Три идола Поднебесной
Поднебесная, по-китайски "Тянься", усилиями императора Цин Шихуана в 3 в. до н.э. была обнесена Великой китайской стеной. Китайцы искренне верили, что их цивилизация самая древняя и совершенная, и посему должна служить примером для подражания всем, и варварам в том числе, коими они полагали всех некитайцев.
Представьте, сколько было бы шуму, если б об этом узнали греки, римляне или потомки Авраама! Наверно, идея избранности - самая древняя форма навязчивых состояний.
Но, так или иначе, каждый ребенок знает, что китайцы изобрели порох, у них самый лучший фарфор, самый тонкий шелк, они умеют писать стихи на рисовых зернышках, они изобрели акупунктуру, ушу, феншуй и многое другое полезное. А помимо этого они одарили человечество своим особо оригинальным представлением о том, что есть хорошо, касаемо женщины.
Изящество
Китайская красавица всегда изящна. Однако изящество требует жертв (кстати, китайская народная поговорка). Чтобы "ножки были стройны, а ступни молодые Лотосов двух золотых нежней" - ступни ножек в возрасте 6-7 лет перебинтовывали так, чтобы все пальцы, кроме большого, оказывались плотно прижатыми к подошве. Ножка не росла, а искривлялась подобно молодому месяцу. Выглядело это очень изящно: женщины при ходьбе раскачивались и падали, словно нежный тростник на ветру. Самых изысканных возили на тележках.
У всех "блистательных" идей бывают свои зачинатели. Традиция повествует, что у некоего императора Ли Хоучжу была наложница Яо Нян. Император повелел изготовить золотой лотос высотой в шесть футов. Внутри цветок был выложен нефритом и драгоценными камнями. Яо Нян туго забинтовали ноги, придав им таким образом форму молодого месяца. И в таком виде она танцевала внутри цветка. И якобы танцующая страдалица была столь необыкновенно легка и грациозна, что казалась скользящей по верхушкам лилий. Дурной пример, как известно, заразителен. Вот с тех пор, говорят, и началось бинтование ног. За давностью времен правды не узнать, но похоже на то, что у этого парня Ли были какие-то сексуальные проблемы. А иначе как объяснить, что вид мучающейся от боли и при этом еще и танцующей несчастной любовницы доставлял ему удовольствие? А какие ухищрения? Шестифутовый золотой лотос, нефрит внутри?! Фрейд был прав. Все проблемы из-за либидо.
Так или иначе, традиция бинтования насчитывает более тысячи лет. Если у женщины не было маленьких дугообразных ступней, ее шансы выйти замуж были практически никакими. Особенно доставалось дочерям богатых китайцев, их ножки уродовали настолько, что они не могли самостоятельно передвигаться.
У китаянок в ходу были поговорки; "Красота требует страдания", "Пара забинтованных ног стоит ванны слез". Интересно, мужчинам что-нибудь бинтовали? А ведь бинтование женщин не ограничивалось одними ступнями!
Другой стандарт предписывал женской фигуре блистать "гармонией прямых линий", для чего с 10 до 14 лет китаянки должны были носить особые лиф и жилет, так, чтобы вся фигура становилась узенькой, плоской и субтильной.
Вообще, создается впечатление, что китайских мужчин принципиально не устраивало, как небеса сотворили для их пользования женщин: груди у них какие-то растут! Вкупе с ножками-лилиями и тонкой талией, плоская грудь считалась признаком изящества девушки и обеспечивала ей внимание женихов. Кажется, древние римляне были более благопристойны, не смешивая все в одном флаконе, и, если их тянуло на "блистательную гармонию прямых линий", они брали себе молоденьких мальчиков. Можно понять эстетов-эротоманов: почти мальчик, а все-таки девочка, и стоять на ногах не может.
В некоторых районах Китая еще и вытягивали девушкам в длину череп, от чего голова принимала форму тыквы, что гораздо красивее, чем арбуз.
Женское изящество являлось и гарантией вступления в брак. Во время брачной церемонии невеста демонстрировала себя гостям, стоя на столе на двух перевернутых фарфоровых чашечках, так чтобы не раздавить их и не свалиться самой.
Покорность
Конечно, у всего есть свои маленькие положительные стороны. Традиция, а Китай - страна, где традиции чтились и неукоснительно исполнялись, предписывала главе семейства заботиться о жене и детях, подобно тому, как император заботился о стране. Так что на заработки жен не посылали. Вообще, женщине было предписано сидеть дома. А когда ее просватают, что происходит обыкновенно в 10-12 лет, она была обязана укрываться от взора даже хорошо знакомых. Вопрос о заключении брака решался старшими членами семьи, и личный выбор и вкус не играли никакой роли. В большинстве случаев вступающие в брак были незнакомы до свадьбы. Но в этом китайцы не оригинальны. Такими чудачествами баловались многие народы. Подобно русским обычаям, что особо умиляет, и в Китае было принято всплакнуть перед свадьбой, вернее, в течение трех дней до свадьбы девушка должна была плакать и отказываться от пищи, чтобы у соседей не было повода судачить, что она так уж мечтает выйти замуж.
Правильный китайский мужчина должен бы постоянно демонстрировать свою безграничную власть над принадлежащими ему женщинами, а достойные общественного уважения женщины - проявлять покорность и радость от возможности ему служить. Если предписанные традицией роли исполнялись правильно и с энтузиазмом, то в отношениях царили полная гармония и садомазохистское совершенство. Символами совершенства являлись мужское начало Янь (движение, тепло, свет, насилие) и женское Инь (покой, холод, тьма, покорность). Янь и Инь проникали друг в друга, взаимозависели и создавали гармонию. Женщинам запрещалось болтать, хохотать, сплетничать, слоняться по дому без дела, отвлекать мужчин и жаловаться.
Еще одна интересная деталь. В Китае поцелуи настолько необычны, что даже мужья не целуют жен своих, по крайней мере, никогда не признаются в этом, так как поцелуй считается вещью "похотливой и неприличной".
В Китае состоятельные мужчины могли брать себе, кроме законной, еще несколько "второстепенных" жен и наложниц.
Древний обычай предписывал овдовевшей женщине, подобно индийскому обряду сати (самосожжение на погребальном костре мужа), совершить самоубийство, чтобы соединиться с мужем в загробном мире. Но это было необязательно. А вот выходить вторично замуж считалось непристойным и заслуживающим осуждения. Вдова, сохраняющая верность, награждалась почетной табличкой, которая выставлялась перед ее домом. Неплохая, между прочим, идея! Какая никакая моральная компенсация.
Еще более почетной наградой считалась деревянная арка (пайлоу) или каменный обелиск с надписями: "Как иней, чисты ее стремления"; "Обелиск исключительной верности". Но такой подарочек можно было получить, только отправившись вслед за мужем на тот свет. А бедные, бедные мужчины! Им никогда не ставили обелисков. Даже деревянных арок. Даже простенькой таблички не получил ни один! Потому что верность жене не входила в число мужских добродетелей. Двойная мораль лежит тенью над подвигом верных жен.
Страсть
Большую часть времени китайцы либо думали о "сладостном танце жар-птицы и дракона", либо его исполняли невероятным количеством всевозможных способов. Секс - единственная область, в которой китайская женщина не боялась проявить инициативу.
Традиционная мораль не осуждала китаянку "виртуозно и игравшую на мужской флейте", когда мужчина, например, разбирал жалобы в суде. Чувственность, вожделение и искусность в любви ценились так же высоко, как изящество и покорность.
В интимных отношениях китаянки использовали огромное количество сложных приспособлений. В их косметичках хранились "порошки для удовольствия на ложе", возбуждающие мази для "нефритового стержня" и "яшмовых врат", серные кольца страсти, серебряные воротнички и зажимы, колпачки "вечного желания", приспособлен для "полировки яшмовой ступени", специальные шарики с ртутью для внутреннего использования и колокольчики для наружного. Все, что в христианском мире осуждалось как чудовищный разврат, у китайцев носило нежный и поэтический характер.
"Пить вино, любить женщину, писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи - все это природе своей только Ян и Инь." (Чэнь Ханшоу)
Китайская поэзия, в отличие от европейской, изобилует поэтами-женщинами. В созданных ими образах наши женщины могут узнать себя. Потому что ничто не ново под луной.
Лежу одна, печальная в постели,
До третьей стражи - дождик за стеной
За каплей капля
Проникает в душу,
За каплей капля
Проникает в душу.
Мне больше не по силам
Шум их слышать
И ночь в разлуке коротать одной.
(Ли Цин-Чжао)
Как бы то ни было, но нужно честно признать: китайский идеал женской привлекательности - самый эффективный в мире. 13 миллионов китайцев - лучшее тому доказательство.
- Мира Мачабели, Петр Каменченко
- 13.06.2003
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
mazdu pro4em kitaianki podmichkami ne breut , i v dush redka xodiat , a zubi voobche raz v 3 dnia 4itiat ,,,,,,,,,,,tak chto pro krasotu kitaianok mozho poporit .