человеческого пошла бы совсем другим путем.


Еврейская кухня прихотлива. Традиции и трудоемкие рецепты вот уже которую тысячу лет направляют в полезное для семьи гастрономическое русло кипучую энергию еврейской жены и хозяйки. Она фарширует чернослив и гусиную шею, вертит из теста «розы» для бульона, варит редьку в меду, печет не переставая то миндальные бублички, то маковники, то струдели, то величественные, как катафалки, торты. А цимес — нежное варево смелой рецептуры, где картофель смешивают с изюмом, черносливом и корицей, а мясо — с апельсином, сухофруктами, медом! А всевозможные кугли (запеканки) — и свекольные, и луковые, и реповые! А холодная фаршированная рыба (гефилте фиш) с хреном, блюдо, ради которого, по словам Бабеля, стоит принять иудейство. Каждое еврейское местечко по праву гордилось собственным рецептом гефилте фиш. Для одних — это пряные рыбные котлеты в свекольном желе, для других — это рыбный фарш в форме рыбы; где-то клали в фарш сырой лук, где-то — тертую морковь. Короче говоря, существуют определенные разногласия в стане евреев по поводу приготовления гефилте фиш. Зато каждый еврей знает, как отличить настоящую гефилте фиш от ненастоящей. Для приготовления настоящей нужны: крупночешуйчатая речная рыба — карп, судак, лещ и проч., неутомимые бабушкины (или мамочкины) руки, выбирающие рыбные кости и аккуратно отделяющие рыбную кожу от мяса; луковая шелуха — ее кладут на дно кастрюли, в которой тушится рыба. И категорически не нужен желатин.
Но не только разнообразными деликатесами потчует еврейского внучка еврейская бабушка. Разнообразные истории — вот приправа, которая делает вкус каждого блюда неповторимым. Причем еврейская еда иллюстрирует не только бабушкины, но и библейские истории.
«Когда твой прадедушка Абрам был маленьким, он так не любил свою мачеху, что решил удрать из дома, отомстив ей хорошенько перед этим. Он дождался самого важного в году праздника — праздника Песах, когда к столу подается крепкий куриный бульон, такой наваристый, что, как бы горяч он ни был, пар не поднимается над тарелкой. Хлебнул маленький прадедушка Абрам ложку — обжегся, но не подал виду, а намотал на пуговицу курточки бахрому скатерти и завопил: "Бульон остыл! Холодный бульон!" А есть холодный бульон в этот праздник — большой грех. Мачеха как хватанет полную ложку обжигающего бульона — и глаза у нее вылезли на лоб. А маленький прадедушка выпрыгнул из-за стола и пустился наутек, волоча за собой скатерть. Убежал он сначала в Одессу, а потом стал георгиевским кавалером», — так рассказывал один выросший внучек другому «бульонную» историю своей семьи. «Позвольте, но ведь точно такая же история приключилось не с вашим прадедушкой Абрамом, а с моим дедушкой Хаимом. Мне бабушка рассказывала!» — заволновался его собеседник.
Но главная история Песаха (в этом году начало Песаха приходится на 24 апреля), если верить библейской книге Исход, совершилась примерно две тысячи лет назад до рождества Христова. Главный праздник иудаизма Песах, давший название главному празднику христианства — Пасхе, больше ничего общего с последним не имеет. Песах (смысл этого слова прекрасно передается английским названием праздника — Passover — «пройти») назван так в память об исходе евреев из Египта. Евреи до сих пор гордятся своим древним предводителем Моисеем, который выбрал для своего народа голодную свободу (люди скитались 40 лет в пустыне и вместо гефилте фиш питались манной небесной) вместо сытого рабства.
Праздник Песах — это трапеза трапез, которая длится не меньше четырех-пяти часов. Это настоящее действо (гости по очереди читают древний текст, перемежая его комментариями, традиционными вопросами детей и ритуальной едой), срежиссированное так, чтобы каждый современный еврей чувствовал себя примерно на четыре тысячи лет старше и понимал, что переживали его далекие предки, бегущие из Египта. Трапеза во время Песаха состоит из ритуальных блюд, чередование которых строго регламентировано. Цель участников трапезы — не насытиться, а приобщиться. И в течение недельного празднования Песаха вкусные обеды (в частности, вышеупомянутый куриный бульон) надлежит есть с хлебом бедности — мацой (это тонкие пресные хлебцы).
Если Песах — самый строго обязательный религиозный праздник в иудаизме, то предшествующий ему весенний праздник Пурим давно уже стал любимым светским развлечением евреев. История Пурима рассказана в Книге Есфири. Есфирь, будучи любимой женой персидского царя Артаксеркса, избавила свой народ от происков злого царского советника Амана. И вот уже несколько тысячелетий подряд меню праздничного обеда обязательно включает треугольные пирожки с маком — хоменташен. Некоторые отсталые бабушки считают, что пирожки эти формой напоминают уши злого Амана, а бабушки прогрессивные утверждают, что этот нехороший человек носил треугольную шляпу. Но, независимо от того, уши это или шляпы, пирожки хоменташен — замечательный десерт к чаю. Израильтяне же в этот день увлекаются не столько чаем, сколько спиртным. Пурим — единственный в религиозном еврейском календаре праздник, поощряющий невоздержанность в потреблении алкоголя: напиться следует до состояния, не позволяющего различить, где друг, а где враг. Сказано — сделано. Кроме того, ночь Пурима — это всеизраильская карнавальная ночь, ночь переодеваний, розыгрышей и шуток.
А вот значение Шаббата — еженедельного семейного праздника (субботы), который отмечают только евреи, давно вышло за рамки еврейского мира. Хвала древним евреям! Они первыми провозгласили право на отдых как неотъемлемое право человека. Никто не работает в субботу — «ни ты, ни раб твой, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». Таков закон Божеский, а потому человеческий.
Суббота, царица-суббота, самый поэтичный, самый удивительный праздник из всех, какие отмечают евреи. Это праздник семейного счастья, семейных будней. А субботнее застолье — праздник сытого желудка, к нему готовятся всю неделю. И как только в пятницу перед заходом солнца женщина зажигает стоящие на столе свечи, объявляется семейный мораторий. Запрещается изнурять себя работой, запрещается вести сеющие вражду разговоры, запрещается браниться и изливать на всех свое недовольство, запрещается экономить на желудке. Каков бы ни был мир, он превращается в праздник. Каков бы ни был стол — богатый или бедный, неизменные его атрибуты — хлеб (две белые халы), соль, кубок для виноградного вина. Вот отец благословляет вино, наполняет кубок, отпивает и передает матери. Вот отец ломает халы, благословляет хлеб, макает его в соль и ест. Хлеб да соль! Шаббат, Шолом!

поделиться
Алла Романова
25.03.2005

    я жительница иерусалима.в статье описано все правильно.и хоть я все это знаю,но читать все равно
    интересно.спасибо

    Прекрасная статья, хоть я и не еврей, но праздики понравились, а особенно яства.

    Кол за тему. Столко соплей об еврейских праздниках,
    а шаббат затронут слегонька, между прочим.

    Хорошая статья.
    Это лишь маленькая толика о еврейских праздниках и традициях,но все равно приятно,что это было озвучено.Тода раба(спасибо большое)автору.

    «А вот значение Шаббата — еженедельного семейного праздника (субботы), который отмечают только евреи, давно вышло за рамки еврейского мира. Хвала древним евреям! Они первыми провозгласили право на отдых как неотъемлемое право человека. »

    Как будут определять евреи Шаббат за полярным кругом? Когда полгода темно и полгода светло?
    Ну что скажут еврейские умы?

    Оскар! Нормальный еврей за полярным кругом или на полюсах жить не будет.
    Далее… можно по Иерусалимскому времени, можно по широтному.
    Тоже мне бином Ньютона…

    Бред про Понтия Пилата. Не в тему приписали. Действительно, шабат практически не затронули.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru