Цыпленок Табакова
В конце мая в театре "Сатирикон" состоялся заключительный показ "Трехгрошовой оперы" в постановке Владимира Машкова. Вскоре спектакль окончательно уйдет со сцены.
Несмотря на то, что "Трехгрошовая опера" появилась в репертуаре "Сатирикона" еще в 1997 году, интерес к ней не угасает. Машков облек брехтовский материал в неожиданный жанр комикса. Спектакль поражает и монументальностью декораций, и многочисленностью задействованного реквизита. Привлекает и прекрасная игра актеров. Чего стоит только зажигательный танец неподражаемого Райкина (Мэкки-Ножа) на рояле; обаятельно-суровый Николай Фоменко, "по совместительству" - владелец фирмы "Друг нищего" Джонантан Пичем! А "новые русские" бандитские элементы, среди которых особенно колоритен образ маленького Джекоба-Крючка (Алексей Якубов) приводят зрителей просто в неописуемый восторг.
Я заглянула в гримерку к Алексею Якубову. Джекоб-Крючок оказался разговорчив.
"Я встал на руки и прочитал "Песню о Буревестнике"
- Мечта стать актером, конечно, преследовала вас с детства?
- Симптомы моей "болезни" начали проявляться еще в детском саду, где я увлеченно прыгал какими-то зайчиками. Но моя мать была очень далека от какого-то бы то ни было искусства, и по театрам меня не водила. Чтобы поднять меня на ноги, она работала крановщицей, дворником, а в ночь уходила в котельную - благо, я с грудного возраста вел себя прилично.
С театром я связал свою жизнь только благодаря любви. В 4 классе я по уши влюбился в свою одноклассницу, и когда она собралась в театральную студию при Дворце пионеров, решил: "Я пойду туда же!". Но там я влюбился уже в девочку Надю. Как это получилось, не знаю - может быть, моя первая любовь мало уделяла мне внимания.
- Что больно задевало ваше самолюбие?
- Еще бы! Ведь в студии я был один мальчик. Премьер, солист, участник всех спектаклей без разбора. Девочки меня только обслуживали (шутка).
Скоро по всей Москве появились объявления о наборе восьмиклассников в профессиональную театральную студию Олега Табакова. А я был семиклассником. Надя решила попытаться поступить туда, и мне пришлось накинуть себе годок, чтобы последовать за любимой. Так, почти случайно, я поступил в первую знаменитую студию Табакова при ГИТИСе. Между прочим, я прошел с первой попытки, а Надя - со второй. Сейчас она - помреж в театре Табакова и жена моего лучшего друга. Последнее обстоятельство мне в свое время очень не нравилось...
- Чем же вы поразили приемную комиссию?
- Я читал Горького - "Песню о Буревестнике". Это было единственное, что я вообще подготовил. Видно, это было достаточно скучно, и читал я не слишком хорошо, потому что Табаков и Райкин, который был одним из педагогов этого курса, сказали: "Мальчик, ты бы на руки, что ли, встал". До этого я занимался гимнастикой и имел кое-какие спортивные навыки. Поэтому я послушно встал на руки и продолжил читать песню о грозно реющем Буревестнике. Видимо это произвело впечатление - меня приняли.
- Как к этому отнеслась ваша мама?
- Пока я занимался в детской театральной студии, она смотрела на это сквозь пальцы. Но Олега Павловича она особенно уважала. Поэтому пришла к нам на родительское собрание, и когда Табаков объявил: "Этим летом ваши дети будут поступать в театральный институт", сказала: "Мой сын недостоин этого, потому что он курит и прячет сигареты в туалете". Табаков ответил, скрывая улыбку: "Леша, курить нехорошо!". И убедил маму, что какие-то способности у меня имеются. После чего я закурил легально и с успехом закончил курс вместе с другими "Цыплятами табака" (Табакова), как прозвали нас в народе.
"Иногда меня путают с Джекобом-Крючком"
- Как вы попали в "Сатирикон"?
- Я служил в армии, когда на базе Государственного театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина был создан "Сатирикон". Только-только в нем был поставлен первый спектакль - "Лица", где главную роль играл Константин Райкин. Демобилизовавшись, я встретился с ним. Когда-то я был его любимым учеником, а он - моим любимым учителем. Поэтому мы сказали друг другу: "Что это мы так порознь живем?". И с 95 года мы вместе.
- Какие роли вам приходится играть в жизни?
- Это манка для актеров - и в жизни немного поигрывать. Я пытаюсь "очищаться" от театральной шелухи. Часто мне приходиться играть массу ролей, которые не слишком мне соответствуют. В "Трехгрошовой опере", как помните, я играю Джекоба-Крючка, который задумывался как большой, накачанный, непроворотливый бандитский элемент. А что? Я, может, и не слишком большой, но у меня тоже есть какие-то намеки на мышцы. Сказать, что я выбираю некоторые роли специально, чтобы попробовать себя, было бы неправдой. Актеры - люди подневольные, и если они вдруг отказываются от ролей в театре, который является их постоянным местом работы, - это прецедент.
- После выхода "Трехгрошовой оперы" вас когда-нибудь принимали за бандита?
- Да, иногда даже подходили "братки", завязывали дружбу. Приглашали на пикники. Мне-то учить их было нечему, а от них я набирался "манер", некоторые из которых потом перетаскивал на сцену.
"Райкина я называю просто Котя"
- На сцене коллектив "Сатирикона" работает слаженно. А за кулисами вы так же дружны?
- У нас молодой театр. В мои 42 я здесь самый старый актер. К тому же коллектив постоянно обновляется. Может быть, поэтому у нас нет той закулисной борьбы, которая отличает старые пыльные театры.
- Неужели совсем нет?
- Конечно, на микроскопическом уровне она возникает, но Райкин старается сразу вскрыть возникающий нарыв. Нас ведь много - порядка 40 человек, - и все заняты работой. Конечно, кто-то больше, кто-то меньше. Актеры - народ самолюбивый, и поэтому всегда недовольный. Никакой актер, будь у него сколько угодно ролей, не скажет: "Все, хватит с меня". Только так сложилось, что закулисная борьба в "Сатириконе" не модна - ведь она тут же вытекает на сцену.
- Говорят, Райкин чрезвычайно строг к актерам? Небольшое опоздание карается обязательным штрафом, вплоть до увольнения...
- Строгий? Пожалуй, но строже всех он сам к себе относится. Кстати, на работу он приходит раньше всех, а уходит последним. И никогда не опаздывает - чего не скажешь о нас. Самый дисциплинированный человек в "Сатириконе" - это Райкин. Вот если бы он требовал одного, а сам жил по другим законам, то это было бы совсем другое дело...
Райкин строгий, но демократичный и чрезвычайно коммуникабельный человек. Я могу называть его просто Котя или Костя, и дистанция между нами сокращается. Иногда она возникает в работе. Если я вдруг сажусь ему на голову и свешиваю ножки, он сразу дает мне об этом знать. Так что на голову Райкину больно не сядешь...
- "Новые русские" образы в "Трехгрошовой опере" - погоня за сегодняшними зрителями?
- Я думаю, это задача любого режиссера, - создать узнаваемые образы. Другой вопрос - как это сделать. Внести авангардные детали в классическую пьесу, нарядить актеров в сегодняшние костюмы, создать дайджест из знакомого материала, и, если хотите, сделать из Брехта комикс. Главное, чтобы зрители считывали сегодняшние реалии из того, что мы показываем. Позавчерашний день их не затронет. У Машкова это получилось. Можно сказать, что "Трехгрошовая опера" - это Брехт? Почему бы и нет? А может быть, и не Брехт...
"Мы отправили ему на квартиру два пакета грязных носков"
- Артисты "Сатирикона" - веселый народ. Наверно, за кулисами случается немало забавных историй?
- Сколько угодно. У нас в театре работал замечательный актер, ныне известный кинорежиссер. Перед спектаклем костюмеры выдавали ему театральные носки. У него была привычка отыграть спектакль и все использованные вещи бросать под свой стол в гримерке. За всю свою театральную карьеру он набросал их немало, и там постепенно образовалась большая вонючая куча, не вносящая никакой эстетики в интерьер гримерки. Потом он ушел из театра, а гора носков осталась. Года полтора мы с Владимиром Большовым мирились с ней и почему-то совсем не пытались сдвинуть. Наконец решились. В театре оставалась жена нашего героя, известная артистка. Они отличная пара, но страшно ревнивая (что вполне понятно - я и сам очень ревнив). Мы упаковали грязную кучу в два больших пакета и приложили к ним письмо следующего содержания: "Дорогой Сергей! В этот момент я горько плачу, но прошу - больше никогда ко мне не возвращайся. Вот твои, ненавистные мне, вещи. Лена". Обе сумки мы оставили на вахте, а вахтеру сказали: "Передайте жене этого человека пакеты - приходила заплаканная девушка, молча оставила их и ушла". Мы спокойно отыграли пьесу, а потом пробрались на вахту. Смотрим - наша артистка, сильно мандражируя, вопрошает: "Как она выглядела?!". Придя домой, она зло кинула Сергею загадочное послание и багаж. Он, ничего не понимая, прочитал письмо, заглянул в сумку и воскликнул: "Так это, наверное, наш костюмер Лена Репина". Потом, конечно, мы во всем сознались и здорово посмеялись вместе.
Бывали забавные моменты и во время репетиций.
Как-то Машков, репетируя "Трехгрошовую оперу", попросил всех встать. Я стоял за роялем, который проходил у нас как свадебный стол. А так как ростом я невелик, то навлек на себя гнев нервного режиссера: "Леша, я же просил всех встать". Ему показалось, что я сижу... "Володя, я стою" - робко ответил я. Что тут началось! "Замечательно!" - воскликнул Машков. - Мы это оставим". Его гневная реплика была отдана Мэкки-Ножу, и возникла художественная реприза, чрезвычайно забавляющая зрителей.
(Алексея отвлек от разговора телефонный звонок. "Извините, сегодня я не могу, - сказал он в трубку. - Наш артист получил тяжелую травму, и мне придется играть за него").
- Бывали и травмы?
- Куда же без них. Однажды перед постановкой "Голого короля" я подвернул ногу до разрыва связок. Тут же за кулисами ее заморозили, и я выскочил на сцену. Прыгал по ней на одной ноге, было ужасно больно. Но я делал вид, что это нормально - почему бы голому королю не попрыгать на одной ноге?
"Я был однолюбом с обеими женами"
- Как складывались ваши отношения с женщинами после разлуки с любимой девушкой Надей?
- На личном фронте у меня было не слишком гладко. Двадцатилетним парнишкой я женился на симпатичной воспитательнице детского сада. Мы познакомились с ней еще в пионерском лагере "Борец". Я полюбил этот лагерь и даже ухитрился будучи студентом 3 курса съездить туда в последний раз. Причем не вожатым, а пионером. Когда я закончил институт, мы поженились, и у нас родилась дочь Ира. Потом мы с женой довольно болезненно расстались - у меня появилась любимая девушка из актрис.
- Хотелось разнообразия?
- Вообще-то я однолюб. По крайней мере, был им и с первой, и со второй женой. С первой прожил 10 лет, а со второй - уже 12. Что касается моей первой жены, то она встретила не хухры-мухры, а голландца, директора большого ресторана. Они поженились и уехали за границу. Там сейчас живет и моя дочка. Знает пять языков - вся в меня.
- Вы знаете столько языков?
- Языков я не знаю, но у меня есть талант слухового запоминания. Еще когда мы ездили по Испании со спектаклем "Багдадский вор", я роль Экстраваганца играл на испанском языке. Сам предложил - давайте, я выучу свою роль на испанском. Пришел переводчик, который замечательно перевел текст, и за три дня перед отъездом я вызубрил свою партитуру, вплоть до произношения. Спектакль имел большой успех. Однажды ко мне подошел восторженный зритель (как оказалось - филолог) и начал что-то говорить по-испански. Я ответил: "Но смокинг!". Что я мог еще сказать? Как сказала переводчица, тот был ошарашен, что я его не понимаю - ведь со сцены я якобы говорил на настоящем испанском театральном языке!
"Я еще и плитку кладу"
- Наверное, вас одолевают поклонницы?
- (Загадочно улыбается). А как же! Одна девушка несколько лет посылала мне букетики с наклеенными бегемотиками, а потом разбогатела и пригласила меня отобедать в шикарный ресторан. Хотя на бегемотика я совсем не похож. Скорее, я смахиваю на своего пса, который делит кров со мной, моей женой и двумя вполне упитанными котами. У нас с ними любовный пятиугольник.
- Поделитесь своими гастрономическими вкусами.
- В пище я не гурман. Люблю картошку, селедку, мясо. Даже ковыряясь в каком-нибудь изысканном блюде, я почему-то мечтаю о колбаске и соленых огурчиках.
- И водке?
- Только водке, причем чистой украинской. Вот тут я настоящий гурман. Считаю, что это самая лучшая водка в мире. Я люблю отдыхать в Крыму - с ним у меня связано и немало других, кроме водки, воспоминаний.
Вообще-то я могу готовить и классические, и экзотические блюда, и экспериментировать на кухне. По крови я чистокровный поволжский татарин, поэтому мое фирменное национальное блюдо - беляши "перемец". Хотя кроме слова "аша" - кушай - я ничего по-татарски не знаю. Мои беляши получили признание и у Райкина, и у других моих коллег. Между прочим, я не только играю роли и готовлю беляши, но и кладу плитку у себя дома и у актеров, которые не могут позволить себе сделать хороший ремонт. Во времена, когда в магазинах ничего не было, я еще и обшивал свою семью.
- А как же жена?
- Мне нравился сам процесс шитья. Я одним из первых в Москве сшил самодельные джинсы, да так, что их нельзя было отличить от фирменных. В магазине "Березка" купил джинсовую ткань, сшил джинсы для себя, жены и ребенка, и мы поражали всех своим модным видом. Сейчас, конечно, я все покупаю в магазине.
- Вы много времени уделяете "Сатирикону"?
- Я много снимаюсь в кино и рекламе, но на все меня не хватает. Я живу почти одним только "Сатириконом". Наверное, это самая большая моя удача, что я еще чувствую запах этого театра.
Для справки: Якубов Алексей Андреевич, Заслуженный артист России. Родился 12 апреля 1960 года в Москве. Окончил ГИТИС в 1980 году (курс О. Табакова). В 1980-85 годах работал в Детском музыкальном театре. В театре "Сатирикон" с 1985 года. Роли: Экстраваганца ("Багдадский вор"), Король ("Голый король"), г-н Диафуарус ("Мнимый больной"), Рагно ("Сирано де Бержерак"), Управляющий ("Превращение"), Петр ("Ромео и Джульетта"), Ведущий ("Шоу - Сатирикон"), Джекоб-Крючок ("Трехгрошовая опера"), Старый Отрапа, Отец Агаты, Староста ("Жак и его Господин"), Розенкранц, Могильщик ("Гамлет"). Много снимается в кино и рекламе. Фильмы: "Экипаж", "Русский регтайм", "Операция-кооперация" и др.
- Елена Пашина
- 05.07.2002
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru