Свадебный генерал "Плейбоя"


Посол рок-н-ролла в неритмичной стране - именно так называли Артемия Троицкого, редактора-основателя русского журнала Playboy, лет десять назад. По словам самого Троицкого, он абсолютно не жалеет о содеянном, а Playboy для него - это приключение, о каком он и мечтать не мог, а также некий опыт - «бесполезный, в общем, зато достаточно приятный». Кроме того, Артемий Троицкий уверен, что своей журнальной деятельностью он сумел продемонстрировать, что можно быть одновременно популярным и непродажным персонажем.



Playboy по-русски



- Как случилось, что Артемий Троицкий стал редактором журнала Playboy?

- В сентябре 1994 года группа американских товарищей явилась в нашу страну с мыслью затеять русское издание Playboy. Они, в силу не вполне известных мне причин, остановили свой выбор на моей персоне. Поначалу я от их предложения отказался - оно никак не вписывалось в мои планы. Я тогда плотно занимался телевидением - у меня выходила программа «Кафе Обломов» на НТВ, и вообще я вел всю музыку на этом канале. Мне это было интересно, поэтому навешивать на себя еще какую-то новую работу из неизвестной мне сферы совершенно не хотелось. Но через пару недель я согласился. Причем не потому, что меня задавили деньгами. Основным мотивом было то, что вот сейчас я от этого предложения откажусь, они, естественно, найдут кого-нибудь еще, журнал выйдет и будет плохим, а мне будет очень обидно. Я скорее боялся за идею, потому что к Playboy всегда относился хорошо. Не то что с детства, но с отрочества точно я читал и просматривал этот журнал. Это в конечном итоге и повлияло на мое окончательное решение - с января 1995 года я начал интенсивно работать над изданием.

- Группа американских товарищей дала вам карт-бланш в творческой части наполнения журнала?

- Трудно описать точные цифры соотношения дебета-кредита, но я бы сказал, что процентов на 80 этот журнал выруливается здесь, а процентов на 20 он состоит из каких-то зафиксированных и обязательных американских форматов. У американцев есть некоторые требования по поддержанию брэнда, которые все их лицензиаты, в том числе и мы, должны выполнять. Обязательно должна быть девушка месяца с соответствующим разворотом, обязательно должна быть рубрика Playboy - советчик мужчинам и женщинам, анекдоты, одним словом, какие-то фирменные мелочи, от которых никуда не денешься. Но в остальном - делай что хочешь, чем я, собственно, и занимаюсь. Поэтому русский Playboy сильно отличается от американского и всех прочих. Я не хочу сказать, что он лучше всех и что он самый оригинальный. Дело в том, что все национальные издания Playboy, а их в мире порядка 25, в той или иной степени отражают культуру, менталитет и своеобразие подхода к сексу. И я считаю, что Playboy - это наиболее честная и неформальная в этом смысле история. По журналу Playboy можно судить о национальном характере в целом.

- Сейчас русский Playboy в полной мере соответствует отечественной ментальности?

- Думаю, что да. Чем наш журнал отличается от американского? Он более литературный, в нем больше всей этой гуманитарщины. Все-таки Россия - страна грамотная, с мощнейшими литературными традициями и публикой, которая, слава Богу, в большинстве своем еще не разучилась читать. Есть, к примеру, такие издания Playboy, которые в основном сфокусированы на картинках, и тексты у них играют далеко не главную роль и в большинстве своем носят развлекательно-скабрезный характер. У нас в этом смысле журнал посерьезнее. Но с другой стороны, он менее серьезен в смысле отношения к жизни вообще. По моему мнению, пофигизм если и не лучшая, то по крайней мере характерная для наших мужчин черта. Поэтому пофигизм в нашем журнале обязательно должен присутствовать. Нам неинтересно писать, скажем, об экономике, карьере, о том, как делать деньги, о политике и так далее. Нам больше нравится описывать «безбашенное» времяпровождение. Оно для нас более характерно, хотя я не уверен, что стране от этого лучше.



Железная рука Хью



- Сейчас российский Playboy сталкивается с какими-либо сложностями? Внешние факторы не давят?

- Нет. Мы решили все проблемы, связанные с иностранными товарищами. Но внутренние проблемы будут всегда. У любого живого творческого организма внутри постоянно происходят какие-то метания, внутренние конфликты, борьба мнений и подходов. В этом смысле журнал у нас всегда был гораздо более демократичным, чем американский Playboy. У них всегда существовал культ и чувствовалась железная рука его основателя - великого Хью Хефнера, который до сих пор собственноручно решает многие, даже чисто редакционные проблемы журнала. Он уже давно ушел на покой, но тем не менее известно, что девушек месяца он по-прежнему отбирает только сам. Без его визы не проходит ни одна новая модель.

У нас же все иначе. Наверное, это я завел такую традицию. Просто мне совершенно не нравится выступать в роли диктатора - босс из меня фиговый получается. Поэтому с самого начала я старался, чтобы все в журнале возникало, как продукт коллективного творчества. А там, где есть коллективное творчество, разумеется, есть и конфликт. Поэтому журнал у нас всегда пошатывало из стороны в сторону, шатания эти продолжаются и по сей день, хотя сейчас, на мой взгляд, идет один из самых стабильных периодов в истории журнала. Впрочем, не могу сказать, что это однозначно хорошо. Стабильность нужна в экономике, для творческого же процесса это очень сомнительный комплимент. Стабильный успех и приверженность какой-то успешной наработанной формуле рано или поздно заводит в тупик. Если прием повторяется раз за разом, глаз «замыливается» и скоро перестаешь замечать, что работаешь на автопилоте и творишь какую-нибудь фигню.

- У вас были финансовые или творческие трения с западными партнерами?

- С Playboy International у нас только одна проблема, которая, к тому же, касается не России, а Украины. Мы вслед за «Космополитеном» собирались делать украинское издание Playboy, но, к большому сожалению, Playboy International нам этого не разрешил. Хотя я думаю, что и для нас, и для Украины это было бы очень даже хорошо. Естественно, он бы выходил на украинском языке и слегка бы отличался от русского. Но в Америке решили иначе - они хотят дать украинцам полную «самостийность». На мой взгляд, они поступают недальновидно, потому что на Украине нет ни одного мощного профессионального издательского дома, который мог бы поднять эту работу. У нас же с самого начала базой для русского Playboy стал Издательский дом Independent Press - тот самый, который выпускает «Космополитен», «Домашний очаг», «Мари Клер», «Харперс Базар» и несколько газет. С американцами же у нас не совместное предприятие, а чисто лицензионные отношения.



Наш ответ голливудскому «смайлу»



- Российский Playboy изначально наполнялся иллюстрациями наших фотохудожников?

- Я думаю, что самое большое отличие сегодняшнего русского Playboy от него же образца 1995-96 годов состоит как раз в том, что поначалу мы почти не использовали работы наших фотографов. Почти все эротические фотосюжеты мы заимствовали из американского издания. И, кстати говоря, большинство национальных журналов Playboy - венгерский, хорватский, австралийский, южноафриканский, японский - до сих пор придерживаются этой схемы. У них довольно мало оригинальных фотосъемок. Мы же проявили самостоятельность - так что теперь даже не в каждом номере бывает что-то из американского Playboy.

- С чем это связано - у нас больше красивых девушек или наши фотографы более талантливы? Или же вы просто взяли на себя смелость быть более самостоятельными?

- Причин несколько. Быть самостоятельным - это еще и очень интересно. По-моему, для творческого человека всегда намного важнее делать что-нибудь самому, чем повторять то, что сделали другие. Во-вторых, я не стал бы выступать в роли квасного патриота и говорить, что наши девушки лучше всех. Американские девушки тоже хороши, тем более, что для американского Playboy отбирают красавиц по всему миру, и там, кстати, была и пара русских девушек. Но у меня есть некоторые претензии к манере фотосъемки американского Playboy. Проблема во многом связана опять же с Хью Хефнером, у которого очень ограниченный взгляд на женскую красоту. Всем известно, что он обожает блондинок, а брюнеток и негритянок допускает в Playboy скорее из соображений политкорректности, хотя в принципе ему нравятся девушки типа Пэмелы Андерсон. В результате девушки на снимках американского Playboy, на мой вкус, часто выглядят как очеловеченные куклы Барби. Это все очень красиво, конфеточно, потрясающие формы, грудь и улыбка. Но в то же время меня не покидает ощущение, что это не живой человек, а умопомрачительная кукла. Они слишком хороши для реальной женщины. Поэтому нам было интересно сделать что-то свое и представить в пику голливудскому «смайлу» реальных русских девушек. Возможно, они не обладают такими скульптурными формами, зато, глядя на них, можно сказать: «Да, это Таня, это Наташа - красивая девчонка, здорово было бы ее склеить, если встречу в хорошем клубе».



Playboy не снимает проституток



- По поводу обилия отечественного материала нареканий со стороны американцев не поступает? Или для них самое главное, чтобы журнал успешно продавался?

- Их прежде всего действительно интересует материальная сторона. Поэтому если они видят, что на страницах Playboy американские девушки совсем не появляются, но мы аргументированно им доказываем, что это способствует росту популярности журнала, они говорят: «Валяйте!». Правда, их иногда коробят некоторые скандалы, связанные с национальными изданиями Playboy, которые задевают их остро развитое чувство политкорректности. Они в принципе не хотят, чтобы Playboy ассоциировался с «желтой» прессой или с какой-то политизированной историей. На моей памяти был один скандальчик с тайваньским Playboy, кстати говоря, очень продвинутым. Там сделали фото-сюжет с большими и откровенными интервью с тайваньскими проститутками. Американцы на это дело очень взъелись и сказали, что Playboy - это респектабельный орган, который не может опускаться до того, чтобы снимать проституток. У нас же ничего подобного не было.

- Какой сейчас тираж у русского Playboy?

- 100 с хвостиком тысяч экземпляров. Начиналось же все с 60 тысяч, потому что изначально от дистрибьюторов журнала поступило очень много заказов. Тираж рос стабильно до конца 1997 года. Рекордная цифра была в декабре 1997 года, тогда номер с Наташей Королевой на обложке разошелся тиражом в 145 тысяч. После этого тираж стал снижаться, что во многом было связано с редакционными проблемами журнала. Я как раз в это время ушел с поста главного редактора, и на вахту заступил мой заместитель Рэм Петров, у которого дела пошли не особенно хорошо. В 1998 году тираж упал почти в два раза, свою роль сыграл и августовский кризис. Но с тех пор мы уже вышли на 100 тысяч и продолжаем расти с каждым номером.

- Какая же у вас сейчас должность?

- Официально - редактор-основатель с несколькими функциями одновременно. В первую очередь чисто представительская - как свадебный генерал или английская королева. Кроме того, я решаю и некоторые внешние проблемы журнала, потому что мне проще общаться с чиновниками и уговаривать известных артисток, политиков для того, чтобы они снялись в журнале или дали в нем интервью. А еще это просто кураторская работа, другими словами, общее стратегическое руководство. Сотрудники журнала меня называют «отец родной», и я думаю, что такое именование все более-менее объясняет.



Неподъемный гонорар



- Наши звезды эстрады и известные политики легко идут на контакт с журналом Playboy?

- Все по-разному. С одними все получается легко и естественно, других же приходится уламывать, а есть и такие, которые не поддаются никаким уговорам. Гонорары за съемки в Playboy платятся как звездам, так и неизвестным моделям. Последним мы платим из расчета $150 за съемочный день. Знаменитостям, разумеется, больше. Причем в каждом случае это решается индивидуально.

- Но Кристину Орбакайте, которая запросила $50 000, Playboy снимать не стал?

- Конечно, не стал. Это абсолютно неподъемная для нас сумма, фактически равная всему бюджету журнала. То есть если бы мы ей заплатили, то журнал после этого пришлось бы печатать на туалетной бумаге.

- А как раскручиваются политики на интервью?

- С ними дело обстоит так же, как и с поп-звездами. Одни рвутся в журнал, но нам не особо нужны, с другими особых проблем не возникает, а есть и такие, до которых я добираюсь довольно долго и с переменным успехом. Я, например, в свое время был большим поклонником генерала Лебедя. И несмотря на то, что я знал его лично и его пресс-секретаря, мистер Лебедь так и не сдал крепость. А напрасно побоялся. Сейчас у нас на очереди интервью с Борисом Немцовым. Он согласился при том условии, что мы не будем педалировать сексуальную тему, что, действительно, совершенно не обязательно. Хотя Борис Ефимович парень молодой и внешне привлекательный, и я считаю, что из наших политиков кто-кто, а он-то мог бы об этом и порассуждать со знанием дела. Кроме того, сейчас наше предложение рассматривает Михаил Горбачев.



Пикантные истории



- Какая репутация сложилась у журнала Playboy в России за эти пять лет?

- О репутации говорить сложно. Насколько мне известно, все относятся к журналу по-разному. Важнее то, что брэнд Playboy на рынке основательно утвердился. Все этот журнал знают, знают, что он успешен и что публикация в нем гарантирует большое количество шума и разговоров. Что же касается проблемы «нравится - не нравится», то можно процитировать известную частушку. Для нас важно, чтобы издание было эффективным. А Playboy - это субъективный, чувственный журнал, поэтому отношение к нему может быть самым разным.

- Какой скандал с участием журнала Playboy был самым громким?

- Наш самый большой скандал произошел прошлым летом. Связан он был с русской версией журнала «Хастлер». Я абсолютно ничего не имею против самого журнала и вообще не противник порнографии, кроме того, «Хастлер» совершенно очевидно не был для нас конкурентом. Конкуренция сейчас в большей степени идет на рекламном поле, а не на читательском. Ни одна богатая фирма не стала бы давать в «Хастлере» свою рекламу, поскольку это порнографическое издание. То есть у меня не было никаких отрицательных эмоций в отношении самого журнала до тех пор, пока они по собственной дурости не пошли на очень наглое нарушение закона.

Они без нашего разрешения перепечатали, причем на всю страницу, портрет топлесс Аллы Пугачевой, который я подарил ей на 50-летие. Более того, они при этом еще слегка его препарировали, приделав к Алле Борисовне какие-то посторонние части тела. На самом деле все это было достаточно противно. Мы подали на них в суд, они пытались открутиться, но суд решил дело в нашу пользу и обязал их выплатить нам $35 000, после чего этот журнал, насколько мне известно, прекратил свое существование. Я не радуюсь по поводу того, что журнал закончился, но этот процесс запомнился, поскольку был не совсем обычным. Журнал Playboy обычно судился с властями и в целях самообороны, а в том случае мы впервые выступили в качестве истца и задавили слабого. И хотя мы были правы на все сто, я, тем не менее, всегда жалел слабых.

На нас же не раз подавали в суд. Самое скандальное дело, которое в свое время собрало большую прессу - иск против нас со стороны Академии наук и нескольких женских организаций по поводу серии портретов Врубеля, где мы изобразили знаменитых женщин российской истории в пикантном виде. Поводом для главного иска послужил портрет Софьи Ковалевской топлесс. Но этот процесс мы тоже выиграли. А с властями у нас были проблемы иного рода. Наш журнал часто изымали, запрещали к продаже в регионах, причем не только в консервативных южных, но и в Новосибирске, и даже в либеральном Питере. Мне в свое время пришлось улаживать этот вопрос с самим Собчаком. Но проблемы такого рода у нас давным-давно позади. И это свидетельствует о том, что наконец-то не только наш народ, но и самая тупая его часть под названием начальство поняли то, что Playboy - это респектабельное, умное и абсолютно не порнографическое издание.



Не только Playboy



- В Америке Playboy - это не только журнал, но и целая индустрия сопутствующих товаров с маркой Playboy. В России планируется дальнейшее развитие брэнда Playboy?

- Его не будет, поскольку империя Playboy - это очень бюрократизированная и разветвленная структура. Мне с самого начала хотелось, чтобы мы и в целях саморекламы и маркетинга, и в чисто коммерческих целях взяли на себя производство и продажу какой-то сопутствующей продукции. Поскольку этим в Америке занимается совершенно другая ветвь корпорации Playboy, то мы с ними так и не договорились. Аналогичная история произошла и с Playboy-video. Это совершенно отдельная часть, и когда мы занимались журналом, видеоприложением к Playboy уже занималась компания «Премьер-видео» Сергея Лисовского, с которым у нас не было никаких контактов. Я думаю, что со стороны американцев это, скажем так, не слишком умно, тем не менее они проводят такую сегрегационную политику. Поэтому мы сейчас сосредоточены только на журнале.

- А вы сами тоже занимаетесь только журналом?

- Нет, Playboy занимает лишь около 20 процентов моего рабочего времени. У меня, кроме него, есть музыка, радио, интернет и журналистика для других изданий. Периодически я устраиваю какие-то концерты. С телевидением же я завязал и возвращаться туда не хочу, хотя от разных каналов время от времени поступают какие-то предложения. Но интересных среди них с материальной точки зрения не было, а работать на ящик просто из любви к нему или из амбиций и желания видеть свою физиономию на экране мне совсем не хочется. поделиться
Сергей Нагаев
08.12.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru