Майя Плисецкая: "Я не выбираю преемниц!"
Все почему-то спрашивают, а высокая ли Майя Плисецкая. Вполне понятно: удивительно пропорциональна, грациозна, длинные руки - она, действительно, кажется высокой, эта маленькая великая женщина.
Она выглядит так, что может смело не скрывать свой возраст. Потрясающе, не отпустила природа ей старости. Она - женщина на все времена. Юная хрупкая фигура, знаменитые волшебные руки и глаза, абсолютно молодые, с огоньками, с лукавством. Врожденное благородство и, как это бывает у воспитанных людей, естественность, ни грамма высокомерия.
Она победила. Победила время, продолжая танцевать на сцене шесть десятков лет, победила систему, оставшись независимым художником и завоевав поклонников по всему миру, победила консервативное отношение к балету, создав красивейшие танцы для героинь литературных произведений, за которые никто не решал браться...
Родион Щедрин. Впервые они встретились в доме Лили Брик в 1955 году.
Плисецкой было тогда 33 года, Щедрину - 26. Когда окружающие узнали об их браке, некая дама спросила Плисецкую:
"Как можно лечь в постель с человеком, и которого в голове всегда музыка?"
- Можно, и совсем неплохо.
Она всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина. Исписала тысячи страниц писем к нему - из каждого государства, из каждого отеля на всяком гастрольном пути.
"Жизни без Щедрина я представить себе не могла. Даже в хрустальном замке на каких-нибудь Канарских островах".
Они чем-то похожи друг на друга. Два сильных и красивых человека. В жизни того и другого было много, что могло сломать любого - они выжили. Каждый в отдельности и оба вместе. Этой красивой паре предрекали разрыв с самого начала: слишком талантливы, слишком самодостаточны. Но он продолжэал писать музыку для нее, она продолжала танцевать им услышанную "Анну Каренину", "Чайку", "Даму с собачкой", и конечно же, "Кармен".
- Насколько ваш образ страстной Кармен соответствует вашей сущности?
- Я делаю Кармен, как ее ощущаю. Она отличается от всех Кармен, драматических и оперных. Я так чувствую, и свои чувства не насилую, для меня это естественно. Я не знаю, правильно ли это, у Мериме она другая, но испанцы воспринимают мою Кармен больше, чем свою... Видимо, мне удалось передать дух испанской Кармен... Я интуитивно ее почувствовала, точно так же как почувствовала Анну Каренину и других героинь.
Она с трудом пробивала "Анну Каренину": ее убеждали, что роман Толстого танцевать нельзя, музыка шумна, Анна Каренина валится в неглиже на Вронского: опять эротика". Но она - победила. Следом были чеховские "Чайка" и: "Дама с собачкой".
Для всех этих спектаклей костюмы для нее делал Пьер Карден.
Премьерой "Дамы с собачкой" она отметила свое шестидесятилетие.
"Как водится, балерины празднуют этот сволочной возраст, горделиво восседая в лучах прожекторов. К концу вечера она засыпана цветами по самый подбородок, словно покойница. Мне же в свой вечер пришлось потрудиться вдосталь. Я почти все время на сцене. Но - выдержала. Победила. И без ложной скромности хочу написать об этом. Щедрин прилюдно обнимает меня на сцене и, улыбаясь, заговорщицки говорит:
- Эта музыка - тебе подарок к дню рождения. Не кольцо же с бриллиантом дарить?.."
- Как вам удалось прожить в одном браке столько лет?
- А я недолго с ним живу. Всего 45 лет. Еще бы столько, десять раз.
- На чем в России держалась ваша независимость?
- Ни на чем. Это не то, чтобы я держалась, я этого не хотела... Этого забыть невозможно, тот период, когда со мной не здоровались, все время подвохи, доносы. Как сказал брат Хрущева - на вас горы доносов. Но видимо, их все-таки было недостаточно, чтобы посадить, потом, они боялись скандала. Я даже не знаю, что в этих доносах.
- Вы всегда находитесь в процессе творчества. Над чем работаете сейчас?
- Я получила приглашение из Японии поставить мюзикл "Аида", но не Верди, а японского композитора. Буду работать с труппой, в которой только девушки. Это альтернатива театру "Кабуки", где только мужчины. Там 400 японских красоток. Танцуют 42, умеют все, но в основном, исполняют модерн. Я видела фотографии, у них модельная внешность. Мне это очень интересно, я улетаю туда 28 июня.
- Нам говорили, что вы совместно с Родионом Щедриным выбирали преемницу на главную роль в "Даме с собачкой". Была кандидатура Анастасии Волочковой...
- Преемницу я никогда не выбирала ни на одну свою роль. Волочкова сама захотела танцевать за несколько дней до премьеры. Я очень удивилась - за несколько дней спектакли не делают. Жизнь показала, что я была права. Она позвонила и отказалась от главной роли.
- Как вы вообще относитесь к личности Анастасии Волочковой. О ней в СМИ пишут по-разному, часто злобно...
- Что в этих публикациях правда, я не знаю. У критиков главные претензии такие: высокая, молодая и красивая. Уже достаточно...
А, в общем-то, у нее хорошая питерская школа. Еще завидуют, что богатая. Дальше подробностей не знаю.
- На ваш взгляд, какое будущее балета на планете?
- Оно очень разнообразно. Все рекорды уже побиты. Все и все умеют - прыгают выше, летят дальше, чем раньше. Что сейчас вытворяют девочки-гимнастки! Поэтому ожидать можно чего угодно. Мне нравятся исполнители, которые слышат музыку. Тут прогресса нет. А бессмысленно задирать ногу, если это не отражает музыку.
- Майя Михайловна, вы много путешествуете миру. Кем себя ощущаете?
- Россиянкой, конечно. Не немкой же, хоть я и живу сейчас в Мюнхене. Сейчас многие снимают квартиры в разных странах. 20 лет, как мы имеем дом в Литве. Но я не могу сказать, что я литовка.
- Даже у великих людей бывают провалы. Как вы их переживали?
- Один спектакль никогда не похож на другой. Я танцевала 800 раз "Лебединое озеро". Бывали очень хорошие, хорошие и плохие спектакли. Но провалов не было.
Когда вы уйдете со сцены? Этот вопрос мне наперебой всякий раз задают. Мой ответ неучтив: "В сто семь лет, не раньше".
- Apple press
- 04.07.2003
Оставьте свой отзыв
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
Так себе. Много «желтезны» для такого Большого человека как Майя.И журналист не на высоте,прямо скажем.
Женщина с характером — что надо! А желтизна — так какие вопросы, такие и ответы. И все таки не скатилась к сплетням.