Песни и огонь Юлии


Когда шесть лет назад я впервые брала интервью у молодой актрисы Юлии Силаевой, она призналась: "Надоело играть полупроституток".

Действительно, если вспомнить ее самые известные кино- и телероли, например, в фильме "Встретимся на Таити" или детективном телесериале "На углу, у Патриарших", то это, как минимум, авантюристки. Правда, ее актерское досье - очень разнообразно. Например, в фильме "Князь Юрий Долгорукий", который снимался до заказу мэрии Москвы к 850-летию столицы, у нее была роль возлюбленной великого князя - чистой и преданной девушки. А в театре она, в частности, и вовсе в "Золотом ключике" Мальвину играла...



- Юлия, сегодня вас называют не только актрисой, но и певицей. В 1990 году вы стали победительницей первого конкурса актерской песни им. Миронова, вы уже ездили с концертами за рубеж, в частности, в США. И, по-моему, дело идет к тому, что останется только "автор и исполнитель своих песен".

- Во-первых, быть этим самым "автором и исполнителем..." уже нормально. По крайней мере, я была бы не против. А пока идут фильмы с моим участием, пока играю спектакли, остаюсь актрисой. Я никогда не отделяла свои песни от своей профессии. Пою, как актриса, играю, слушая музыку спектакля. Один знакомый режиссер сказал, что актер не может петь фальшиво, если он знает, про что поет. Вот это "про что" и есть моя профессия.

- Чем было вызвано желание писать песни?

- Знаете, я в шесть лет начала заниматься музыкой. Так захотели мои родители - инженер и преподавательница английского. Музыке меня обучала бывшая ученица жены великого композитора Александра Скрябина, которая помнила другого не менее знаменитого композитора - Александра Глазунова, автора балета "Раймонда". Она рассказывала, что Глазунов всегда появлялся в окружении хорошеньких девушек - студенток и в безупречных, накрахмаленных манжетах. Про меня моя учительница говорила: девочка способная, но не трудоспособная. К тому же я всегда была бойкой и непоседливой. Тем не менее в музыкальную школу меня приняли сразу во второй класс. Потом поступила в музыкальное училище на отделение теории музыки. Незаметно и постепенно сочинялись песенки. Так что, думаю, тогда-то все и началось. А в 1985 году я почему-то поехала в Москву, поступила в ГИТИС. И в 89-м стала актрисой театра им. Маяковского.

- Сколько альбомов вы выпустили?

- В 1998 году вышла моя первая пластинка - "Песни и огонь". Она, практически, уже почти вся разошлась. Прибыли никакой. Но появился опыт студийной работы, общения с разными людьми. Это саундтрек задуманного моноспектакля "Песни и огонь Виолетты". Выяснилось, что спектакль поставить сложнее, чем сделать пластинку: так и случилось - пластинка есть, а спектакль был сыгран один раз. И существует радиоверсия пьесы "Песни и огонь Виолетты", записанная мною для "Радио Свобода".

Сейчас работаю над вторым альбомом с рабочим названием "Опасные сны". Альбом "живой", т.е. не компьютерный. Трудно, дорого, но интересно. Записала три песни, но уже наслушалась всякого. В частности: "Ты ненормальная, кому это нужно. Пиши попсу, делай модняк-аранжировки. Зарабатывай бабки!" Этих людей можно понять, они ко мне хорошо относятся и хотят добра.

- Кстати, пьеса "Песни и огонь Виолетты", сценарий которой есть на вашей страничке в интернете, мне кажется очень биографичен. По крайней мере, по эмоциям, ощущениям. Или я не права?

- Он не биографичен, но мог стать таковым. Он на нашу с вами тему о выживании. И тогда, когда я из очень большого, но все-таки провинциального города приехала в Москву поступать без всякой поддержки (вопреки слухам среди маминых знакомых), и тем более, сейчас, я живу, а не выживаю.

- Ваше материальное благополучие - заслуга мужа?

- В основном, да. Это естественно. С кино сейчас напряженка, и того, что я получаю в театре, хватает только на оплату стоянки и чуть-чуть остается на бензин. Хотя пока такой необходимости нет, но всякую возможность заработать я намерена использовать. Например, не откажусь от смешной рекламы с хорошими артистами, тем более что все деньги пойдут на запись нового альбома. Против моих заработков муж не возражает.

- Поклонники вашего песенного творчества не атакуют вас письмами?

- Пишут, пишут. И обычные письма, и по интернету. В фойе нашего театра имени Маяковского продается моя пластинка. Очень удобно. Перед тем, как купить диск, есть возможность увидеть меня на сцене. Думаю, что мой зритель - это театральный зритель.

- Юля, сложно быть москвичкой?

- Никогда не думала об этом, пока училась и начинала работать в театре им. Маяковского. Меня переполняла радость учебы в ГИТИСе, возможность общаться с очень талантливыми и интересными личностями. На меня обрушился такой поток информации, что порой времени не хватало даже на то, чтобы ее переварить.

Например, в то время я попала на встречу с Андроном Кончаловским. Он приехал после долгого перыва в Союз с картиной "Любовники Марии". Рассказывал про Голливуд. Тогда я запомнила многие моменты из его монолога, во-первых потому, что очень хотелось запомнить. А во-вторых, тогда Кончаловский еще не был таким гениальным. Он соскучился по стране и так нормально чего-то рассказывал. Студенты висели на люстрах, зевали от недостатка кислорода (была страшная духота), и ему это нравилось.

Но это - небольшое отступление от темы. Так вот, насчет того, сложно ли стать москвичкой. Представьте себе, что вы голодали пять дней и вас пригласили на огромный вкусный ягодный пирог, сказав при этом, что необходимо уложиться в пять минут. Вы пытаетесь съесть столько, сколько влезет, потому, что неизвестно, когда еще будет такая возможность - поесть. Ведь я получала совершенно новую профессию в 21 год! Кажется, что времени вроде бы достаточно - целых четыре года. На самом деле - один миг, в течение которого нужно успеть понять что-то и про себя. Поэтому в тот момент, когда я возвращалась после двенадцати ночи с занятий в общагу, я была самым счастливым человеком. На этом все мои амбиции москвички заканчивались.

- В последние месяца три телевидение устроило вам, можно сказать, бенефис. Почти одновременно на разных программах показывали фильмы с вашим участием - это и "Встретимся на Таити", и "Мужская компания", и "На углу, у Патриарших...". Не столь давно прошел и "Князь Юрий Долгорукий". Чем запомнились съемки каждого из этих фильмов?

- Во всех фильмах, в которых снималась, я всегда чему-нибудь училась. На съемках "Таити" некоторые сцены сочинялись прямо на площадке. Компания артистов была веселая и талантливая - Игорь Угольников, Андрей Ташков, Леонид Куравлев, Евгений Лазарев. У меня это была самая первая картина, но мне хватило ума предположить, что не все кино так снимается - дружно, весело и безответственно, и это, в конечном счете, помогло вообще снять картину на те смешные деньги, которые были отпущены. На премьере в Киноцентре был сам В. Рушайло (тогда он еще не был министром), который произнес какие-то приятные слова. Говорили, что картина нашла отклик в среде воров в законе и начинающих русских бизнесменов. С этой картины началась бурная экранная жизнь бывшего депутата Госдумы, В.В.Семаго. При первой встрече он представился: "Семаго. А имя мое запомнить очень просто. Как Маяковский". Как Путин, добавим теперь. В "Мужской компании" я впервые села на лошадь и через шесть-семь дней уже скакала галопом, нагло заявив, что дублерша мне не нужна. "Долгорукий" запомнился тем, что сначала меня не утвердили. Только потом, когда не сложилось с другой актрисой, от безысходности позвонили ночью мне. Вопрос был один - свободна ли я. Я была свободна, но не люблю, когда сразу не утверждают. Сказала, что мне надо подумать и попросила перезвонить через 20 минут. Часть съемок проходила в Румынии, мы жили в особняке Чаушеску, который охранялся, за большим зеленым забором. Плюс жара, костюмы и ностальгия. Съемки постоянно прерывались по разным причинам, был риск не уложиться в сроки. Для меня это было ужасно. Я уже сильно скучала, мне надоели яйца, которые нам давали каждый день на завтрак в разных видах (я потом два года яйца не могла не то, что есть, видеть не могла). Наконец, мне обещали, что, как только мы снимем сцену прощания Князя со Светляной, меня отправят в Москву. Билет на руках, а у нас кончается то пленка, то смена, потом - сердечный приступ у режиссера, а оператор-румын по-русски не понимает. Мы сняли всего два дубля - и на площадке все плакали и обнимались, как будто это не только у меня последний кадр в фильме..

- О каком актере вы могли бы сказать: "Он для меня эталон профессионализма"?

- Я снималась в шведском сериале "Гамильтон". К сожалению, мы в России его, наверное, не увидим, хотя всякое может быть. У меня там роль небольшая, вдовы русского капитана, якобы замешанного в каких-то темных делах. Сцена на английском, да еще с главным героем, которого играет Питер Стурмар. Он считается актером Бергмана. Я его узнала по одному из любимых моих фильмов "Фарго". Там он был жутким убийцей-блондином с невозмутимым дебилообразным выражением. На самом деле он - не блондин, худ, очень доброжелателен и сосредоточен на работе. Заметьте, не на себе. Во время съемок Питер покорил своим отношением к партнерам. Никакого высокомерия и "голливудского комплекса" (я на его месте вообще бы ни с кем не разговаривала). Внимание, профессиональный интерес и уважение к другим артистам. Между прочим, вполне достаточно для нормальной работы. А, если еще и режиссер способный, это залог удачи фильма или спектакля. Я советую обратить внимание на Питера Стурмара тем, кто его еще не знает, тем более есть отличный повод - фильм "Танцующая в темноте", где он играет в паре с Бьорк. У Питера есть смешное хобби. Он везде, где бывает, покупает подушки. А еще он не пьет, не ходит по кабакам, варит суп на минеральной воде и жена у него японка. Я осторожно обращаюсь со словом "эталон", но встреча с этим актером была подарком.

- На своем сайте вы открыли рубрику "Школа житейского мастерства". Почему начали именно с этого? Почему не секреты, как готовиться, скажем, к поступлению на актерский факультет? Или как покорить мужчину, да еще москвича, да еще и известную личность? Это я без особых намеков. Почему это не школа женского кокетства? Или не школа выживания провинциалок в столице?

- Да, есть такая рубрика на моем сайте. Изначально планировалось, что я буду вести ее в новом журнале для девушек и смысл в том, чтобы в определенных жизненных ситуациях использовать атрибуты моей профессии: какие-то предметы (реквизит), одежду (костюм), макияж (грим), способность на месте анализировать ситуацию (работа с партнером) и т.д. Поэтому первых два "урока" получились совсем для девочек. Потом, с легкой руки моего одноклассника, я решила продолжать "Школу" в расчете на нас, взрослых. Делаю это на примерах моих друзей и знакомых, разумеется, с их согласия. Так что милости прошу на мою страничку.

На страничке, кстати, можно и песенки мои послушать, и фотографии посмотреть. А вот по поводу "секретов, как покорить мужчину, да еще москвича", нужно обращаться к специалистам-психологам. Здесь моя профессия бессильна. Знаю людей, которые имеют высокий достаток и при этом всего лишь "выживают". Те же, кто материально зависим, живут полной, интересной жизнью. Хотя, конечно, материальная независимость многое определяет. С "провинциальностью" - то же самое. Когда я, например, в Самаре смотрю спектакль с великолепным актером Александром Амелиным, мне все равно, он самарский или московский, или, красноярский, потому что он - европейский. Он так работает, что заполняет все пространство вокруг себя и еще при этом получает удовольствие от пребывания на сцене. А это зритель сразу чувствует.

- Какие планы на будущее у вас уже есть и сколькимильными шагами вы идете к их исполнению?

- Планов много: снять кино, поставить спектакль, выпустить еще один альбом, что-нибудь интересное написать, а там поглядим. поделиться
Татьяна Харитонова
08.03.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru